Проект в старшей логопедической группе на тему: «С малой Родины моей начинается Россия» или как его назвали дети «Приключения Чебурашки в Исилькуле».
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной и увлекательной форме закрепить и расширить первоначальные представления о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, сформировать представления о родном городе, крае, стране: его истории, географическом расположении, природе, а так же на развитие личности ребенка посредством приобщения к традициям, культуре, истории, экономике и природе родного края. В ходе проекта, дошкольники учились заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом. Ну и конечно ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей логопедической группе на тему: «С малой Родины моей начинается Россия» или как его назвали дети «Приключения Чебурашки в Исилькуле».
Проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной и увлекательной форме закрепить и расширить первоначальные представления о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, сформировать представления о родном городе, крае, стране: его истории, географическом расположении, природе, а так же на развитие личности ребенка посредством приобщения к традициям, культуре, истории, экономике и природе родного края. В ходе проекта, дошкольники учились заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом. Ну и конечно ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Что такое Родина, Отчизна…малая Родина? Какая она? У нас у всех она своя, но в то же время одна, единственная. С чего начинается Родина у ребенка-дошкольника? С любви к близким людям, к дому, детскому саду, к родному городу, краю, стране. Эта последовательность играет огромную роль в развитии и становлении личности ребенка. Как привить и воспитать любовь к Родине у дошкольника? Это значит так показать детям их родной дом, город, край, чтобы вызвать чувство восхищения своей Родиной, чувство гордости за своих земляков. Ведь, самые яркие впечатления о доме, стране, о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, всегда остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, с улицей, по которой ходил не один раз, с двором, где играл с мамой и друзьями.
ФОП и ФГОС ДО ориентирует педагогов на новое содержание образовательной работы, на создание таких условий, при которых ребенок сохранит свою индивидуальность, будет формировать и развивать свои познавательные, исследовательские, интеллектуальные и творческие способности на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, историей и традициями страны, края.
Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама. Произошла смена кумиров у детей, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. Наблюдается взаимо-отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением.
На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Усиливается разобщённость людей, их стремление к «частной», обособленной жизни,
учащаются попытки переписать историю и постоянное равнение на Запад приводят к тому, что у наших детей медленно, но стабильно утрачивается гордость за свою страну, за её великое прошлое.
На создание и проведения этого проекта меня подтолкнули наблюдения за детьми. Дети с любопытством рассматривают открытки, фотографии города, улиц на которых живут, делятся впечатлениями. Но беседуя с воспитанниками, поняла, что у них поверхностные представления об истории родного города, его достопримечательностях, героях-земляках прославивших город, о нашем края и стране. Практика показывает, что при традиционных формах подачи информации дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, крае, стране. Не возникает желание и стремление узнать что-то новое. Решением данной проблемы будет реализация проекта: «С малой Родины моей начинается Россия». Применение проектной деятельности, поможет увидеть и познать мир доступными для ребенка средствами, а также поможет создать ситуацию успеха для каждого ребенка, быть субъектом познавательной деятельности, позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
На подготовительном этапе был составлен план и намечена работа по его осуществлению. Проведено анкетирование и интервьюирование родителей и детей. По результатам анкетирования, было принято решение о проведение данного проекта в нашей группе. Совместно с родителями были пополнены игровые уголки. Мной была осуществлена подборка соответствующих игр, материалов, пособий, а также образовательных ситуаций на игровой основе.
На основном этапе, в рамках проектной деятельности каждый день дети вовлекались в специально созданную развивающую образовательную ситуацию на игровой основе. Работа осуществлялась не только по основным направлениям ОД, но и в режимных моментах, организованной самостоятельной и совместной деятельности. Проект состоит из четырех взаимосвязанных разделов, которые вы видите на слайде.
Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного из блоков. К каждому блоку были разработаны развивающие образовательные ситуации на игровой основе, которые послужили мотивацией, для деятельности детей по проекту.
Войдя в группу, дети видят слайд урагана, дождя с апельсинами, на полу и окнах рассыпанные апельсины. Слышится шум урагана и апельсиновый дождь. Дети в недоумении, что случилось? В это время выкатывается тележка с апельсинами, в которой сидит чебурашка. Включается запись с голосом Чебурашки, который рассказывает о том, что не понимает, куда он попал, ведь он сидел на своем любимом апельсиновом дереве. Но вдруг налетел ураган, вырвал все деревья и унес его далеко-далеко. А когда ураган успокоился, он и апельсины, как капли дождя упали на землю, но куда упали и где он оказался не знает. Дети рассказывают ему о том, что он попал к ним в группу, которая называется «Капелька», и находится в детском саду, в г. Исилькуль. Перед детьми возникает проблемная ситуация, как помочь Чебурашки? Дети выясняют, что оказывается Чебурашка не знает, что такое дом, семья, детский сад, и что это за Исилькуль такой. Ребята с удовольствием рассказывают ему о том, что дом - это место, где человека любят, ждут и заботятся о нем. Таким образом дети погружаются в проблему, и начинается наша работа по блокам. Играя в д/и: «Я люблю…», «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных?», «Вся моя семья» дошкольники рассказывали о своих чувствах и привязанностях, тем самым прививалось уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу. Развивались коммуникативные способности. В беседе: «Что я знаю о своей семье», «Мои дедушка и бабушка», «Выходной день моей семьи», дети рассказывали Чебурашке о себе, о своей семье: называли фамилии, имена и отчества родителей, сестер, братьев, бабушек и дедушек. В д/и: «Мой адрес», «Где живет мой друг?» ребята учили Чебурашку умениям называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, квартиры, телефона, этаж. Играя в д/и: «Где, кто работает?», «Все профессии важны», «Как я помогаю родителям» у детей прививалось уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот, развивалась речь, словарный запас. В н/п/и «Что такое генеалогическое древо?» формировались умения ориентироваться в родословных отношениях, пополняли знания о родных людях, тем самым расширяя представления о семье. Вместе с Чебурашкой составляли генеалогическое древо: «Моя родословная». Дома с родителями готовили рассказы о семейных традициях: «Мозаика семейной истории», а в детском саду их рассказывали. Организовывали выставку детских рисунков «Моя семья», «Как мы отдыхаем».
Занимаясь словотворчеством на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?», «Детский сад будущего» у детей формировались умения строить рассуждения, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, развитие мышления, связной речи, культуры общения детей, развивалось воображение, речь, коммуникативные навыки.
Решали проблемные ситуации: «Что такое хорошо, и что такое плохо…» Провели целевую экскурсию по детскому саду и участку для Чебурашки. В игре «Как найти дорожку в детский сад?» закрепляли умения у детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу, умение определять направление движения. Развивалось абстрактное мышление.
Играя в д/и: «Корреспондент», который берет интервью на тему: «Оцени поступок», у детей развивались представления о добрых и плохих поступках, учились характеризовать и оценивать поступки. В игре «Благородные поступки» у детей прививалось желание совершать поступки ради других людей, формировалось понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
В сюжетной игре «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» формировались дружеские отношения, закреплялись правила этикета, правила поведения. Дети обратили внимание на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Приготовив своими руками подарки к международному празднику-дню пожилых людей, вышли на улицу города и провели акцию «Забота. Добрые сердечки». Вручали не только подарки, а также говорили добрые, приятные слова всем встретившимся людям.
Второй блок «Колесо истории: земля отцов-твоя земля», был направлен на приобщение детей к культуре и традициям нашего народа. Когда передо мной встал вопрос: как рассказать детям о местах недоступных для реального посещения? И какая форма работы будет наиболее эффективной и интересной, чтобы не только можно было в комплексе решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, но и привлечь внимание и развить интерес к данной теме, я остановилась на такой форме работы, как «виртуальная экскурсия» (путешествие). Это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места, предмета. Мной была разработана игра-путешествие: «Колесо истории». Ребята с Чебурашкой совершили путешествие в прошлое. Перенеслись в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Побывали в гостях в одной русской семье, познакомились с ее бытом. Узнали, как люди жили, как трудились, отдыхали, что ели и пили, во что одевались и как развлекались. Обобщили и систематизировали знания о быте в старину, узнали, что такое «горница», «красный» угол, печь, ухват, деревянные ложки, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.
Играя в д/и: «Что было, что сейчас?», «Бабушкин чуланчик», «Горница», «Раньше и теперь» - дети познакомились с предметами быта наших предков, чем пользовались раньше и чем пользуются сейчас. В игре: «Скажи по- другому», «Что лишнее»- обобщали и систематизировали знания детей о мире предметов быта прошлого и настоящего, формировались умения свободно ориентироваться в прошлых и настоящих названиях предметов обихода.
В н/п/и: «Свой дом у времени» развивали умения устанавливать пространственно-временные связи: как выглядело жилище в древности, в старину, как выглядит сейчас, отвечая на вопросы располагали картинки в нужном порядке.
В с/и: «Одень куклу в национальный костюм»-дети путём сравнения и обобщения совершенствовали знания народных костюмов. Закрепляли знания об особенностях национального костюма и его элементах, о повседневных и праздничных костюмах. Учились находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой. В игре-домино «Русский народный костюм» формировались представления детей о народных костюмах различных губерний, развивалось умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений. В н/п/ игре «Сложи картинку», «Подбери головной убор к сарафану» учились различать между собой и называть предметы мужских и женских народных костюмов, развивали зрительное восприятие, внимательность, память, логическое мышление, речь. В беседе «Откуда приехала игрушка», «История возникновения народных игрушек» расширяли и обобщали представления о многообразии народных игрушек. В игре «Собери узор», развивали умения определять промысел, его характерные узоры и элементы, цветосочетания народного декоративно-прикладного искусства. В д/и «Укрась наряд матрёшки», «Найди, какие игрушки здесь спрятались», «Дорисуй половину предмета», «Расписные лошадки» учились узнавать и отличать различные промыслы, закрепляли знания о составных элементах разных росписей, развивали зрительное восприятие, пространственное мышление, чувство цвета, ритма, формы. Организовывали выставку продуктов детского творчества.
Посетили виртуальный музей «Мастера земли русской», где формировался познавательный интерес к русским промыслам, традициям, учились узнавать и отличать различные промыслы. Знакомились с устным народным творчеством, развивали речь, память, логическое мышление. А потом все вместе отправились на «Веселую ярмарку», где познакомили Чебурашку с традициями проведения ярмарки, называли и описывали товары, разделяя товары на группы.
Третий блок- «Я и Россия». (С малой Родины моей начинается Россия.)
В группе была организована видео-выставка фотографий, открыток, иллюстраций, сюжетных картинок с достопримечательностями по трем направлениям Москва, Омск, Исилькуль, развешена карта мира, герб, флаг, фото президента нашей страны. Детям было предложено рассмотреть картинки, фото и ответить на вопрос: что запечатлено на этих картинках и фотографиях? Как все эти фото, картинки можно назвать одним словом? Это все что? (Россия, Родина, Отчизна..) У каждого из нас есть Родина, родной край. Когда человек находится далеко от родной земли, от мамы он скучает по ней. А теперь представьте, что вам пришлось оказаться вдали от родного дома. Чтобы вы хотели получить от мамы и почему именно это?
Играя в д/и «Самое дорогое» у детей формировалось понимание понятия «Родина», дети сделали вывод, что люди относятся к своей родине, как к матери.
Совершив с Чебурашкой путешествие по карте мира и России, дети закрепили, что обозначают цвета на карте, какого цвета больше и почему. Рассмотрели, как расположены в нашей стране моря, реки, острова и степи. Узнали, что означают точки на карте, где находиться город Москва, Омск, Исилькуль, отмечали их кружочком, обвели контур России на карте. Дети сделали вывод, что ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
В беседе «Моя Родина-Россия необъятная страна» дети узнали, какие национальности проживают в России, какое количество культур живут и соприкасаются друг с другом на территории одной страны.
В д/и «Государственные символы» расширяли и закрепляли знания детей о государственных символах России — Герб, Флаг, Гимн, о гербе своего города, края закрепляли знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает, закрепляли основные цвета флагов, что они обозначают.
Играя в д/и «Какие праздники ты знаешь?», «Угадай праздник» ребята закрепляли знания о праздниках: народные, государственные, религиозные. Рассказывали о символическом значении праздников и связанных с ними традиций. Закрепляли правила поведения в общественных местах.
В н/п/и «Кто и в какой стране живет?» расширяли знания детей о мире, о людях, которые населяют его. В д/и «Страны и народы» формировали представление детей о разных странах и их народах, о жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививали уважение к культуре и традициям разных народов мира. Путешествуя со своим новым другом, ребята сделали вывод, что города и села отличаются один от другого объектами природы, культуры, быта и достопримечательностями.
Ребята решили пригласить Чебурашку на экскурсию по своему городу, а в качестве экскурсоводов будут выступать сами дети. Ребята по своему желанию разделились на группы и стали готовиться к экскурсии. У каждой группы было свое задание, которое они готовили при помощи родителей. Первая группа рассказала Чебурашке об истории основания города Исилькуля, вторая показала и рассказала о гербе, флаге, гимне нашего города и их значении. Третья группа детей провела виртуальную экскурсию по достопримечательностям нашего города, четвертая группа рассказала о своих любимых местах.
В д/и «История родного города», «Малая Родина», «Путешествие по городу» закрепляли знания об истории родного города, его символах. В игре «Заколдованный город», «Кто знает, тот угадает!» «Где находится памятник?» закрепляли знания детей о достопримечательностях родного города, памятниках, умений ориентироваться в родном городе. Развивали память, речь, наблюдательность, любознательность. В д/и «Знаешь ли ты?», «Великие соотечественники» дети познакомились со знаменитыми людьми родного города и теми областями, в которых они прославились. Поиграли в д/и «Профессии нашей области», что способствовало обогащению и систематизации представлений детей о людях разных профессий, работающих в Омской области. Отправились на конкурс «Знатоки родного города», где закрепили знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Прививалось чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше.
Блок-«Страницы памяти» (Эхо военных лет)
Кто такие защитники Отечества? А что такое Отечество? Один солдат может защитить Отечество? А когда много солдат – это что? Зачем нужна армия в мирное время? А вы знаете происхождение слова «защитники»? Хотите я вам расскажу обо всем этом? Вот с таких проблемных вопросов началась наша работа по этому блоку.
Все вместе отправились в виртуальный музей на экскурсию «Богатыри земли русской», там ребята с Чебурашкой проводили сравнение между богатырями и солдатами, доспехами и формой, их оружием, транспортом. Дети сделали вывод о том, что несмотря на разницу во времени, обмундировании, транспорте все они были сильными, смелыми, ловкими, выносливыми, упорными, отважными, внимательными и честными. Детям хочется быть похожими на них.
Играя в д/и и н/п/и «Наша армия сильна», «Кто защищает наши границы», «Защитники Отечества», «Кем я буду в Армии служить?» расширяли представления о родах войск и их оружие, транспорте, о службе, о героизме, закрепляли знания о военных профессиях, о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте, развивали патриотические чувства, формировали чувство уважения к защитникам Родины, прививалось желание заботиться о своих близких, воспитывали гордость за нашу Отчизну.
В с/и «Корреспондент» дети отвечали на вопрос: что такое героизм? Кто может стать героем в наше время? Зачем надо защищать Родину? У детей формировалось понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
В беседе с просмотром презентации «Эхо военных лет», «Вещи войны», «Оружие победы» формировались представления о ВОВ, о жизни взрослых и детей в военные годы, их подвигах.
В видео «Дорога жизни» и организованной экскурсии в библиотеку у детей формировалось понимание понятия блокада, расширяли знания о подвиге жителей блокадного Ленинграда. Закрепляли представления о тяжелых героических днях взрослых и детей, о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге. Прививали у детей чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе. Воспитывался патриотизм, уважение к истории своей страны, к людям старшего поколения.
Развивали познавательный интерес и поисковую деятельность детей в рамках исторического прошлого своих родственников, принимавших участие в ВОВ, дома с родителями дети искали информацию, составляли рассказы, а в детском саду про них рассказывали. Оформили альбом «Война в истории нашей семьи». В беседе «Как прадеды мир отстояли» способствовали формированию знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Прививалось чувство гордости за своих земляков. Писали письма, рисовали рисунки и собирали посылки солдатам на СВО. Совместно с родителями и педагогами нашего детского сада собрали гуманитарную помощь для воспитанников детских садов города Стаханова в виде: игрушек, книг, канцелярии, развивающих игр, наборов для художественного творчества. В беседе «Вечный огонь – символ бессмертия» прививалось уважение к защитникам Родины, совершившими подвиги ради жизни других людей, желание заботиться о них, чтить память погибших, формировались патриотические чувства уважительное и благодарное отношение к воинам-героям.
Совместно с родителями было организовано спортивное развлечение посвященное Дню защитника Отечества целью которого было создание у детей эмоционально-положительного отношения к воинам, к детям-героям, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, доброте, в стремлении быть похожими на них.
Была организована выставка детских работ: рисунков, поделок.
Сделаны фото - альбомы «Достопримечательности нашего города», «История возникновения нашего города», «Наш город до и после», «Знаменитые люди нашего города и Омской области» и т.д. Создана видео-консультация для родителей по деятельности с детьми к подготовке празднования дня победы в ВОВ.
Данная проектная деятельность показала, что поставленные цели и задачи были достигнуты. Старшие дошкольники через проектную и игровую технологию успешно осваивают и делают первые шаги к формированию будущего гражданина страны.
Применяемая игровая деятельность и создание проблемных ситуаций на игровой основе, развивали не только любознательность, но и познавательный интерес, творчество, самостоятельность в организации игр, а также, способствовали формированию навыков по нахождению способов выхода из проблемных и конфликтных ситуаций. У дошкольников появился новый игровой опыт, как в самостоятельной, так и совместной деятельности, развивалась речь, воображение, память. Развивалась мелкая моторика и двигательная деятельность.
Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, крае, стране, его замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, традициям, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.
На этом работа не окончена, мы продолжаем работать в этом направлении, усложняя содержание, добавляя к ним другие познавательные и развивающие игры, направленные на создание ситуации успеха у каждого ребенка.
Презентация проекта и трансляция опыта в педагогическом коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С малой Родины моей - начинается Россия!
Интегрированное мероприятие для стажировки и слушателей курсов повышения квалификации детских домов и школ - интернатов....

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе на тему: «Овёс»
Цель: организовать коллективный труд детей старшего дошкольного возраста в природе, совместными усилиями педагога и старших дошкольников сделать посадку овса в разной питательной среде....

Проект в старшей логопедической группе на тему "Зимушка - зима"
Проект в старшей логопедической группе на тему "Зимушка - зима"...

интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей Б группе на тему: «Наша малая Родина-Ивня»
Дать представление детям о том, что у каждого человека малая Родина – это место, где он родился и где прошли его детские годы....

Проект "С малой родины моей начинается Россия"
В проекте представлены несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"...

Проект "С малой родины моей начинается Россия"
Проект содержит несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"...

Проект «С малой Родины моей начинается Россия»
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной — одна из задач нравственного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы ценностного от...
