Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников».
консультация
Игры по развитию речи при работе с текстом
Цель: подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине.
Задачи: учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
. формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;
• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
• упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
• расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;
• активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников».
«Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира».
Эксперт по ТРИЗ - педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
1. Давать ребенку право выбора везде, где это возможно.
2. Сталкивать ребенка с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа.
3. Обучать через практику — эксперименты, опыты, исследования.
4. Постоянно отслеживать интерес детей и понимание ими материала.
5. Стремиться к максимальной пользе при минимальных затратах.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия. Всё это формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
В своей педагогической деятельности мы зачастую сталкиваемся с такой проблемой, что у современных дошкольников :
• монологическая речь плохо развита;
• небольшой опыт рассказывания текстов;
• недостаточный активный словарь;
• дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
В связи с этим, для развития речи детей младшего дошкольного возраста я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ.
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.
Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Основная цель ТРИЗ - технологии – формирование у детей креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях своей деятельности.
ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, перед ошибками, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Значимость технологии заключается в разработке путей, методов и средств для развития речи, творческого воображения и мышления в соответствии с возрастными особенностями детей.
Методы технологии ТРИЗ :
• обучение детей творческому рассказыванию по картине;
• работа с противоречием;
• обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;
• обучение детей созданию образных характеристик объектов;
• обучение детей сочинительству и словотворчеству;
• обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
• обучение детей составлению загадок.
Актуальность представленной технологии заключается в формировании у детей умения видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость. В закономерности развития и качественного изменения процесса речевого развития детей, изобретательской смекалки, творческого мышления.
Дидактические принципы:
• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
• Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Как показал опыт работы с детьми, традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказам своих сверстников. В связи с этим я считаю, что методические приемы и принципы данной технологии способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения.
Игры по развитию речи при работе с текстом
Цель: подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине.
Задачи: учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
. формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;
• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
• упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
• расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;
• активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Игра «Подзорная труба»
Предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
( навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, снеговик, дом, солнце, земля, небо, ёлки-3, верба, лес, снег и т.д.)
Игра «Фотографирование»
-- Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
– Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты», а поможет нам это запомнить эмблема (выставляю эмблему 1).
- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов (девочка-снеговик, потому что она его слепила; солнце – снеговик, потому что оно пригревает снеговика, он тает; солнце превращает снег в сосульки; солнце пригревает крышу; солнце греет ёлки; верба зацветает от солнечного тепла; девочка живёт в доме;……).
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А, что мы сейчас делали?( ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. А вот эмблема(2) этой игры и её правило: «Один предмет связан с другим, потому что…).
Игра «Вхождение в картину»
-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.
Игра «Живые картинки»
-Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине ( каждый ребёнок по схеме определяет кто он и где ему встать).
-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
-А вот, и эмблема(6) этой игры и правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».
Игра «Превращение в объект на картине»
-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня…..», а вот и эмблема игры.
«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.
Далее используется прием «вхождение в картину», он дает в
Прием «вхождение в картину», тут дети «входят» в пространство картины и с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, отражают возможные ощущения в речи.
Следующая составляющая технологии ТРИЗ – работа с противоречиями.
Работа с противоречием.
Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший и плохой (герой мультфильма кому-то понравился, а кому-то нет, большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая, горячий и холодный (утюг - подошва горячая, а ручка холодная).
Решаем противоречия при помощи игр: «Скажи об одном предмете много», «Теремок», «А что, если…», «Если бы ты попал в сказку», «Волшебная палочка – уменьшалка или увеличивалка».
Обучение детей созданию образных характеристик объектов.
Технология обучения детей составлению сравнений:
• называется какой-либо объект;
• обозначается его признак;
• определяется значение этого признака;
• сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
• цыпленок (объект №1);
• по цвету (признак);
• желтый (значение признака);
• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).
Данная работа может проводиться в любом виде деятельности, для активизации полученных знаний и навыков.
Рассказывая о предмете одной из главных задач – это назвать признаки этого предмета. Дети нашего возраста нуждаются в опорных схемах и подсказках, они могут испытывать затруднения и назвать не все значения признака.
ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Педагог не дает детям готовую информацию, а учит её находить.
Т. к речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗ – технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.
В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость развивается речь и логика мышления.
Вывод:
Методы данной технологии позволили мне успешно решить многие задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказывать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируется умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодиться ребенку в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....

Технология ТРИЗ познавательно – речевого развития дошкольников
Личный опыт работы с игровым пособием "Познавайкина полянка" по технологии ТРИЗ...

Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач помогает в развитии речи дошкольников. Вариантов использования ТРИЗ множество. В данной презентации небольшой "кусочек",как можно интересно,увлека...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...
