Семинар "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ"
материал
Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.83 КБ | |
| 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ».
СЛАЙД 1
Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Эмоции СЛАЙД 2 (от латинского emovere – потрясаю, волную) психологическое состояние человека, проявляющееся в переживании человека отношения к окружающему или самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и др.) утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности. Сейчас мы рассмотрим, чем же отличаются эмоции ребёнка от эмоций взрослого. СЛАЙД 3
Многообразием,
открытостью,
слитностью и частой сменяемостью,
подвижностью,
импульсивностью,
неосознанностью,
связаны с выражением своих возможностей,
ситуативны (процесс возбуждения преобладает над процессами торможения).
Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
Что же такое эмоциональное благополучие? СЛАЙД 4
Это состояние комфорта в окружающей действительности.
Эмоциональное благополучие выражается в следующих чертах ребёнка
чувство доверия к миру;
способность проявлять гуманные чувства;
наличие положительных эмоций и чувства юмора;
способность и потребность в телесном контакте;
чувство удивления;
вариативность поведения;
способность к положительному подкреплению себя;
способность к самоанализу в соответствии с возрастом.
СЛАЙД 5 Эмоциональное благополучие формирует:
- адекватную высокую самооценку;
- сформированный самоконтроль;
- ориентацию на успех в достижении целей;
- состояние удовлетворения.
Как вы представляете себе эмоционально благополучного ребёнка? СЛАЙД 6
Что же влияет на комфортное состояние ребёнка? СЛАЙД 7
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. СЛАЙД 8
- планировать обстановку помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей);
- организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек;
- учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т.к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку);
- все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Материалы должны быть яркими, красочными, привлекательными.
Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, СЛАЙД 9 т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ:
- зона двигательной активности;
- центр песок-вода;
- уголок ИЗО деятельности;
- игровые двигательные модули;
- игровая «жилая комната»;
- центр развивающих игр;
- элементы некоторых видов театра, зона «ряженья».
Зона релаксации (уголок уединения).
Ещё одним из факторов, влияющих на эмоциональное состояние ребёнка является игра СЛАЙД 10
- эмоциональные игры. Цель – создавать положительный эмоциональный настрой на предстоящий день.
- коммуникативные игры. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
- терапевтические игры. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
Подробнее с играми вас познакомит Марина Николаевна.
СЛАЙД 11 Режим дня играет тоже не маловажную роль для эмоционального благополучия ребёнка. В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова рекомендуют:
- Понедельник и пятница не д.б. физически и интеллектуально перегружены;
- Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий;
- В режиме дня д.б. предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого на основе неформального общения.
- Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки д.б. не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок.
- Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.
- В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.
В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение к нему воспитателя. Отношение воспитателя к ребенку - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков. СЛАЙД 12 На слайде вы видите 4 вида потребностей общения ребёнка со взрослым, выделенные В.О.Лисиной.
Компонентами эмоционального отношения к детям являются действия воспитателя, общий эмоциональный фон в работе воспитателя, особенности принятия ребенка, наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком.
Нарушения взаимоотношений между ребенком и взрослым, невнимание, отрицательное воздействие со стороны взрослого - оказывают негативное влияние на нервную систему дошкольников, вызывая у одних грубость и агрессивность по отношению к окружающим, у других - замкнутость, необщительность, понижение общего тонуса.
Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности:
- если дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму общения и постепенно переходить к ситуативно-деловой форме;
- дети, желающие общаться любой ценой с лидерами группы, нуждаются в личностном и деловом общении с воспитателем;
- для детей, неспособных установить продолжительный контакт со сверстниками при наличии доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее деловая форма общения, помощь в налаживании контактов со сверстниками, одобрение;
- в случае, если дети не испытывают потребности в общении со взрослыми и сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения (подчеркивание интересов, внимание к успехам).
Эмоциональное самочувствие ребенка во многом определяется характером его отношений со сверстниками. СЛАЙД 13
Необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность:
- находить общие интересы;
- формировать традиции группы;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий;
- поощрять доброжелательность, конструктивные способы разрядки негативных эмоций;
- развивать эмпатийные способности детей групп.
Положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.
СЛАЙД 14 Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей:
1 тип - неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей.
2 тип - характеризуется устойчивым негативным отношением к общению.
3 тип - основной чертой поведения является наличие у детей страхов.
Для положительных взаимоотношений ребёнка со сверстником и взрослым педагог должен создать условия для эмоционального благополучия детей в группе детского сада СЛАЙД 15
- «Телефон доверия»;
- «Семейные альбомы», «Уголки релаксации»;
- «Зональность развивающей среды»;
- разумная занятость детей, в течении всего дня;
- физминутки;
- установка на интересный завтрашний день;
- «Утро радостных встреч»;
- демократичный стиль общения воспитателя;
- соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». (И.Сеченов)
К условиям, СЛАЙД 16 определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость);
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Каким должен быть настоящий педагог?
СЛАЙД 17 тип Мери Поппинс:
- Образованная хорошо воспитанная, замечательно рассказывающая разные истории.
- Прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят.
- Преследует одну-единственную цель – развитие благополучного человека.
- Является посредником между миром культуры и миром детей.
обучает детей так, что они этого не замечают.
- Постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.
- Обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Вывод: Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.
В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием.
При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, нам необходимо обеспечить их психологический комфорт. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоции – психологическое состояние человека, проявляющееся в переживании человека отношения к окружающему или самому себе.
Эмоции ребенка отличаются от эмоций взрослого: Многообразием ; Открытостью ; Слитностью и частой сменяемостью; Подвижностью ; Импульсивностью ; Неосознанностью; Связаны с выражением своих возможностей; Ситуативны (процесс возбуждения преобладает над процессами торможения ). Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Оно выражается в следующих чертах ребенка : чувство доверия к миру; способность проявлять гуманные чувства; наличие положительных эмоций и чувства юмора; способность и потребность в телесном контакте; чувство удивления; вариативность поведения; способность к положительному подкреплению себя; способность к самоанализу в соответствии с возрастом . Это состояние комфорта в окружающей действительности.
Эмоциональное благополучие формирует: адекватную высокую самооценку; сформированный самоконтроль; ориентацию на успех в достижении целей; состояние удовлетворения
ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК УЛЫБЧИВ НЕПОСРЕДСТВЕНЕН РАЗГОВОРЧИВ НЕ ДРАЧЛИВ НЕ ГРУБИТ РОДИТЕЛЯМ ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ ЮМОРА НЕ ВОРУЕТ НЕ КРИКЛИВ НЕ ОБИЖАЕТ ДРУГИХ СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ СЛУШАЕТ ДРУГИХ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН
Схема создания эмоционального комфорта ребенка Комфортное состояние ребенка. Эмоциональное благополучие в семье Психологическое здоровье ребенка Признание детским сообществом Предметно – развивающая среда Преемственность в работе всех специалистов ДОУ Доброжелательное общение взрослого с ребёнком
Предметно-развивающая среда: Планировать обстановку помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей ); Организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек; учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т.к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку); Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Материалы должны быть яркими, красочными, привлекательными.
Эмоционально-развивающая среда ДОУ: Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ: Зона двигательной активности; Центр песок-вода; Уголок ИЗО деятельности; Игровые двигательные модули; Игровая «жилая комната»; Центр развивающих игр; Элементы некоторых видов театра, зона «ряженья ». Зона релаксации (уголок уединения).
Игры, способствующие оптимизации эмоциональной сферы ребенка: Эмоциональные игры . Цель – создавать положительный эмоциональный настрой на предстоящий день. Коммуникативные игры . Цель : вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми. Терапевтические игры . Цель : снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов .
Режим дня. В.Г . Алямовская , С.Н. Петрова рекомендуют: Понедельник и пятница не д.б . физически и интеллектуально перегружены; Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий; В режиме дня д.б . предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого на основе неформального общения. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки д.б . не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок . Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов , релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.
Общение взрослых с ребенком В психологических исследованиях, проведенных под руководством В.О.Лисиной , выделены четыре вида потребностей : Первый (до 6 мес.) – потребность ребенка в доброжелательном внимании. Второй (от 6 мес. до 3 лет) – потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Третий (3 – 5 лет) – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, в уважительном отношении взрослого. Четвертый (5 – 7 лет) – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и взаимопонимании, сопереживании.
Необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность : находить общие интересы; формировать традиции группы; создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий ,; поощрять доброжелательность, конструктивные способы разрядки негативных эмоций; развивать эмпатийные способности детей групп. Общение со сверстниками
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей :
Создание условий эмоционального благополучия детей в группе детского сада «Телефон доверия » ; «Семейные альбомы», « У голки релаксации »; «Зональность развивающей среды» ; Р азумная занятость детей, в течении всего дня; Физминутки ; Установка на интересный завтрашний день ; «Утро радостных встреч »; Д емократичный стиль общения воспитателя; С облюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является: «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». ( И.Сеченов )
К условиям , определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Каким должен быть современный педагог? Тип Мери Поппинс: Образованная хорошо воспитанная, замечательно рассказывающая разные истории Прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят Преследует одну-единственную цель – развитие благополучного человека. Является посредником между миром культуры и миром детей. обучает детей так, что они этого не замечают. Постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва… Чтобы нормально расти, ребенку нужна: любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...
Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....
Игротерапия как средство эмоционального благополучия детей
Материалы из опыта работы педагогов ...
"Эмоциональное благополучие детей"
Эмоциональное благополучие ребёнка- это залог его психического и физического здоровья....

Влияние развивающей среды музыкального зала на эмоциональное благополучие детей
Иллюстративный материал...

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении На национальном и международном уровнях (Нью-Йорк, 3 декабря 1986 года) (извлечение)
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении На национальном и международном уровнях (Нью-Йорк, 3 де...
