Проект "Бережливая и безопасная говорящая среда группы детей раннего возраста"
проект (младшая группа)
«Правильно сформированная среда, пишет в своей книге О. Шиян, - становится для ребёнка третьим педагогом (после родителей и воспитателей). Ведь ребёнок учится, исследует. Его образование не прекращается ни на минуту, и в нём задействовано всё, что окружает ребёнка. Среда «говорит» с детьми, материализует для них правила, побуждает их к активности, поддерживает самостоятельность, обращается к личности конкретного ребёнка».
Развивающая говорящая среда должна превратиться в автодидактическую. Автодидактичность – это такое свойство среды, которое позволяет ребенку самообучаться без взрослого рядом. Поэтому в группе, в приёмной и в умывальной и туалетных комнатах обязательно должны появиться карточки – подсказки, алгоритмы, автодидактические игры, метки, маркеровка, схемы к настольным и дидактическим играм.
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: стены и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 55 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА»
"Бережливая и безопасная говорящая среда группы детей раннего возраста"
Информационно-познавательный, практико-ориентированный проект в группе раннего возраста «Кнопочки»
Автор разработчик проекта:
Королёва Г.В.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Благовещенск, 2025 г.
«Детей учит то, что их окружает»
Мария Монтессори
Визитная карточка педагогического проекта
Краткая аннотация проекта
«Правильно сформированная среда, пишет в своей книге О. Шиян, - становится для ребёнка третьим педагогом (после родителей и воспитателей). Ведь ребёнок учится, исследует. Его образование не прекращается ни на минуту, и в нём задействовано всё, что окружает ребёнка. Среда «говорит» с детьми, материализует для них правила, побуждает их к активности, поддерживает самостоятельность, обращается к личности конкретного ребёнка».
Развивающая говорящая среда должна превратиться в автодидактическую. Автодидактичность – это такое свойство среды, которое позволяет ребенку самообучаться без взрослого рядом. Поэтому в группе, в приёмной и в умывальной и туалетных комнатах обязательно должны появиться карточки – подсказки, алгоритмы, автодидактические игры, метки, маркеровка, схемы к настольным и дидактическим играм.
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: стены и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.
Тип проекта: информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Вид проекта: краткосрочный (01.02.25 – 24.03.25).
Участники: дети группы раннего возраста «Кнопочки», воспитатель и помощник воспитателя группы, родители.
Актуальность:
Бережливые технологии сейчас активно внедряются в дошкольные учреждения. При организации в работе с группой детей, создание бережливых технологий связано с необходимостью сделать окружающую среду понятной, доступной и конечно безопасной.
Основной метод работы – это наглядность и визуализация: увидел, вспомнил, повторил в действии. Чаще всего для работы применяются алгоритмы, это подсказки, условные обозначения. На картинке, которая находится в зоне видимости ребенка, изображается порядок действия в той или иной ситуации. Такие технологии направляют ребенка, сокращая время на выполнение необходимого действия, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.
Для облегчения задач: мытья рук перед и после приёма пищи, пользования полотенцем и горшком, сбора игрушек после самостоятельных игр и вместе с воспитателем, приёма пищи, раздевания на сон час и одевания после сна, безопасного перемещения по групповой комнате, в приёмную и из приёмной мы решили разработать и внедрить в работу проект: «Бережливая и безопасная говорящая среда группы детей раннего возраста».
Обоснование проекта
Мы поставила перед собой задачу: модернизировать образовательную среду в нашей группе, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Посмотрев на среду группы другими глазами, увидели, что действительно, в некоторых местах имеется нерациональное расположение игр и игрушек. Сделали вывод, что для детей раннего возраста материалы лучше хранить в прозрачных контейнерах. Так же для удобства мы сделали маркёры (картирование) на полочки, контейнеры, корзинки, коробки чтобы дети легко могли найти нужные для игры атрибуты. Теперь дети хорошо знают, где хранятся материалы, легко их находят и возвращают на место.
Цель проекта: создать образовательное пространство в группе, способное обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений, создание благоприятных условий для развития детей.
Задачи проекта:
- Формировать бережливое сознание дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам.
2. Сокращать потерю времени на процесс одевания, умывания и нахождения и уборки на место нужной игры или игрушки.
3. Формировать детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса до целостного процесса одевания, мытья рук, пользования горшком, складывании игр и игрушек.
4. Создать комфортные и безопасные условий для полноценного развития детей раннего возраста.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Создание банка идей и предложений, подбор и изучение методической, справочной литературы по теме проекта.
- Определение цели и задач проекта.
- Разработка программы руководства проектом – составление перспективного плана работы с детьми, с родителями и педагогами по всем разделам программы и видам деятельности.
- Довести до участников важность данной темы проекта.
- Познакомить родителей с перспективными планами работы по направлениям проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта.
- Анкетирование родителей.
2 этап - основной
- Организация работы с детьми.
- Организация работы с родителями.
- Организация работы с педагогами.
3 этап – презентация проекта
4 этап – аналитический
- Подведение итогов.
- Анализ полученных результатов.
- Определение перспективу на будущее.
Ожидаемый результат:
На городском уровне:
- показать вариант практического решения проблемы создания условий, способствующих позитивному решению проблемы.
На локальном уровне:
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- предполагается, что целенаправленная деятельность по развитию данной темы способствуют к хорошим результатам в освоении правил безопасного и бережливого поведения;
- Создание системы работы по ознакомлению детей со сказками, потешками, стихами, пословицами и поговорками о бережливом и безопасном поведении.
- Повышение уровня знаний родителей по данной теме.
- Участие семей воспитанников в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом, школой и семьёй по социально – коммуникативному развитию детей.
Риски реализации проекта:
- низкая активность родителей в участии реализации проекта;
- отсутствие материалов: пособий, наглядных материалов, книг, аудиозаписей, песен, сказок о бережливом и безопасном поведении.
Пути преодоления:
Совместные мероприятия с детьми и родителями.
Информирование их с помощью бесед, консультаций, анкетирования.
Механизм выполнения:
Визуализация скрытых элементов среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности маркируются не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей. Дети выполняют многие действия самостоятельно следуя алгоритмам.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа и предусматривает организацию социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития детей раннего возраста.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, педагог и родители. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и взаимоуважения.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по блокам:
- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности во время: приёма пищи, обучения культурно-гигиеническим навыкам, занятий, игровой деятельности, бесед с детьми.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие и помощь в проведении совместных мероприятий.
- Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Форма презентации проекта:
Демонстрация обобщенного опыта работы в детском саду; организация выставок книг и пособий по данной теме; творческих родительских работ по направлениям проекта.
География проекта: МДОАУ ДС № 55, корпус № 3, группа «Кнопочки», г. Благовещенск, ул. Ленина 283.
Работа проводится по блокам:
- Блок: работа с детьми, с родителями.
- Блок: работа с воспитателями.
1.Блок: работа с детьми и родителями по направлениям:
В приёмной
- Стена приветствия "Здравствуйте, а вот и я! "
- Стена для совместных рисунков по желанию детей и родителей.
- Шкафчики детей обозначили личной фотографией (картинкой) ребёнка;
- Обучение алгоритму переодевания, одевания и раздевания.
- Обучение алгоритму наведения порядка в шкафчике
- Обучение по обозначениям опасных мест в приёмной.
В групповой комнате:
- Обучение как пользоваться столовыми приборами, салфетками (полотняными, бумажными)»;
- Обучение красивому и правильному поведению за столом.
- Обучение быстрому нахождению нужных игр и игрушек по маркированным картинками полочек, шкафов, контейнеров и коробочек.
- Обучение убиранию всех предметов на свои места.
- Обучение по обозначениям опасных мест в группе.
- Задействовать всё пространство группы: «Говорящий пол» мы наполнили классиками, играми-лабиринтами
В умывальной и горшечной комнате.
- Обучение по алгоритмам:
Умыванию
Пользованием полотенцем
Пользованием горшком
- Обучение по обозначениям опасных мест в санитарно-гигиенической комнате.
Работа с родителями:
- оказание посильной помощи в приобретении контейнеров, коробочек.
- Оформление и распечатывание необходимых, карточек с алгоритмами действий, картинок для маркировки контейнеров и шкафов, полочек.
2.Блок Перспективное планирование работы с педагогами
Мероприятие | Содержание | Цель |
Консультация Решение педагогических ситуаций. | «Говорящая среда» в детском саду и как она влияет на воспитание детей
«Поможем коллеге советом и делом» «Моя библиотека» | Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива по данному вопросу. Предложить педагогам использовать при работе по данной теме специальную универсальную схему. Делиться и обмениваться своими знаниями и опытом по данной теме. Подбор литературы и электронных источников по данной теме. |
Оценка эффективности по итогам работы проводится по блокам:
- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий.
- Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Итоги по реализации проекта
Реализация проекта проходила через разные виды детской деятельности: занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций изображений, рассматривание иллюстраций к художественным произведениям, речевые подвижные игры, поисково-познавательная, продуктивная и театрализованная деятельности, создание выставок, дидактические игры, музыка, просмотр мультфильмов, слушание аудиосказки, презентация.
Мы считаем, что наш проект не только актуален, но и эффективен. Анализируя ответы родителей по данной теме, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети в своей жизни стремились правильно себя вести. Проведенная работа позволила детям синтезировать полученные знания, развить творческие способности, коммуникативные навыки, что позволило им применять их в повседневной жизни.
Были получены следующие результаты:
Я вижу как у моих воспитанников, благодаря «Говорящей среде» проявляется и развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
В свою очередь, мне как педагогу эта технология помогает ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, организовать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
И я теперь могу с уверенностью сказать, что такая развивающая среда для меня является помощником во всестороннем развитии.
- В группах дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, сказками и рассказами, справочниками и энциклопедиями, фонотека по этикету за столом.
- Дети стали стараться соблюдать правила этикета за столом.
Считаю, что проект жизнеспособен, в дальнейшем может быть дополнен и использован общеобразовательными учреждениями.
Литература:
1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в группе раннего возраста. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 144 с.
2. Интернет источники:
https://infourok.ru/govoryashaya-sreda-v-detskom-sadu-i-kak-vliyaet-na-vospitanie-detej-6817488.html
https://infourok.ru/magazin-materialov/plakaty-s-poleznymi-napominaniyami-dlya-detej-detskij-sad-1-2-klass-527759?utm_source=infourok&utm_medium=biblioteka&utm_campaign=vidget-pod-prosmotrom&utm_content=6817488
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста».
Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей....

Развивающая среда в группе детей раннего возраста.
Из заметки можно узнать, как и с какой целью можно организовать в группе уголок с висящим каскадом....

Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...

Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики» для детей раннего возраста на 2024-2025г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития реб...
Проект образовательной среды группы детей раннего возраста
Проект образовательной среды группы детей раннего возраста на тему "Игрушки"...

