"Роль режиссёрской игры в развитии дошкольников"
консультация
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль режиссёрской игры в развитии дошкольника
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Для развития режиссерских игр необходимы игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям. Режиссёрские игры не требуют от детей навыков общения, но не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, доступны и маленьким детям; особенности режиссерской игры в том, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях: I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер); 2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событиями, происходящими в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа. Основные стадии развития режиссерской игры: На 3-4 году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу. Режиссёрская игра является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа. На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества. В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка. Старший дошкольный возраст – это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, так как в младшем возрасте это индивидуальная деятельность. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани - волком и т. д. Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене». Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. Воспитатель может участвовать в игре в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Он стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: (Что было дальше?, Кого они встретили?, Что с ними случилось?) , т.е. воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов. Воспитателю необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, (Подумай как какой-либо персонаж окажется, допустим, на луне?), наводящих вопросов.Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена. Наблюдать этот вид детской игры у родителей больше возможностей, чем у воспитателей. Дело в том, что в режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с некоторым числом игрушек, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая на игрушках разыгрываемый сюжет. Специфика режиссёрских игр: - своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями; - сюжеты всегда разнообразны и динамичны - характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка; - непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий; - в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, кубики); - отношения между персонажами игры и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями; - ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка - эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка. Преимущества игры
Педагогическая ценность режиссёрских игр - способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; - помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; - развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; - помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; - помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенности, боязливости, стеснительности, замкнутости. - дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов. Значение режиссёрской игры.
«Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста». В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру. Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль подвижной игры в развитии дошкольника
Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы...

Роль режиссёрской игры в развитии дошкольников
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ, Консультация содержит терминологию ( что такое "режиссёрская игра"), её разновидности, классификацию и особенности данного вида игр по возрастам. В...

"Роль народной игры в развитии дошкольников"
Консультация для воспитателей на тему: "Роль народной игры в развитии дошкольников"....

Роль дидактической игры в развитии дошкольника
Презентация - Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии дошкольника»
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития"....

Консультация «Роль творческой игры в развитии дошкольников».
Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное раз...

Роль режиссёрской игры в развитии дошкольника
В статье говорится, как режиссёрская игра влияет на развитие дошкольника...
