Доклад для педагогов Актуальность гражданско-патриотического воспитания дошкольников в контексте реализации ФОП ДО
материал
Предварительный просмотр:
1 слайд Современное общество предъявляет высокие требования к формированию личности гражданина, обладающего чувством ответственности перед своей страной, осознающего свою принадлежность к культурному и историческому наследию. В связи с этим, проблема гражданско-патриотического воспитания приобретает особую значимость. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для становления базисных личностных качеств, поэтому именно в этот период закладываются основы гражданственности и патриотизма.
Понятия “гражданственность” и “патриотизм” являются тесно взаимосвязанными, но имеют различные смысловые оттенки.
2 слайд Гражданственность предполагает осознание принадлежности к определенному обществу, наличие прав и обязанностей, а также готовность к активному участию в жизни социума. Патриотизм – это любовь к Родине, гордость за ее историю, культуру и достижения, а также готовность служить ее интересам.
3 слайд Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.
4 слайд Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций
5 слайд
Социально-коммуникативное развитие – область формирование основ гражданственности и патриотизма. Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП с возраста 3-4 лет.
6 слайд Итак, задачами образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма для второй младшей группы являются
обогащение представлений детей о малой родине и поддержание их отражений в различных видах деятельности.
7 слайд Задачи для детей средней группы:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
- воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и др.;
- развивать интерес детей к основным достопримечательностями города, в котором они живут.
8 слайд Задачи для детей старшей группы:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, их культурному наследию;
- развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- поддерживать эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
9 слайд Задачи для детей подготовительной группы:
- знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе (поселке);
- развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
- поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.
Давайте теперь заглянем в другие области развития,
10 слайд Так, например, область «Познавательное развитие» направлена на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
- воспитание уважения к людям ‒ представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
11 слайд область «Речевое развитие» направлена на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
12 слайд область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает:
- воспитание эстетических чувств к различным объектам и явлениям окружающего мира,
к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства;
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры.
13 слайд область «Физическое развитие» направлена на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает воспитание физически развитого человека, крепкого, сильного, здорового. Такой человек должен быть добрее, терпимее, умеющего прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки.
Таким образом, мы видим, что решение задач гражданско-патриотического воспитания должно действовать в единстве с задачами со всех областей дошкольного образования, а воспитатели дошкольных учреждений должны активно использовать разнообразные педагогические методы и технологии, такие как:
14 слайд Игровые технологии: Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-путешествия.
15 слайд Метод проектной деятельности: Разработка и реализация проектов, связанных с историей города, страны, национальными традициями.
16 слайд Информационно - коммуникационные технологии: Использование мультимедийных презентаций, видеофильмов, аудиозаписей.
17 слайд Художественно - эстетическая деятельность: Знакомство с произведениями искусства (музыкой, живописью, литературой), изготовление поделок на патриотическую тематику.
18 слайд Экскурсии и целевые прогулки: Посещение музеев, памятных мест, краеведческих центров.
19 слайд Беседы и чтение художественной литературы: Обсуждение произведений, посвященных Родине, героическим событиям.
20 слайд Совместная деятельность с родителями: Привлечение родителей к реализации проектов, проведению праздников, изготовлению атрибутов.
21 слайд В заключение хочу сказать, что формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это сложный и многогранный процесс, требующий системного и комплексного подхода. Только совместными усилиями педагогов, родителей и общества можно вырастить достойных граждан своей страны, способных внести свой вклад в ее развитие и процветание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект с использованием компонентов гражданско - патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»- «Растим патриотов России»
Сухомлинский В. А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребе...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников"
Важно воспитывать у детей любовь к природе и понимания необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют зна...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"...

Доклад участника Педагогических чтений «Год педагога и наставника: лучшие практики, новые возможности, актуальные вопросы» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выступление из опыта работы....

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.
laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
Выступление на методическом часе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Выступление на методическом часе...

