Проект "Моя семья"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Если спросить у ребёнка, что такое семья, то он незадумываясь ответит, что это папа, мамаи я.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 158 города Тюмени
Областной креатив-фестиваль «Надежда»
Направление: социальные преекты
исследовательский проект
«Я и моя семья»
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Мясникова Елена Алексеевна
Паспорт проекта
Тема проекта: «Я и моя семья»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Срок реализации: март 2014 г.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, комплексный.
Актуальность проблемы:
Согласитесь, органичное сочетание воспитательных воздействий на ребёнка со стороны педагога и родителей начинается с создания единого пространства Семья - детский сад, в котором всем (детям, родителям, педагогам) будет комфортно, интересно, полезно. Именно семья предопределяет закономерности формирования будущего человека. Как правило, за проблемами и успехами воспитанников, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Значит, чтобы добиться результата в достижениях ребёнка, нужно влиять и на его родителей тоже. И тогда возник вопрос как? Не через назидательные разговоры и требования, а через действия и инициативу:
-Видеть в родителе не только основного социального заказчика, но и самое заинтересованное лицо
-Вовлекать родителя в процесс воспитания и образования своего ребёнка.
-Создать единое пространство «Семья - детский сад», в котором бы органично воздействовали на ребёнка с двух сторон - детского сада и семьи.
Организация проекта «Я и моя семья» - это способ познакомиться, сойтись во взглядах, изучить намерения, взаимоотношения в семьях не через анкеты и опросы, а через живое общение, вовлечение в свободное творчество, сотрудничество, это возможность проявить свою индивидуальность и детям и родителям.
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Именно в семье происходит усвоение ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, стремление его к добру. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью в формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Цель проекта: - Создание единого пространства детский сад - семья. - Воспитание любви к своим родным и семье. Вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи.
Задачи проекта:
Для детей: - Расширять представления о семье, её истории и традициях. - Формировать представления о родственных отношениях, о родословной.
- Развивать воображение, творческие способности.
- Учить общению со сверстниками и взрослыми в рамках делового сотрудничества в достижении общей цели. Обогащать словарный запас терминами родства. Активизировать речь.
- Познакомить детей с методами исследования. - Научить детей представлять результаты своей работы.
- Воспитывать любовь к членам своей семьи. Показать необходимость уважительного и заботливого отношения к ним.
Для педагогов: - Изучение воспитательных возможностей родителей воспитанников.
- Выявление возможности правильного использования педагогических ресурсов для решения общих задач воспитания.
- Создать условия для благополучного и комфортного пребывания детей в группе.
Предполагаемый результат для педагога:
Обширная, тесная работа с детьми и родителями поможет выработать стиль эффективного взаимодействия с семьёй дошкольника. Так же выявить новые педагогические условия, направленные на формирование социально-личностных качеств дошкольника.
У детей:
Развить способности решать интеллектуальные личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;
Овладение детьми первичными представлениями о себе, семье, её истории, родственных отношениях;
Вызвать эмоциональную отзывчивость, желание заботится о своих близких, старшем поколении.
План проектной деятельности:
Первый этап (1 неделя)
Основополагающий вопрос: Что такое семья? Роль семьи в жизни человека. (Сможет ли человек жить один, без семьи?) Проблемные вопросы: Кто являются членами семьи? История твоей семьи.
Организация творческой группы детей и родителей, консультации, беседы, определение конкретных путей решения, заданий.
Распределили подгруппы:
- по сбору материала для мини-музея «Семейные реликвии».
- по отбору материала и оформлению родословной.
- по сбору материала «История моего имени».
- по оформлению газет «Как мы отдыхаем», «Как мы вместе трудимся», «Мы спортивная семья».
- по сбору материала для дидактических игр «Семейные традиции», «Обязанности в семье», «Расставь по старшинству», «Собери картинку».
Второй этап (2-ая – 3-я недели)
Тема | Цель | Формы работы |
«Это я и моя семья!» | Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных людей, в семье все любят и помогают друг другу, семьи бывают разные). | презентации фотоальбомов, выполненных детьми и родителями. |
«История моего имени» | Познакомить детей с понятием «имя». Учить проводить элементарные исследования, и представлять результаты своей работы. Формировать личностную позицию, раскрывать в индивидуальность ребёнка. | Знакомство детей с понятием «имя» Результаты исследования нескольких детей: что обозначает, кто дал это имя и почему. Как мы выбирали имя. |
«Как мы вместе отдыхаем». «Как мы занимаемся спортом». | Продолжать формировать у детей представление о том, что такое семья (семья объединяет родных людей в труде, в спорте, в отдыхе. Когда все вместе- это весело и интересно). | Презентации детей, подготовленных родителями по материалам оформленных фотогазет. |
Чтение литературных произведений С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Э.Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья». Заучивание стихов Я.Аким «Моя родня»,Т.Боковой «Папа»,Т.Шорыгиной «Дедушка» | Продолжать формировать представление детей, что такое семья средствами литературных произведений. Учить понимать чувства героев. Вызвать эмоциональную отзывчивость к родным, заботу о них и желание им помогать. | Слушание содержания произведения. Речевое общение с детьми, высказывание о поступках героев. |
Дидактическая игра «Расставь по старшинству», «Собери картинку» | Учить анализировать и систематизировать картинки с изображением людей в разном возрасте (младенец-девочка-женщина-бабушка; младенец-мальчик-мужчина-дедуш-ка). Формировать умение располагать картинки с изображением членов семьи от младшего по возрасту к старшему, и наоборот. | Подбор картинок, оформление под дидактический материал. Индивидуальная работа, игры с детьми. |
Дидактический материал: «Семейное хозяйство», « Мы работаем на даче» «Кто, что делает» | Уточнить распределение обязанностей в семье и определение круга обязанностей ребенка в семье. Подвести детей к осознанию необходимости в помощи взрослым по дому. | Оформление дидактического материала. Игры с детьми. |
Рисование на тему: «Моя мама», «Я вместе с папой», «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я». | Учить рисовать портреты людей, передавать особенности внешнего вида, настроение. Воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать эмоциональную отзывчивость. | Представление своих работ детям, рассказы о своих родителях по нарисованному портрету. |
«Предметы из маминого детства» | Формировать представление о семейных ценностях и традициях, помочь детям осознать, чем ценны предметы старины в семье. | Сбор предметов для мини – музея. |
«Кем я прихожусь своим родственникам» | Формировать представления о родственных отношениях (брат, сестра, тетя, дядя, двоюродные брат и сестра, племянник, племянница, прадед, прабабушка). | Рассказы детей по фотоальбомам. |
«Родовое древо, герб семьи» | Закреплять представления о том, что такое род и родословная, семья, ее история и традиции; закреплять интерес к изучению и созданию своего родового древа | Презентации детей, подготовленные родителями. |
Фотовыставка «Как две капли воды» | Вызвать у детей чувство гордости за себя и своих родителей. Учить определять сходства во внешности взрослого и ребёнка. Определять настроение и характер. | Рассматривание детьми фотографий, рассказывание о свих родных |
«Народная мудрость гласит» | Довести до детей значимость и ценность семейного благополучия. Продолжать знакомить с народной мудростью. | Подбор и чтение поговорок о семье. |
Третий этап (4 неделя)
На протяжении первых трёх недель все продукты совместной деятельности детей и родителей (газеты, фотоальбомы, родословные, дидактический материал) доступны для просмотра и помещались в открытом виде в приёмной и в группе.
Четвёртый этап (рефлексия)
- Открытие выставки рисунков для родителей: «Семья глазами детей», на которой предлагалась детям по желанию презентация своего рисунка (к каждому портрету была подписана фраза из высказывания автора работы).
Неожиданный резонанс вызвал фотоколлаж «Как две капли воды». Каждый день начинался с новых фотографий и активного просмотра.
Дети живо и усердно доказывали своё сходство, обращая внимание на незначительные детали.
Проект по теме «семья» это первый и необходимый шаг к созданию благоприятного социума детей родителей и педагогов. А так же для выбора оптимальных путей воздействия на ребёнка в плане воспитания и развития. А дальше, изучив воспитательные и социальные возможности семей воспитанников, можно планировать работу с родителями, вовлекать их в образовательную деятельность, рассчитывать на поддержку и помощь.
Поскольку именно эта тема предполагает непосредственное участие родителей и источником информации могут быть только они, в процессе поиска и оформления материала родители почувствовали свою значимость в совместной работе семьи и педагогов.
Сбор материала именно по этой теме заставляет родителей ощутить ответственность за свою семью, переосмыслить жизненные ценности и некоторые моменты в воспитании детей.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....

