"Говорящая среда группы. Голос ребёнка"
методическая разработка (старшая группа)
В этой публикации я описываю технологии и формы, которые применила для совершенствования РППс группы и участка с целью повышения уровня индивидуализации и социализации моих воспитанников в группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 297 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы, технологии, которые я применяла на «Умной веранде».
- Утренний круг
Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная,
эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию
активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных
возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное
время. Иногда Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы
вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать
новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы,
проблемы, договориться о правилах и т. д. Именно на утреннем круге
зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие),
дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество),
обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д. В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут.
Основные моменты
1. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их
формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно,
но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и
служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале
группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний.
Пример:
Регулировать общение можно, например, правилом:
«Говорит тот, у кого в руках мяч».
2. Вопросы
Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.
Пример:
Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?
Какое у вас настроение? Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
Кто очень хочет задать вопрос?
Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
О чём бы вы хотели узнать?
Что бы вы хотели посоветовать?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Что вас порадовало (огорчило, удивило)?
3. Позывные для утреннего круга
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения
детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон
колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка.
4. Обмен информацией
Важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
5. Игры по теме проекта
Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение.
- Загадка дня
Загадка может быть введением в тему дня или недели, загадка составляется таким образом, что, глядя на рисунок, ребёнок без помощи взрослого должен понять её смысл и проголосовать за правильный ответ. Формат «загадок» можно использовать для развития и закрепления представлений детей в любой области развития. В ходе решения «загадок» дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки сверстников, аргументировать свое решение. Учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
- Парковка вопросов
"Парковка вопросов" - лист на котором воспитатель записывает интересующие детей вопросы. На основании этих вопросов ведется проектная деятельность, организуются мероприятия и события.
- Социальный опрос
Способов реализации такого инструмента несколько. Самые простой, когда задается вопрос и ребенок отвечает "да" или "нет", ставить отметку, "+" или "-"
Дети постарше уже могут заполнять таблицу с ответами самостоятельно, можно использовать, как закрытые варианты вопросов (с вариантами ответов), так и открытые вопросы.
Соцопрос позволяет:
- услышать голос и мнение каждого ребенка;
- детям проявить самостоятельность;
- ответы детей могут дать подсказку для планирования работы по той или иной теме;
- ребята тренируются читать и писать, передавать свои мысли словами и т.д.
Или
Ты знаешь, что такое лабиринт?
Фото ребенка или его Имя | ДА | НЕТ |
Ваня | + | |
Аня | + | |
Маша | ||
+ |
- Календарь событий
У каждой группы может быть свой, уникальный календарь, который наполняется смысловым содержанием, значимым именно для этой группы детей. Календарь можно сделать неделю, на месяц или на весь год. В этих календарях отмечаются события, значимые для детей.
Кроме этого в начале месяца дети выбирают событие из календаря праздников, мы с ребятами отмечаем его в календаре и начинаем к нему готовиться (можно отметить дни рождения детей группы).
«Календарь событий» хороший способ мотивации детей и родителей к самостоятельному поиску необходимой информации, к созданию продуктов деятельности. Если календарь размещён на веранде, родители, забирая детей с улицы, видят события, которые вы ожидаете. В купе с вопросами и прочими «голосами детей» это стимулирует родителей так же погружаться в изучаемую тему.
- Азбука темы
Азбука темы (проекта) – это лист бумаги с нанесённым на него вертикально алфавитом. Идея состоит в том, что знакомясь с новой темой или проектом дети фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ними. Слова могут быть как существительными, так прилагательными, глаголами и пр. конечно эти термины мы не употребляем, мы своим примером показываем, что слова могут быть абсолютно разными.
Правила работы с Азбукой
- Азбука размещается в среде в начале темы и висит до тех пор, пока не потеряет свою актуальность.
- В азбуке нет «неправильных слов». Если вам покажется, что слово не подходит к теме, то спросите у ребёнка дружелюбно и с интересом, что он имел в виду, записывая это слово? Возможно вы натолкнете ребёнка на размышления, которые станут открытием для него самого.
- Адвент календарь
Формы календарей: домики, пакеты, сумочки, свёртки, коробочки, одноразовые стаканчики, спичечные коробки, бумажные конусы, конверты, мешочки на завязочках, носочки и варежки, форма для выпечки, воздушные шарики.
Принципы составления адвент-календаря :
1. стиль оформления должен соответствовать теме.
2. календарь должен быть доступным и многофункциональным.
3. присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4. адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания могут добавляться ежедневно.
5. задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. В случае организации умной веранды, задания могут быть по изучаемой теме.
- Место для выставки детских работ
- Дневники наблюдений
- Алгоритмы работы, и (или) правила поведения при работе с материалом (убери на место, подмети, вытри и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мобильный мини-музей, как составляющая «Говорящей среды» группы
Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и п...

СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную з...

Говорящая среда - говорящий дом.
quot;Говорящая среда" - это третий педагог, инструмент развития, обучения и воспитания детей. Это процесс и результат наполнения группового пространства и пространства детского сада материалами ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ: «СОЗДАЁМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ РУКАМИ И ГОЛОСОМ РЕБЁНКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ: «СОЗДАЁМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ РУКАМИ И ГОЛОСОМ РЕБЁНКА»Актуальность и проблема. В современном дошкольном образовании огромное значение придаетс...

Обмен опытом «Говорящая среда в приемной группы или как услышать голос семьи?»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32254830","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32254832","attributes":{"alt":"","class"...

Проект "Бережливая и безопасная говорящая среда группы детей раннего возраста"
laquo;Правильно сформированная среда, пишет в своей книге О. Шиян, - становится для ребёнка третьим педагогом (после родителей и воспитателей). Ведь ребёнок учится, исследует. Его образование не прек...
Говорящая среда группы
Говорящая средаПри внедрении говорящей среды в группу были созданы «Правила поведения в группе», «Экран настроения», «Загадка дня»....




