Проект «С малой Родины моей начинается Россия»
проект

Заварыкина Альбина Алексеевна

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной — одна из задач нравственного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.  

Воспитание нравственно-патриотических чувств — долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Большая роль в этом направлении отводится совместной деятельности всех  участников образовательного процесса в работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_maloy_rodiny.docx241.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек»

Методическая разработка

Проект

«С малой Родины моей начинается Россия»

Picture background

Разработали:

учитель – логопед Заварыкина А.А.
и творческая группа педагогов

2022 г.

Введение

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной — одна из задач нравственного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.  

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста — воспитать любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.  

Некоторые задачи, которые решаются в рамках ФОП ДО (федеральной образовательной программы дошкольного образования):

  • воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур; 
  • расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране; 
  • развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве; 
  • воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах. 

Воспитание нравственно-патриотических чувств — долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Большая роль в этом направлении отводится совместной деятельности всех  участников образовательного процесса в работе с детьми. 

Название

«С малой Родины моей начинается Россия».

.

Цель

Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой родиной»

Задачи

  • Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.
  • Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города и края.
  • Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви                                          

к родному краю.

Дошкольный возраст

Младший, Старший.

Край Смоленский: парциальная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста / Т.М. Жарова, В.А. Кравчук, С.Ю. Шимаковская. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 37 с. «Край Смоленский»  парциальная программа по краеведению, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направленная на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа, формирование на этой основе духовнонравственного отношения к своей малой Родине и воспитание любви к ней.

Ожидаемый результат

Для детей: расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

Воспитание любви и чувства гордости за малую родину.

Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

Для педагогов: актуализировать краеведческие знания.

Обогатить знания дошкольников новым содержанием в условиях педагогических гостиных и педагогических мастерских и других мероприятий.

Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в  группе. Стимулировать педагогический поиск.

Пояснительная записка

    Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств.  Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Отечественные и зарубежные психологи (Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может.. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края.

Проект «Я. Мой дом. Моя малая Родина»предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направлен на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой родине.

Содержание проекта  интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, являться основой и части формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с ФГОС ДО ФОП ДО

Принципы:

Краеведческий принцип.  Изучение истории родного края идет на основе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей жизни, посещения краеведческих музеев и др.

Принцип доступности.  От простого к сложному. Ориентация на интерес, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.

Задачи и содержание усложняются с учетом возраста и уровня развития детей.

Проект состоит из разделов: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Город, в котором я живу», «Край мой Смоленский».

Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: ООД, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым.

Методы и приемы: беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, аудио- и видеоматериалом, презентации.

Формы проведения: открытые  ООД, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, маршрутные игры, устные журналы, литературные гостиные.

Социальные партнеры: Дома творчества,  СОШ №2, городской краеведческий музеем, музей военной славы.

Участники проекта:

-          дети

-          педагоги

-          музыкальный руководитель

-          инструктор по физической культуре,

-         Учитель- логопед

-    родители воспитанников.

Модель реализации проекта «С малой родины моей начинается Россия».

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Совместная деятельность с воспитанниками

1. Диагностика уровня готовности восприятия материала по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем, отслеживание динамики развития детей по всем поставленным задачам.

2 раза в год

сентябрь, май

2. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

в течение

учебного года

3. Чтение художественной и познавательной литературы по тематическим разделам.

в течение

учебного года

4. Продуктивная деятельность детей. Аппликация:  «Папин праздник»; рисование «Мой любимый детский сад»,  «Моя семья», «Моя мама».

в течение

учебного года

5. Макет « Детский сад».

октябрь

6. Подвижные, дидактические, настольные,  имитационные игры, игры-путешествия.

в течение

учебного года

Взаимодействие

с родителями

Беседа с родителями

сентябрь

 Привлечь родителей к разучиванию стихов и песен к праздникам.

в течение

учебного года

Оформление фотовыставки «Наша дружная семья».

Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов. Оформление семейных газет:  «Мы – мамины помощники».

ноябрь

декабрь,

февраль

 Создание библиотеки (подборка книг )

в течение реализации проекта

 Консультации: «Будем вежливы…»,  «Как организовать Новогодний праздник дома», «Как правильно общаться с детьми».

в течение

учебного года

Выставка литературы «Библиотека семейного чтения» по разделу «Что читать детям?»

январь

 Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками», «Рождественская сказка».

Декабрь, январь

Участие в природоохранной акции «Покормите птиц зимой- порадуют весной»

 «Годовой круг родительских собраний».

4 раза в год

Тематический вечер  «»Островок тепла и света», «Вечер семейного общения «Посиделки», час познания семейных традиций за круглым столом «Русский чай».

октябрь,

март,

апрель

Музыкально-спортивный праздник совместно с родителями «Мама, папа, я , вся спортивная семья»!

апрель,

май

Сотрудничество с социальными «институтами детства».

1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на год.

сентябрь-октябрь

2. Детская библиотека.  Проведение тематических, познавательных игр-занятий.

в течение

учебного года

3. Организация просмотра тематических видеофильмов.

в течение реализации проекта

5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками музея

в течение

учебного года

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды для осуществления  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

в течение

реализации проекта

2. Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

в течение

учебного года

3. Подборка художественной литературы,  познавательного характера по тематическим разделам

в течение

учебного года

5. Конспекты цикла познавательных занятий, бесед.

в течение

учебного года

6. Сценарии праздников, досугов и развлечений

в течение

учебного года

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«С малой родины моей начинается Россия».

Обучающие задачи

Средства решения

Сотрудничество с родителями

СЕНТЯБРЬ

1. Определить уровень знаний детей о семье, доме, детском саде.

2. Формировать у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе.

3. Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства

1. Наблюдение за общением детей в группе, выявление знаний по тематическим разделам.

2. Занятие «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись».

3Дидактические  игры: «Кто позвал?», «Говорящая ладошка»,  «Найди свою пару».

4. Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой».

1. Анкета «Что в имени твоём».

2. Родительское собрание на тему «Посеять в детских душах доброту».

ОКТЯБРЬ

1 Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду.

2. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.

1. Занятие «Мы - группа».

2. Создание символа группы.

3. Слушание песни В.Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает».

4. Рисование «Мой любимый детский сад».

5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

6. Оформление альбома

«Мой любимый детский сад».

 Консультация «Чем занять ребенка на прогулке?».

НОЯБРЬ

1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

2. Закрепить знания детей о домашних адресах. Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь.

1. Занятие «Дом, в котором я живу».

2. Рисование «Мой дом».

3. Дидактические игры «Покажи, не называя», «Волшебный микрофон»

4. Познавательное чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздин.

5. Рассматривание иллюстраций с изображением людей строительных профессий.

6. Сюжетно-ролевая игра «МЫ- Строители».

1.  Фотовыставка «Тепло родного дома».

3. Консультация «Будем вежливы…».

ДЕКАБРЬ

Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

1. Занятие  «Семь я».

2. Чтение стихотворения  «Кто кому кто?» Я.Акима.

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

4. Игры: «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным».

5. Аппликация «Моя семья».

6. Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для группы).

7. «Новый год у ворот!». Разучивание стихотворений, песен.

Рождественская сказка»- выставка

1Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья».

3. Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи».

4. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».

ЯНВАРЬ

1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них.

 Беседа «Ссоры и споры».

 Этюд «Котята» С.Маршак.

Дидактические игры «Чёрное-белое», «По кругу».

Слушание песни М. Танича и

В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

1. Помощь в оформлении фотовыставки «Мой четвероногий друг».

2. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения»

ФЕВРАЛЬ

1. Дать детям первые представления о военных  (День Защитника Отечества).

2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину.

  1. Беседа «Папин праздник».

2. Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества».

3. Изготовление подарков для пап и дедушек.

4.Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены», репродукции В.М. Васнецова «Богатыри».

5. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».

6. Аппликация с рисованием

«Папин праздник».

Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов.

МАРТ

1. Формировать в сознании детей  образ мамы как самого дорогого человека.

1.Занятие «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!».

2. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

3. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки».

4. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу».

5. Рисование портрета «Моя мама лучшая на свете».

6. Изготовление подарков для мам, бабушек.

 Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

3. Выставка детских рисунков «Моя мамочка».

АПРЕЛЬ

1. Воспитывать  у детей  любовь и привязанность к своей семье, дому.

1. Музыкально – спортивный праздник  совместно с родителями Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья».

 Игра «Я умею делать сам».

 Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Консультация «Как правильно общаться с детьми». Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники».

МАЙ

1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

1. «Этот День Победы».

2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Подвижные игры

Беседы с детьми, дидактические игры.

Рассказать  о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день.

 Консультация «Как провести лето».

1. Раздел – «Моя семья».

Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

«Семь Я.

Моя семья»

Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям.

ООД , совместные досуги с родителями; праздники, выставки.

Беседы, чтение художественной литературы , составление рассказов

«Мама, папа расскажите» (Профессия моих  родителей).

Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда.

Экскурсии на предприятия нашего города, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование.

«Мои верные друзья- Дедушка и бабушка»

Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье.

Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы.

Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок.

Традиции семьи

Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи.

Театральная деятельность, игры, концерты, семейный клуб «Расти здоровым, малыш».

Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща».

Древо семьи (старшая группа)

Познакомить детей с родословной своей семьи.

Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры.

Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи.

ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА. 

Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи).

Взаимопосещение семей сверстников, сюжетно-ролевые игры.

Рисование «Герб моей семьи», беседы.

Защитники Отечества

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры.

Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов.

http://svg5.detsad.27.ru/files/uploads/images/ds5.jpg2 Раздел. «Мой любимый детский сад».

Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

По дороге в детский сад

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями

Занятия, сюжетно-ролевые игры.

Рисование детского сада, друзей, любимых игрушек и т.д.

История детского сада

Познакомить детей с историей детского сада.

Вечер воспоминаний.

Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов

Традиции детского сада

Познакомить детей с традициями детского сада.

праздники, конкурсы, соревнования.

беседы, рассматривание фото.

Территория детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулки; экологическая тропинка на территории детского сада, трудовые поручения.

Беседы, моделирование участков.

профессии сотрудников детского сада

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых

Экскурсии по д/с: дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, рисование.

http://www.esosedi.ru/fiber/19149/fit/900x600/n_1.png3 Раздел  «Город, в котором я живу».

Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

История возникновения города Дорогобуж

Сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).

Учить детей умению работать с картой находить свой дом, местоположение детского сада.

Занятия, экскурсии по городу, музей, выставки ко Дню города, работа с картой г. Дорогобуж (пос. Верхнеднепровский)

Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый город».

Символика родного города

Познакомить детей с гербом историей, происхождением.

Занятия, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов.

Традиции нашего города

Познакомить детей с традициями нашего города, научить детей их соблюдать.

Занятия, экскурсии, выставки, участие в городских мероприятиях.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.

Градообразующие предприятия: «Мы и ПАО Дорогобуж»

Дать детям представление о главном предприятии нашего города. Воспитывать уважение к профессиям своих родителей.

Занятия, экскурсии.

Беседы, рисование, рассматривание иллюстраций, макетирование, презентация «Мы и ПАО Дорогобуж».

Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ

Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми.

Экскурсии к памятникам.

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

Центры культуры (музей, ДК, почта, библиотеки).

Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.

Экскурсии, участие в городских мероприятиях.

Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры.

Растительный мир

Знакомить детей с растительным миром города; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятия, дидактические игры, экологические игры

рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Животный мир

Знакомить детей с животным миром города; прививать бережное, заботливое отношение

организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рисование.

Уроки безопасности

Дать понятие об ядовитых растениях; учить соблюдать правила поведения на природе.

Занятия «Уроки доктора Айболита».

Дидактические и подвижные игры.

http://www2.stihi.ru/pics/2009/11/07/4936.jpg4 Раздел.« Мой край Смоленский».

Цель: вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины; воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край;

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1. История г.Смоленска

Учить детей умению работать с картой Смоленской области, находить свой город

выставки, Работа с картой Смоленской области.

Беседы, рассказы о Смоленске и других городах Смоленской области, рассматривание карты области, фотоальбомов.

2.Достопримечательности Смоленского края

Презентация  « Мой край Смоленский».

художественное творчество.

беседы, рассматривание иллюстраций.

3. Знаменитые люди Смоленщины

Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей Смоленщины.

Занятия, выставки.

Беседы, рассматривание фотоальбомов, чтение стихов смоленских поэтов (А.Твардовский, М.Исаковский), слушание музыки Глинки.

4. Изучение родной природы

воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Смоленской области.

Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры

Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Смоленской области

5. Традиции, обычаи Смоленщины

Познакомить детей с традициями и обычаями Смоленщины

утренники, участие в городских мероприятиях.

Беседы, праздники, уроки творчества, игры, чтения, экскурсии.

6. Символика родного края

Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.

Занятия, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры.

7. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитать интерес к истории своей Родины, познакомить с памятниками  ВОВ, воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ

Экскурсии к памятнику, занятия, выставки.

Рассказы воспитателей о ветеранах войны Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций.

Перспективное планирование. Младший и старший дошкольный возраст

2 младшая группа.

Неделя

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Наш детский сад»- презентация

Беседа «Моя семья».

Работа в книжном уголке

Беседа «Моя любимая игрушка».

Октябрь

Рассказывание русской народной сказки.

Подвижная русская народная игра

«Кто у бабушки живет?» -беседа о членах семьи

Работа в уголке краеведения: название города

Ноябрь

Чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края».

Игры с дидактическими игрушками: матрешки и пирамидки

Беседа о работниках детского сада

Чтение детям русских народных потешек.

Декабрь

Совместная образовательная деятельность «Хорошо у нас в саду».

Беседа «Когда я стану взрослым».

Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья»

Игра-занятие Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей»

Январь

«Рождественская сказка».

Коллективная работа «Новый год у ворот».

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

Русские народные подвижные игры.

Февраль

Работа в книжном уголке

Беседа «Хочу быть как папа»

Русская народная игра «Зайка в гости собирался».

Рассматривание в книжном уголке книги с потешками.

Март

Рисование: «Весенняя песенка природы»

Русская хороводная игра.

Беседа «Моя мама»

Русские народные подвижные игры.

Апрель

Просмотр мультфильма «Теремок»

Инсценировка сказки «Теремок»

Целевая прогулка по участку детского сада.

Чтение детям русских народных потешек.

Май

Салют Победе!» - беседы с детьми.   Беседа о родном  крае.

Июнь-август

День защиты детей «Разноцветная карусель»;  «Летние зарисовки»

Средняя группа.

Месяцы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе «Как я провел лето»

Рисование  «Дом, в котором я живу».

Развлечение «Мой любимый детский сад».

Презентация «Мой город».

Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Д/и «Кому что надо?».

Чтение рассказа  «Наши мамы, наши папы».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Рассматривание альбома «Мой любимый детский сад».

Просмотр мультфильма «Как мамонтенок маму искал»

Конкурс рисунков: «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери).

Декабрь

Беседа: «Моя семья».

Изготовление новогодних игрушек для малышей.

Выставка рисунков «Новый год у ворот»

Январь

Досуг «Рождественская сказка»

Дидактическая игра  «Узнай и назови».

 «Рождественская сказка» –выставка совместного творчества  детей и родителями

Февраль

Изготовление подарков папам, дедушкам.

Акция «Берегите птиц зимой - порадуют весной».

Спортивные развлечения «Мама, папа, я - вся спортивная семья»

Чтение стихотворения А.Ким «Моя родня».

Март

Изготовление подарков мамам, бабушкам.

Занятие «Бабушка милая моя».

Конкурс рисунков «Весенняя песенка природы!»

Апрель

Рассматривание карты г.Дорогобуж.

Рассказ воспитателя о символике города Дорогобужа.

Д/и «Найди свой герб».

Беседа «Мы в мире, дружбе  будем жить»

Май

Просмотр слайд-шоу «Мой город. Моя малая родина».

Июнь-август

День защиты детей «Разноцветная карусель»;    

Спортивное развлечение «Эстафета зеленого огонька»

Старший дошкольный возраст

Месяцы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Коллективная работа «С днем рождения, любимый город».

Выставка детских работ «Мой любимый город».

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад».

Выставка детского творчества «Ходит осень по дорожкам».

Беседа о правилах дорожного движения «В гостях у Светофорика».

Ноябрь

Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду).

Праздник, посвященный Дню Матери.

Декабрь

Конкурс поделок «Новогодний сундучок».

Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!».

Январь

Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края».

Конкурс совместной творческой деятельности детей и родителей «Рождественская сказка»

Февраль

Спортивный праздник  «Будем честью дорожить, нашей Родине служить!».

Цикл занятий «Край, в котором мы живем»

Март

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?».

Конкурс рисунков «Весенняя песенка природы!»

Апрель

Тематическое занятие «Загадочный мир космоса» (Ю.А.Гагарин)

Рисование  «Космические дали»

Май

Мы в мире, дружбе будем жить!» - музыкально –спортивный праздник

Итоговое занятие «Край мой Смоленский»

Край Смоленский: парциальная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста / Т.М. Жарова, В.А. Кравчук, С.Ю. Шимаковская. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 37 с. «Край Смоленский»  парциальная программа по краеведению, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направленная на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа, формирование на этой основе духовнонравственного отношения к своей малой Родине и воспитание любви к ней.

Июнь –День защиты детей «Разноцветная карусель»;    

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

Месяцы

2021-2022

2022-2023

2023-2024**

Сентябрь

Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Праздник «Мой любимый детский сад».

Выставка детских работ «Мой любимый город».

Октябрь

Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей».

Конкурс «Осенний вернисаж».

Ноябрь

 Досуг «Наша дружная семья».

Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота».

Фотовыставка ко Дню матери.

Декабрь

Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй Новый год!»».

Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области».

Конкурс поделок «Новогодний сундучок».

Январь

Акция «Покормите птиц зимой, порадуют весной».

Досуг «Лыжи, санки и снежки»

Выставка «Рождественская сказка»

Февраль

Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей».

Спортивное развлечение «Сильный, ловкий – вот какой, папочка любимый мой!»

Март

Творческая выставка мягких игрушек «Мамиными руками».

Развлечение «Мама милая моя».

КВН «А ну-ка, девочки!».

Апрель

Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки).

Конкурс «Герб моей семьи».

Май

«Мы в мире, дружбе будем жить!» - музыкально –спортивный праздник

Викторина «Что мы знаем о городе».

Совместная экскурсия к памятным метам.

Июнь

День защиты детей «Разноцветная карусель»;   «Радуга  лета» - летние оздоровительные мероприятия.

**2024 год в России объявлен Годом семьи указом президента РФ Владимира Путина от 22 ноября 2023 года. 

Цель мероприятия — популяризировать государственную политику в сфере защиты семьи и сохранить традиционные семейные ценности. 

VI. Литература

  • Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с
  • Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
  • Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2017.
  • Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
  • Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.
  • Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников:
  • Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

С малой Родины моей - начинается Россия!

Интегрированное мероприятие для стажировки и слушателей курсов повышения квалификации детских домов и школ - интернатов....

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

краткосрочный проект "Моя малая Родина- частица России"

laquo; Моя малая Родина-частица России»Тема:«Кострома-жемчужина России»Актуальность проекта: Нравственно - патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания по...

Проект "С малой родины моей начинается Россия"

В проекте представлены несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"...

Проект "С малой родины моей начинается Россия"

Проект содержит несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"...

Проект в старшей логопедической группе на тему: «С малой Родины моей начинается Россия» или как его назвали дети «Приключения Чебурашки в Исилькуле».

Проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной и увлекательной форме закрепить и расширить первоначальные представления о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, сформ...