Развитие и воспитание дошкольника в процессе конструктивно-модельной деятельности в условиях дошкольной организации (ранний возраст)
презентация
Конструктивно-модельная деятельность играет ключевую роль в развитии и воспитании детей раннего возраста в условиях дошкольной организации. Именно в этом возрасте закладываются основы познавательной активности, формируется интерес к окружающему миру и развивается мелкая моторика, столь важная для дальнейшего обучения и жизни. Организованная конструктивно-модельная деятельность позволяет детям экспериментировать с различными материалами, формами и цветами, стимулируя их воображение и творческое мышление. Простые действия, такие как складывание кубиков, построение башен, или создание аппликаций, способствуют развитию пространственного мышления, координации движений и умения решать простейшие задачи. В процессе конструирования и моделирования дети учатся планировать свои действия, анализировать результаты и вносить коррективы в свои проекты. Это важные навыки, которые пригодятся им в дальнейшем при решении более сложных задач и в процессе обучения в школе. Кроме того, совместная конструктивная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и договариваться. Педагоги дошкольной организации должны создавать благоприятные условия для развития конструктивно-модельной деятельности, предлагая детям разнообразные материалы и задания, стимулирующие их творческий потенциал. Важно помнить, что в раннем возрасте главное – это процесс, а не результат. Позволяйте детям экспериментировать, ошибаться и находить свои собственные решения. Регулярная и правильно организованная конструктивно-модельная деятельность в условиях дошкольной организации способствует гармоничному развитию личности ребенка, формирует его познавательную активность, развивает творческие способности и подготавливает к успешному обучению в школе. Для эффективной организации конструктивно-модельной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности детей. В раннем возрасте акцент делается на сенсорном опыте и манипуляциях с предметами. Малышам предлагаются крупные детали, простые конструкции и задания, направленные на развитие моторики и координации. Постепенно, по мере взросления, задачи усложняются, вводятся новые материалы и инструменты, стимулирующие развитие логического мышления и творческого подхода. Разнообразие материалов играет важную роль в стимулировании интереса к конструктивно-модельной деятельности. Помимо традиционных кубиков и конструкторов, можно использовать природные материалы (шишки, листья, ветки), ткани, бумагу, картон, а также бросовый материал (коробки, бутылки, пуговицы). Это позволяет детям экспериментировать с различными текстурами, формами и цветами, расширяя их представления об окружающем мире.
Педагог выступает в роли фасилитатора, создающего условия для самостоятельной деятельности детей. Он предлагает идеи и задания, но не навязывает готовые решения. Важно поддерживать инициативу детей, задавать наводящие вопросы, помогать в решении проблем, возникающих в процессе конструирования и моделирования. Оценка результатов конструктивно-модельной деятельности должна быть направлена не на констатацию правильности или неправильности, а на поощрение творческого подхода, инициативы и самостоятельности. Важно отмечать прогресс каждого ребенка, подчеркивать его сильные стороны и поддерживать интерес к дальнейшим занятиям.
Работа с родителями должна быть направлена на создание единого образовательного пространства, где идеи и подходы к развитию ребенка в дошкольной организации и дома совпадают. Важно информировать родителей о значении конструктивно-модельной деятельности для развития дошкольника, предоставлять рекомендации по организации развивающей среды дома, знакомить с игровыми пособиями и материалами. Эффективными формами работы с родителями могут быть консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, где родители могут получить не только теоретические знания, но и приобрести практические навыки, необходимые для организации конструктивно-модельной деятельности дома. Также полезно организовывать совместные проекты детей и родителей по конструированию, что способствует укреплению детско-родительских отношений и развитию творческих способностей ребенка. Комплексный подход, включающий создание стимулирующей среды в дошкольной организации и активное взаимодействие с родителями, позволяет максимально реализовать развивающий потенциал данной деятельности и обеспечить гармоничное развитие ребенка. Организация выставок детских работ, проведение тематических мероприятий, посвященных конструированию и моделированию, также способствует повышению мотивации и развитию творческого потенциала детей.
Внедряйте конструктивные методы в повседневную практику, чтобы помочь детям развиваться и достигать новых высот.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.41 МБ | |
| 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слад1
«Развитие и воспитание дошкольника в процессе конструктивно-модельной деятельности в условиях дошкольной организации» (ранний возраст)
Слайд 2
Актуальность темы:
В раннем возрасте конструктивно- модельные игры играют ключевую роль в развитии ребенка. Эти игры не просто развлечение, а мощный инструмент для формирования базовых навыков и способностей, развития мелкой моторики и координации. Манипулируя кубиками, блоками и другими элементами конструктора, малыш тренирует мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием речи и мышления.
Слайд 3
Конструирование способствует:
Конструктивно-модельные игры ребёнка раннего возраста способствуют:
- Формированию сенсорных способностей.
Дети знакомятся с различными материалами, их текстурой, формой, весом и цветом. Осязательное исследование блоков, кубиков и других элементов позволяет развивать тактильные ощущения и мелкую моторику.
Ребята, смотрите, сколько у нас всего интересного! Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями. Видите, эти чудесные кубики и блоки? Они такие разные! Давайте потрогаем их.
Этот какой на ощупь? Гладкий? А этот шершавый? Вот видите, мир полон разных текстур! А теперь закройте глазки и попробуйте угадать, что у вас в ручках. Мягкий комочек? Или может быть, твердый шарик?
А цвета! Посмотрите, какой яркий красный! А этот синий! Мы с вами как художники, только вместо кисточек у нас наши ручки и глазки. Давайте строить башни, сортировать кубики по цвету и просто веселиться, узнавая мир вокруг.
- Совершенствованию зрительного восприятия.
Играя, ребенок учится различать размеры, формы и цвета предметов, что очень важно для формирования адекватного зрительного образа окружающего мира.
- Развитию пространственных представлений.
Во время игры дети манипулируют объектами в трехмерном пространстве. Дети учатся понимать понятия "верх", "низ", "справа", "слева", "впереди", "сзади", необходимые для ориентации в окружающей среде.
- Формированию обобщённых представлений.
Сооружая различные конструкции, дети учатся классифицировать предметы по признакам формы, размера и материала, создавая обобщенные представления о мире.
- Развитию творческих умений.
Строительные игры предоставляют неограниченные возможности для проявления фантазии и воображения. Ребенок может строить все, что угодно, воплощая в жизнь свои идеи и задумки.
- Совершенствованию речи детей.
Во время игры дети комментируют свои действия, описывают конструкции, задают вопросы, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая навыки связной речи. Игра выступает мощным стимулом для речевого развития.
Слайд 4
ОСНОВНОЙ ВИД КОНСТРУИРОВАНИЯ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Конструирование из строительных материалов:
Выбор конструктора для данного вида деятельности детей раннего возраста – задача, требующая особого внимания. В этом возрасте малыши активно познают мир через тактильные ощущения и визуальное восприятие.
Идеальным вариантом станет крупный блочный конструктор, изготовленный из безопасных, нетоксичных материалов. Важно, чтобы детали были достаточно большими, чтобы исключить возможность проглатывания, и при этом удобными для захвата маленькими ручками.
Конструктор должен быть ярким и красочным, чтобы стимулировать зрительное восприятие и интерес к игре. Разнообразие форм и цветов деталей позволит детям экспериментировать и развивать творческое мышление. Конструктор должен быть достаточно устойчивым, чтобы ребенок мог создавать несложные постройки.
Слайд 5
Программные задачи
Программные задачи включают в себя:
- Знакомство детей с простейшими конструкторами.
- Обучение детей сооружать элементарные постройки по образцу.
- Поддерживать желание детей что-то строить самостоятельно.
- Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (для обыгрывания постройки)
- Способствовать развитию пространственных соотношений. (большой, маленький, вверху, внизу)
Слайд 6
В процессе строительной игры происходит уточнение, закрепление, изучение:
В процессе строительной игры ребенок не просто развлекается, а активно познает мир. Происходит уточнение и закрепление знаний о величине деталей конструктора: малыш учится различать большие и маленькие детали, сопоставлять их между собой.
Одновременно с этим формируется понимание названий геометрических форм. Ребенок запоминает, что кубик – это кубик, а призма – это призма. Он учится узнавать эти формы среди других предметов и называть их.
Строя башни и домики, малыш усваивает понятия "высокий" и "низкий". Он видит, как башня становится выше, когда добавляются новые детали. Игра с конструктором помогает освоить понятия "короткий" и "длинный", "широкий" и "узкий". Ребенок сравнивает детали по длине и ширине, выстраивая заборы и дороги.
И, конечно, игра в строителя – это прекрасная возможность закрепить название основных цветов. Ребенок называет цвет каждой детали, сортирует их по цветам, создавая яркие и красочные постройки. Таким образом, строительная игра комплексно развивает ребенка, обогащая его сенсорный опыт и расширяя кругозор.
Слайд 7
Развитие пространственных представлений
Конструирование предполагает манипулирование объектами в трехмерном пространстве. Дети учатся понимать такие понятия как "верх", "низ", "справа", "слева", "впереди", "сзади", необходимые для ориентации в окружающей среде.
Слайд 8
Совершенствованию зрительного восприятия.
В конструировании совершенствуется зрительное восприятие, оно становится более целенаправленным. Ребёнок учится производить более глубокий зрительный анализ модели.
Вот, например, зрение. Казалось бы, смотрит ребенок и смотрит, а там целая наука! Мы, воспитатели, всегда стараемся им в этом помочь, зрительное восприятие развивать. А как? Да играючи, конечно! Возьмем, к примеру, форму. Сначала шарик от кубика отличить, потом треугольник от квадрата – это ж целое открытие! Цвета – тоже волшебство! Красный, желтый, синий – не просто слова, а целые миры. А уж размеры! Большой, маленький, высокий, низкий – это ж как интересно сравнивать! И все это не просто так. Когда ребенок хорошо различает форму, цвет и размер, он лучше понимает, что вокруг него происходит. Он видит мир правильно, без искажений. А это, очень важно для его дальнейшего развития и учебы. Так что играем, смотрим, сравниваем – и зрение развиваем!
Слайд 9
Совершенствованию речи детей.
Во время игры дети комментируют свои действия, описывают конструкции, задают вопросы, обыгрывают их при помощи доп. игрушек тем самым обогащая свой словарный запас и развивая навыки связной речи. Игра выступает мощным стимулом для речевого развития.
Слайд 10
Формирование обобщённых представлений
Сооружая различные конструкции, дети учатся классифицировать предметы по признакам формы, размера и материала, создавая обобщенные представления о мире.
Мы с ребятами любим строить всякое-разное! Казалось бы, ну что такого – кубики, да палочки, да всякие штучки. Вот, например, строим мы башню. Сначала вроде как просто ставим кубик на кубик. А потом начинаются вопросы: "А почему этот кубик большой, а этот маленький?", "А почему этот красный, а этот синий?". И тут мы начинаем разбираться, что предметы бывают разные по форме, размеру, цвету. Или, строим мы домик. Из чего можно построить домик? Из кубиков, из палочек, из песка даже! И вот мы уже говорим о том, что предметы сделаны из разных материалов. И вот так, играя, строя, разбирая, дети начинают понимать, что в мире все связано. Что предметы можно объединять в группы по общим признакам. Это и есть то самое обобщенное представление о мире, которое так важно для развития ребенка.
Слайд 11 Роль воспитателя:
В этой увлекательной деятельности воспитатель выступает не просто наблюдателем, а мудрым проводником и помощником.
Воспитатель создает развивающую среду, предоставляя разнообразные материалы: кубики, бруски, цилиндры, природные элементы. Важно, чтобы материалы были безопасными, гигиеничными и соответствовали возрасту детей.
Задача воспитателя – мотивировать детей к игре, поддерживать их интерес и инициативу. Он может предложить тему для строительства, например, "Построим домик для куклы" или "Сделаем дорогу для машинок".
Воспитатель не навязывает свои идеи, а задает наводящие вопросы, стимулирует детей к поиску собственных решений. Например: "Как сделать, чтобы домик не развалился?", "Какой формы детали лучше использовать для крыши?".
Наблюдая за игрой, воспитатель помогает детям осваивать новые конструктивные навыки, учит сравнивать формы, размеры, цвета. Он может показать, как правильно соединять детали, строить устойчивые конструкции.
Важно помнить, что цель конструктивно- модельных игр – не создание идеальной постройки, а процесс творчества, экспериментирования и получения удовольствия от совместной деятельности. Воспитатель поощряет любые проявления фантазии и поддерживает положительную атмосферу в группе.
Воспитатель играет ключевую роль в организации конструктивно-модельной деятельности. Наша задача создать комфортную и безопасную среду для творчества, поддерживать инициативу детей и вдохновлять их на новые идеи. Важно помнить, что индивидуальный подход к каждому ребенку помогает учитывать его интересы и развивать его способности.
Слайд 12,13,14 Методы работы:
Педагог демонстрирует способ конструирования, сопровождая свои действия объяснениями. Он использует игровые приёмы и помогает детям обыгрывать постройки, постепенно усложняя их.
Педагог всегда следит за тем, чтобы у детей были разнообразные строительные наборы и подбирает игрушки, которые можно использовать для обыгрывания создаваемых конструкций. Кроме того, он вместе с детьми рассматривает как реальные предметы, так и их изображения перед началом конструирования.
Слайд 15,16,17
Конструктивно-модельная деятельность на прогулке – это важная составляющая образовательного процесса в раннем возрасте, способствующая комплексному развитию детей.
Кроме того, конструктивная деятельность на прогулке является отличным способом познакомить детей с окружающим миром. Строя домики или моделируя транспортные средства, деревья из природного материала (камушек, веточек, песка...) дети узнают больше об их особенностях и назначении. Воспитатель может использовать это как возможность для проведения познавательных бесед, расширяя кругозор детей и формируя у них бережное отношение к природе. Создавая условия для экспериментирования, творчества и взаимодействия, воспитатель помогает малышам раскрыть свой потенциал и приобрести ценные навыки, необходимые для успешной адаптации в окружающем мире.
Слайд 18,19,20
Работа с родителями
Работа с родителями должна быть направлена на создание единого образовательного пространства, где идеи и подходы к развитию ребенка в дошкольной организации и дома совпадают. Важно информировать родителей о значении конструктивно-модельной деятельности для развития дошкольника, предоставлять рекомендации по организации развивающей среды дома, знакомить с игровыми пособиями и материалами. Эффективными формами работы с родителями могут быть консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, где родители могут получить не только теоретические знания, но и приобрести практические навыки, необходимые для организации конструктивно-модельной деятельности дома. Также полезно организовывать совместные проекты детей и родителей по конструированию, что способствует укреплению детско-родительских отношений и развитию творческих способностей ребенка. Комплексный подход, включающий создание стимулирующей среды в дошкольной организации и активное взаимодействие с родителями, позволяет максимально реализовать развивающий потенциал данной деятельности и обеспечить гармоничное развитие ребенка.
Слайд 21
К концу года дети могут:
Дети, как правило, демонстрируют значительный прогресс в этой области. Они умеют:
- Строить простые башни и домики из кубиков, используя разные формы и размеры.
- Различать основные цвета и формы строительных элементов.
- Сооружать несложные конструкции по образцу или словесной инструкции взрослого.
- Проявлять интерес к созданию различных построек, комментируя свои действия.
- Начинают использовать в играх элементы сюжета, например, "это домик для куклы", "а это гараж для машинки".
- Совместно со сверстниками участвовать в строительстве общих объектов, договариваясь о последовательности действий.
Развитие этих навыков способствует формированию у детей пространственного мышления, мелкой моторики, воображения и умения работать в коллективе. Необходимо поддерживать интерес ребенка к строительству и конструированию, предлагая новые материалы и идеи для игр не только в садах, но и дома.
Слайд 22
Заключение
Таким образом, конструктивно-модельная деятельность играет ключевую роль в воспитании и развитии детей раннего возраста. Она способствует формированию основополагающих навыков, которые станут основой для успешной социализации и обучения в будущем. Внедрение этих методов в образовательный процесс позволяет детям раскрыть свой потенциал и подготовиться к новому этапу жизни.
Слайд 23
Благодарю за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе совместной проектной деятельности
Воспитываем детей патриотами!)...
Презентация Проект по экологическому воспитанию дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: «Во саду ли в огороде….»
учить детей различать по внешнему виду и называть овощи; расширять представления о выращивании овощных культур...

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Морозовой Э.И. ”Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.
Описание: данный проект можно использовать(изменив задачи в соответствии с возрастом детей)в работе с детьми детского сада, начиная с младшей группы, включая подготовительную(возраст детей от 3 -ех до...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

«Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»
laquo;Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»...

Отчет по проектной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе различных видов деятельности"
Отчет по проектной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе различных видов деятельности"...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»
Согласно годовому плану на 2023-2024 учебный год, на основании приказа № 22 от 7 декабря 2023 г. в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме ...
- Мне нравится (1)
