Проект «С малой Родины моей начинается Россия»
проект
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной — одна из задач нравственного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Воспитание нравственно-патриотических чувств — долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Большая роль в этом направлении отводится совместной деятельности всех участников образовательного процесса в работе с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 241.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек»
Методическая разработка
Проект
«С малой Родины моей начинается Россия»
Разработали:
учитель – логопед Заварыкина А.А.
и творческая группа педагогов
2022 г.
Введение
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной — одна из задач нравственного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста — воспитать любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Некоторые задачи, которые решаются в рамках ФОП ДО (федеральной образовательной программы дошкольного образования):
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур;
- расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране;
- развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах.
Воспитание нравственно-патриотических чувств — долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Большая роль в этом направлении отводится совместной деятельности всех участников образовательного процесса в работе с детьми.
Название | «С малой Родины моей начинается Россия». . |
Цель | Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой родиной» |
Задачи |
к родному краю. |
Дошкольный возраст | Младший, Старший. |
Край Смоленский: парциальная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста / Т.М. Жарова, В.А. Кравчук, С.Ю. Шимаковская. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 37 с. «Край Смоленский» − парциальная программа по краеведению, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направленная на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа, формирование на этой основе духовнонравственного отношения к своей малой Родине и воспитание любви к ней. | |
Ожидаемый результат | Для детей: расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Воспитание любви и чувства гордости за малую родину. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности. Для педагогов: актуализировать краеведческие знания. Обогатить знания дошкольников новым содержанием в условиях педагогических гостиных и педагогических мастерских и других мероприятий. Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в группе. Стимулировать педагогический поиск. |
Пояснительная записка
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Отечественные и зарубежные психологи (Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может.. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края.
Проект «Я. Мой дом. Моя малая Родина»предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направлен на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой родине.
Содержание проекта интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, являться основой и части формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с ФГОС ДО ФОП ДО
Принципы:
Краеведческий принцип. Изучение истории родного края идет на основе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей жизни, посещения краеведческих музеев и др.
Принцип доступности. От простого к сложному. Ориентация на интерес, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.
Задачи и содержание усложняются с учетом возраста и уровня развития детей.
Проект состоит из разделов: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Город, в котором я живу», «Край мой Смоленский».
Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: ООД, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым.
Методы и приемы: беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, аудио- и видеоматериалом, презентации.
Формы проведения: открытые ООД, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, маршрутные игры, устные журналы, литературные гостиные.
Социальные партнеры: Дома творчества, СОШ №2, городской краеведческий музеем, музей военной славы.
Участники проекта:
- дети
- педагоги
- музыкальный руководитель
- инструктор по физической культуре,
- Учитель- логопед
- родители воспитанников.
Модель реализации проекта «С малой родины моей начинается Россия».
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
Совместная деятельность с воспитанниками | 1. Диагностика уровня готовности восприятия материала по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем, отслеживание динамики развития детей по всем поставленным задачам. | 2 раза в год сентябрь, май |
2. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. | в течение учебного года | |
3. Чтение художественной и познавательной литературы по тематическим разделам. | в течение учебного года | |
4. Продуктивная деятельность детей. Аппликация: «Папин праздник»; рисование «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Моя мама». | в течение учебного года | |
5. Макет « Детский сад». | октябрь | |
6. Подвижные, дидактические, настольные, имитационные игры, игры-путешествия. | в течение учебного года | |
Взаимодействие с родителями | Беседа с родителями | сентябрь |
Привлечь родителей к разучиванию стихов и песен к праздникам. | в течение учебного года | |
Оформление фотовыставки «Наша дружная семья». Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов. Оформление семейных газет: «Мы – мамины помощники». | ноябрь декабрь, февраль | |
Создание библиотеки (подборка книг ) | в течение реализации проекта | |
Консультации: «Будем вежливы…», «Как организовать Новогодний праздник дома», «Как правильно общаться с детьми». | в течение учебного года | |
Выставка литературы «Библиотека семейного чтения» по разделу «Что читать детям?» | январь | |
Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками», «Рождественская сказка». | Декабрь, январь | |
Участие в природоохранной акции «Покормите птиц зимой- порадуют весной» | ||
«Годовой круг родительских собраний». | 4 раза в год | |
Тематический вечер «»Островок тепла и света», «Вечер семейного общения «Посиделки», час познания семейных традиций за круглым столом «Русский чай». | октябрь, март, апрель | |
Музыкально-спортивный праздник совместно с родителями «Мама, папа, я , вся спортивная семья»! | апрель, май | |
Сотрудничество с социальными «институтами детства». | 1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на год. | сентябрь-октябрь |
2. Детская библиотека. Проведение тематических, познавательных игр-занятий. | в течение учебного года | |
3. Организация просмотра тематических видеофильмов. | в течение реализации проекта | |
5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками музея | в течение учебного года | |
Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников. | в течение реализации проекта |
2. Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию. | в течение учебного года | |
3. Подборка художественной литературы, познавательного характера по тематическим разделам | в течение учебного года | |
5. Конспекты цикла познавательных занятий, бесед. | в течение учебного года | |
6. Сценарии праздников, досугов и развлечений | в течение учебного года |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«С малой родины моей начинается Россия».
Обучающие задачи | Средства решения | Сотрудничество с родителями |
СЕНТЯБРЬ | ||
1. Определить уровень знаний детей о семье, доме, детском саде. 2. Формировать у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе. 3. Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства | 1. Наблюдение за общением детей в группе, выявление знаний по тематическим разделам. 2. Занятие «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись». 3Дидактические игры: «Кто позвал?», «Говорящая ладошка», «Найди свою пару». 4. Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой». | 1. Анкета «Что в имени твоём». 2. Родительское собрание на тему «Посеять в детских душах доброту». |
ОКТЯБРЬ | ||
1 Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду. 2. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. | 1. Занятие «Мы - группа». 2. Создание символа группы. 3. Слушание песни В.Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает». 4. Рисование «Мой любимый детский сад». 5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». 6. Оформление альбома «Мой любимый детский сад». | Консультация «Чем занять ребенка на прогулке?». |
НОЯБРЬ | ||
1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. 2. Закрепить знания детей о домашних адресах. Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. | 1. Занятие «Дом, в котором я живу». 2. Рисование «Мой дом». 3. Дидактические игры «Покажи, не называя», «Волшебный микрофон» 4. Познавательное чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздин. 5. Рассматривание иллюстраций с изображением людей строительных профессий. 6. Сюжетно-ролевая игра «МЫ- Строители». | 1. Фотовыставка «Тепло родного дома». 3. Консультация «Будем вежливы…». |
ДЕКАБРЬ | ||
Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших. | 1. Занятие «Семь я». 2. Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я.Акима. 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья». 4. Игры: «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным». 5. Аппликация «Моя семья». 6. Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для группы). 7. «Новый год у ворот!». Разучивание стихотворений, песен. Рождественская сказка»- выставка | 1Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья». 3. Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». 4. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома». |
ЯНВАРЬ | ||
1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них. | Беседа «Ссоры и споры». Этюд «Котята» С.Маршак. Дидактические игры «Чёрное-белое», «По кругу». Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». | 1. Помощь в оформлении фотовыставки «Мой четвероногий друг». 2. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. Дать детям первые представления о военных (День Защитника Отечества). 2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину. |
2. Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества». 3. Изготовление подарков для пап и дедушек. 4.Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены», репродукции В.М. Васнецова «Богатыри». 5. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!». 6. Аппликация с рисованием «Папин праздник». | Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов. |
МАРТ | ||
1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. | 1.Занятие «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!». 2. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей". 3. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки». 4. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу». 5. Рисование портрета «Моя мама лучшая на свете». 6. Изготовление подарков для мам, бабушек. | Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка». 3. Выставка детских рисунков «Моя мамочка». |
АПРЕЛЬ | ||
1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому. | 1. Музыкально – спортивный праздник совместно с родителями Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья». Игра «Я умею делать сам». Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. | Консультация «Как правильно общаться с детьми». Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники». |
МАЙ | ||
1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | 1. «Этот День Победы». 2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Подвижные игры Беседы с детьми, дидактические игры. | Рассказать о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Консультация «Как провести лето». |
1. Раздел – «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
«Семь Я. Моя семья» | Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. | ООД , совместные досуги с родителями; праздники, выставки. | Беседы, чтение художественной литературы , составление рассказов |
«Мама, папа расскажите» (Профессия моих родителей). | Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. | Экскурсии на предприятия нашего города, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. | Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование. |
«Мои верные друзья- Дедушка и бабушка» | Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье. | Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы. | Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок. |
Традиции семьи | Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи. | Театральная деятельность, игры, концерты, семейный клуб «Расти здоровым, малыш». | Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща». |
Древо семьи (старшая группа) | Познакомить детей с родословной своей семьи. | Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры. | Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи. |
ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА. | Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи). | Взаимопосещение семей сверстников, сюжетно-ролевые игры. | Рисование «Герб моей семьи», беседы. |
Защитники Отечества | Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. | Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры. | Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов. |
2 Раздел. «Мой любимый детский сад».
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
По дороге в детский сад | Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями | Занятия, сюжетно-ролевые игры. | Рисование детского сада, друзей, любимых игрушек и т.д. |
История детского сада | Познакомить детей с историей детского сада. | Вечер воспоминаний. | Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов |
Традиции детского сада | Познакомить детей с традициями детского сада. | праздники, конкурсы, соревнования. | беседы, рассматривание фото. |
Территория детского сада | Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями. | Прогулки; экологическая тропинка на территории детского сада, трудовые поручения. | Беседы, моделирование участков. |
профессии сотрудников детского сада | Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых | Экскурсии по д/с: дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры. | Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, рисование. |
3 Раздел «Город, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
История возникновения города Дорогобуж | Сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города). Учить детей умению работать с картой находить свой дом, местоположение детского сада. | Занятия, экскурсии по городу, музей, выставки ко Дню города, работа с картой г. Дорогобуж (пос. Верхнеднепровский) | Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый город». |
Символика родного города | Познакомить детей с гербом историей, происхождением. | Занятия, посещение музея, библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов. |
Традиции нашего города | Познакомить детей с традициями нашего города, научить детей их соблюдать. | Занятия, экскурсии, выставки, участие в городских мероприятиях. | Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование. |
Градообразующие предприятия: «Мы и ПАО Дорогобуж» | Дать детям представление о главном предприятии нашего города. Воспитывать уважение к профессиям своих родителей. | Занятия, экскурсии. | Беседы, рисование, рассматривание иллюстраций, макетирование, презентация «Мы и ПАО Дорогобуж». |
Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ | Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми. | Экскурсии к памятникам. | Беседы, рассматривание фотоальбомов. |
Центры культуры (музей, ДК, почта, библиотеки). | Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей. | Экскурсии, участие в городских мероприятиях. | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры. |
Растительный мир | Знакомить детей с растительным миром города; воспитывать бережное отношение к природе. | Занятия, дидактические игры, экологические игры | рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы. |
Животный мир | Знакомить детей с животным миром города; прививать бережное, заботливое отношение | организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. | чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рисование. |
Уроки безопасности | Дать понятие об ядовитых растениях; учить соблюдать правила поведения на природе. | Занятия «Уроки доктора Айболита». | Дидактические и подвижные игры. |
4 Раздел.« Мой край Смоленский».
Цель: вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины; воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край;
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
1. История г.Смоленска | Учить детей умению работать с картой Смоленской области, находить свой город | выставки, Работа с картой Смоленской области. | Беседы, рассказы о Смоленске и других городах Смоленской области, рассматривание карты области, фотоальбомов. |
2.Достопримечательности Смоленского края | Презентация « Мой край Смоленский». | художественное творчество. | беседы, рассматривание иллюстраций. |
3. Знаменитые люди Смоленщины | Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей Смоленщины. | Занятия, выставки. | Беседы, рассматривание фотоальбомов, чтение стихов смоленских поэтов (А.Твардовский, М.Исаковский), слушание музыки Глинки. |
4. Изучение родной природы | воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Смоленской области. | Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры | Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Смоленской области |
5. Традиции, обычаи Смоленщины | Познакомить детей с традициями и обычаями Смоленщины | утренники, участие в городских мероприятиях. | Беседы, праздники, уроки творчества, игры, чтения, экскурсии. |
6. Символика родного края | Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. | Занятия, посещение музея, библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры. |
7. «Никто не забыт, ничто не забыто» | Воспитать интерес к истории своей Родины, познакомить с памятниками ВОВ, воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ | Экскурсии к памятнику, занятия, выставки. | Рассказы воспитателей о ветеранах войны Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций. |
Перспективное планирование. Младший и старший дошкольный возраст
2 младшая группа.
Неделя Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Наш детский сад»- презентация | Беседа «Моя семья». | Работа в книжном уголке | Беседа «Моя любимая игрушка». |
Октябрь | Рассказывание русской народной сказки. | Подвижная русская народная игра | «Кто у бабушки живет?» -беседа о членах семьи | Работа в уголке краеведения: название города |
Ноябрь | Чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края». | Игры с дидактическими игрушками: матрешки и пирамидки | Беседа о работниках детского сада | Чтение детям русских народных потешек. |
Декабрь | Совместная образовательная деятельность «Хорошо у нас в саду». | Беседа «Когда я стану взрослым». | Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья» | Игра-занятие Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей» |
Январь | «Рождественская сказка». | Коллективная работа «Новый год у ворот». | Инсценировка русской народной сказки «Репка». | Русские народные подвижные игры. |
Февраль | Работа в книжном уголке | Беседа «Хочу быть как папа» | Русская народная игра «Зайка в гости собирался». | Рассматривание в книжном уголке книги с потешками. |
Март | Рисование: «Весенняя песенка природы» | Русская хороводная игра. | Беседа «Моя мама» | Русские народные подвижные игры. |
Апрель | Просмотр мультфильма «Теремок» | Инсценировка сказки «Теремок» | Целевая прогулка по участку детского сада. | Чтение детям русских народных потешек. |
Май | Салют Победе!» - беседы с детьми. Беседа о родном крае. | |||
Июнь-август | День защиты детей «Разноцветная карусель»; «Летние зарисовки» | |||
Средняя группа.
Месяцы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе «Как я провел лето» | Рисование «Дом, в котором я живу». | Развлечение «Мой любимый детский сад». | Презентация «Мой город». |
Октябрь | Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Д/и «Кому что надо?». | Чтение рассказа «Наши мамы, наши папы». | Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
Ноябрь | Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». | Рассматривание альбома «Мой любимый детский сад». | Просмотр мультфильма «Как мамонтенок маму искал» | Конкурс рисунков: «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери). |
Декабрь | Беседа: «Моя семья». | Изготовление новогодних игрушек для малышей. | Выставка рисунков «Новый год у ворот» | |
Январь | Досуг «Рождественская сказка» | Дидактическая игра «Узнай и назови». | «Рождественская сказка» –выставка совместного творчества детей и родителями | |
Февраль | Изготовление подарков папам, дедушкам. | Акция «Берегите птиц зимой - порадуют весной». | Спортивные развлечения «Мама, папа, я - вся спортивная семья» | Чтение стихотворения А.Ким «Моя родня». |
Март | Изготовление подарков мамам, бабушкам. | Занятие «Бабушка милая моя». | Конкурс рисунков «Весенняя песенка природы!» | |
Апрель | Рассматривание карты г.Дорогобуж. | Рассказ воспитателя о символике города Дорогобужа. | Д/и «Найди свой герб». | Беседа «Мы в мире, дружбе будем жить» |
Май | Просмотр слайд-шоу «Мой город. Моя малая родина». | |||
Июнь-август | День защиты детей «Разноцветная карусель»; Спортивное развлечение «Эстафета зеленого огонька» | |||
Старший дошкольный возраст
Месяцы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Коллективная работа «С днем рождения, любимый город». | Выставка детских работ «Мой любимый город». | ||
Октябрь | Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад». | Выставка детского творчества «Ходит осень по дорожкам». | Беседа о правилах дорожного движения «В гостях у Светофорика». | |
Ноябрь | Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду). | Праздник, посвященный Дню Матери. | ||
Декабрь | Конкурс поделок «Новогодний сундучок». | Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!». | ||
Январь | Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края». | Конкурс совместной творческой деятельности детей и родителей «Рождественская сказка» | ||
Февраль | Спортивный праздник «Будем честью дорожить, нашей Родине служить!». | Цикл занятий «Край, в котором мы живем» | ||
Март | Изготовление подарков для мам и бабушек. | Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?». | Конкурс рисунков «Весенняя песенка природы!» | |
Апрель | Тематическое занятие «Загадочный мир космоса» (Ю.А.Гагарин) | Рисование «Космические дали» | ||
Май | Мы в мире, дружбе будем жить!» - музыкально –спортивный праздник | Итоговое занятие «Край мой Смоленский» | ||
Край Смоленский: парциальная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста / Т.М. Жарова, В.А. Кравчук, С.Ю. Шимаковская. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 37 с. «Край Смоленский» − парциальная программа по краеведению, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направленная на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа, формирование на этой основе духовнонравственного отношения к своей малой Родине и воспитание любви к ней.
Июнь –День защиты детей «Разноцветная карусель»;
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями | |||
Месяцы | 2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024** |
Сентябрь | Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей. | Праздник «Мой любимый детский сад». | Выставка детских работ «Мой любимый город». |
Октябрь | Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей». | Конкурс «Осенний вернисаж». | |
Ноябрь | Досуг «Наша дружная семья». | Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота». | Фотовыставка ко Дню матери. |
Декабрь | Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй Новый год!»». | Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области». | Конкурс поделок «Новогодний сундучок». |
Январь | Акция «Покормите птиц зимой, порадуют весной». | Досуг «Лыжи, санки и снежки» | Выставка «Рождественская сказка» |
Февраль | Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей». | Спортивное развлечение «Сильный, ловкий – вот какой, папочка любимый мой!» | |
Март | Творческая выставка мягких игрушек «Мамиными руками». | Развлечение «Мама милая моя». | КВН «А ну-ка, девочки!». |
Апрель | Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки). | Конкурс «Герб моей семьи». | |
Май | «Мы в мире, дружбе будем жить!» - музыкально –спортивный праздник | Викторина «Что мы знаем о городе». | Совместная экскурсия к памятным метам. |
Июнь | День защиты детей «Разноцветная карусель»; «Радуга лета» - летние оздоровительные мероприятия. | ||
**2024 год в России объявлен Годом семьи указом президента РФ Владимира Путина от 22 ноября 2023 года.
Цель мероприятия — популяризировать государственную политику в сфере защиты семьи и сохранить традиционные семейные ценности.
VI. Литература
- Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с
- Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2017.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
- Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников:
- Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

С малой Родины моей - начинается Россия!
Интегрированное мероприятие для стажировки и слушателей курсов повышения квалификации детских домов и школ - интернатов....

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

краткосрочный проект "Моя малая Родина- частица России"
laquo; Моя малая Родина-частица России»Тема:«Кострома-жемчужина России»Актуальность проекта: Нравственно - патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания по...

Проект "С малой родины моей начинается Россия"
В проекте представлены несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"...

Проект "С малой родины моей начинается Россия"
Проект содержит несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"...

Проект в старшей логопедической группе на тему: «С малой Родины моей начинается Россия» или как его назвали дети «Приключения Чебурашки в Исилькуле».
Проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной и увлекательной форме закрепить и расширить первоначальные представления о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, сформ...




