Использование дидактического материала из фетра для развития познавательной сферы дошкольников
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Ободова Ирина Владимировна
Статья рассказывает об использовании дидактические игр и пособий из фетра при проведении занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактического материала из фетра для развития познавательной сферы дошкольников

В современном мире человек должен обладать высокой способностью к восприятию, быстро реагировать на внешние стимулы и активно действовать в ответ на полученную информацию.

Сенсорное развитие играет ключевую роль в жизни человека. Поэтому необходимо разрабатывать эффективные методы и инструменты для полноценного сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный период — это важный этап в жизни человека, который оказывает значительное влияние на формирование личности. В этот период активно развивается сенсорное восприятие, которое является основой для развития когнитивных процессов, таких как память, воображение, мышление и речь. Также происходит формирование эмоциональной сферы.

Дидактические игры играют важную роль в сенсорном воспитании детей. В дошкольной педагогике они считаются основным средством для развития сенсорных навыков, таких как восприятие формы, размера, цвета, пространственных представлений и звуков.

Известный психолог А. В. Запорожец отмечал, что дидактические игры должны не только способствовать усвоению знаний и умений, но и стимулировать общее развитие ребёнка и формирование его способностей.

Образовательная среда должна стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребёнка, развивать его речь и способствовать накоплению разнообразных зрительных, слуховых и тактильных впечатлений в процессе обучения, режимных моментов и самостоятельной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе, включая материалы, обстановку и планировку, должна способствовать развитию каждого ребёнка. При этом взрослый играет ключевую роль в обучении ребёнка дошкольного возраста, предоставляя ему дидактический материал и проявляя интерес к его деятельности, поощряя его любознательность.

Этим материалом мною были выбраны многофункциональные пособия из фетра.

Почему я выбрала именно фетр? Фетровая игрушка способна привлечь внимание ребенка, удивить и подарить радость от игры. Это безопасный, прочный, теплый и приятный на ощупь материал, который очень удобен в использовании при изготовлении игрушек. Не нужно специально обрабатывать край игрушки, фетр не сыпется на разрезе, достаточно просто раскроить по выкройке, и при необходимости сшить детали.

Игровые пособия использую на занятиях, в совместной и индивидуальной работе с детьми.

Занятия с пособиями из фетра позволяют в игровой форме формировать различные познавательные функции - восприятие, память, внимание, речь, развивать интеллектуальные и творческие способности, мелкую моторику.

За два года активной работы по созданию развивающих игр для детей был разработан и изготовлен целый ряд дидактических пособий из фетра. Эти пособия, отличающиеся ярким дизайном и тактильно приятным материалом, направлены на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, охватывая сенсорное восприятие, речевое развитие, математические представления и формирование социальных навыков. Рассмотрим подробнее каждое из них: 1. «Весёлая гусеница»: Это яркое и привлекательное пособие, представляющее собой гусеницу, составленную из отдельных сегментов различной формы, цвета и фактуры. Каждый сегмент выполнен из фетра различной текстуры – гладкого, пушистого, рельефного, что способствует развитию тактильного восприятия. Различные цвета и формы сегментов стимулируют цветовосприятие и формируют представления о геометрических фигурах. Более того, гусеницу можно использовать для обучения счету, порядковому счету, а также для составления различных сюжетов и рассказов, стимулируя развитие речи и воображения. В качестве дополнительного элемента можно добавить звуковые элементы (например, маленькие погремушки внутри некоторых сегментов) для усиления сенсорного опыта.

2. «Наряди ёлочку»: эта игра, разработанная специально к Новому году, не только способствует развитию сенсорных навыков (распознавание цвета, формы, размера игрушек), но и приобщает детей к традициям празднования этого волшебного праздника. Игра представляет собой фетровую елку с различными игрушками – шариками, звёздочками, шишками. Игрушки выполнены в разных цветах, размерах и формах, что позволяет детям развивать мелкую моторику, сортировать игрушки по признакам, а также проявлять творчество и фантазию в процессе украшения елки. Для родителей это возможность совместного творческого времяпрепровождения с ребенком, укрепляющее семейные связи. Более того, к игре можно добавить карточки с изображением ёлочных игрушек, чтобы расширить словарный запас ребенка и потренировать его навыки называния предметов.

3. «Я умею застёгивать пуговицы»: это практическое пособие, выполненное в виде жилета из фетра с различными пуговицами – крупными, мелкими, разных цветов и форм. Цель игры – развитие мелкой моторики, координации движений рук, а также практическое овладение навыком застёгивания и расстёгивания пуговиц, что является важным этапом в подготовке ребенка к самостоятельности. Разные типы пуговиц (на ножке, пришитые, с петельками) добавляют сложности и разнообразия в игру. Можно также добавить элементы игры – картинки с одеждой, которую нужно «застегнуть», чтобы сделать игру более увлекательной.

4. «Варим суп-компот»: эта игра развивает не только сенсорные навыки (цвет, форма, размер овощей и фруктов), но и речевые способности, обучает классификации предметов. Набор включает фетровые овощи и фрукты, которые ребенок должен сортировать по категориям («овощи», «фрукты») и использовать в процессе «приготовления» супа или компота. В игре можно использовать специальные фетровые кастрюли и тарелки, а также карточки с рецептами для усложнения задания.

5. «Паучок», «Попугай», «Огород»: Эти игры, хотя и описаны кратко, предполагают развитие сенсорных способностей, формирование математических представлений (например, в игре «Паучок» можно использовать счет палочек, для формирования понятия количества), и развитие речи. Для «Огорода» можно добавить фетровые инструменты (лёйка, грабли), насекомых, и карточки с названиями растений.

6. Лэпбук «Наша дружная семья»: это многофункциональное пособие, представляющее собой папку с различными кармашками и вкладышами, каждая страница которого посвящена отдельной теме, связанной с семьей. Лэпбук включает игры на развитие сенсорных навыков (например, поиск парных картинок членов семьи), речевое развитие (рассказывание о членах семьи), художественно-эстетическое развитие (раскрашивание, аппликация) и нравственно-патриотическое воспитание (знакомство с традициями семьи, ролью семьи в обществе). Это пособие идеально подходит для совместных занятий детей и родителей.

7. Панно из фетра в уголке уединения создает спокойную и уютную атмосферу для ребенка. Это место, где ребенок может отдохнуть, почитать книгу или просто побыть наедине со своими мыслями. Включение родителей в процесс обустройства уголка способствует укреплению эмоциональной связи с ребенком.

8. Мобиль из фетра «Лимпопо» стимулирует зрительное восприятие ребенка, развивает цветовосприятие и координацию глаз. Яркие цвета и различные формы фетровых элементов привлекают внимание ребенка и способствуют его развитию.

9. Уголок ПДД. Этот раскладной домик, имитирующий улицы и дороги, служит для обучения детей правилам дорожного движения. Светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы, машинки (которые могут быть также из фетра) – все это позволяет детям в игровой форме усвоить важные знания о безопасности на дороге. Дополнительные элементы, такие как карточки с правилами, рисунки, загадки на тему ПДД, повышают эффективность обучения. Использование фетровых элементов придает этому пособию яркость и тактильную привлекательность. Все эти пособия были созданы с учетом возрастных особенностей детей и целей их всестороннего развития. Использование фетра в качестве основного материала обеспечивает безопасность, долговечность и тактильную привлекательность игр. Совместное творчество с родителями при создании уголка уединения и участие в играх способствуют укреплению семейных связей и гармоничному развитию ребенка.

В нашей группе саду создали целую серию развивающих уголков, призванных пробудить в детях любовь к природе и искусству. Центральное место занимает «Уголок природы», изначально задуманный как простое знакомство с окружающим миром, но в итоге превратившийся в интерактивный комплекс. В нём представлены не только традиционные элементы, такие как гербарий, коллекция камней и натуральных материалов (шишки, желуди, листья разных деревьев и кустарников, перья птиц, ракушки), но и инновационные игровые элементы. Например, игра «Радуга» не просто демонстрирует цвета радуги, но и учит детей сопоставлять их с явлениями природы (цвет неба во время дождя, окраска цветов и насекомых). Игра «Фруктовый садик» с яблочками на липучках не только развивает мелкую моторику, но и вводит понятия о сборе урожая, временах года и циклах жизни растений. Наглядно демонстрируются цепочки питания, например, яблоко поедает гусеница, гусеницу — птица, используя картинки с соответствующими изображениями. В дополнение к этому, мы разместили мини-оранжерею с несколькими неприхотливыми растениями, за которыми дети сами ухаживают под присмотром воспитателя. Это учит их ответственности и пониманию жизненных потребностей растений. Особое внимание заслуживает уголок изобразительного искусства (ИЗО). Он оформлен в виде яркого коврика с кармашками, стилизованными под «Малышей-карандашей». Это не только удобно для хранения карандашей, красок, кистей, но и визуально привлекательно для детей. Кармашки расположены на "животиках" забавных лягушек-подружек, что добавляет игровой элемент. Для развития цветовосприятия мы используем две палитры с красками и кистями. Одна из палитр уникальна тем, что краски на ней закреплены прищепками, что позволяет детям легко менять их расположение и экспериментировать с цветами. Мы также используем различные техники рисования: пальчиковые краски, рисование ватными палочками, рисование на песке (используя специальный лоток с кинетическим песком), аппликации из разных материалов (бумага, ткань, природные материалы). В уголке также есть специальная доска для выставления детских работ, что стимулирует их творческую активность и развивает чувство гордости за свои достижения. Театральный уголок – это волшебное место, где оживают сказки. Центральным элементом является фетровый «Теремок», с животными на липучках, что позволяет детям самостоятельно расставлять персонажей и изменять сюжет сказки. Кроме того, мы создали театральный фартук по мотивам сказки «Три поросенка», что позволяет детям быть активными участниками спектакля. Мы постоянно пополняем театральный уголок новыми реквизитами, масками, куклами, что поддерживает интерес детей и способствует развитию их творческих способностей, воображения, умения работать в команде и импровизировать. В планах создание кукольного театра и театра теней.

Опыт создания и применения дидактического материала из фетра, включая все описанные выше элементы, я представила на педагогическом совете и на городском методическом мероприятии «Ярмарка педагогического мастерства». Яркие и наглядные пособия вызвали большой интерес у коллег. Они заинтересовались методикой изготовления и использования такого материала. Мы обменялись опытом и идеями. Могу с уверенностью сказать, что многие элементы развивающей среды можно создать своими руками, главное – желание и любовь к детям. И действительно, когда видишь в глазах детей искреннюю радость, удивление и благодарность, это дарит невероятный заряд положительных эмоций и вдохновляет на дальнейшее творчество, на создание новых развивающих игр и пособий. Мы продолжаем развивать наши развивающие уголки, добавляя все новые и новые интересные элементы, чтобы радовать своих воспитанников и способствовать их всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников

Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством  для познавательной сферы развития личности де...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий для развития познавательной сферы дошкольников"

Игра и интеллект. Игра как инструмент развития мыслительных процессов дошкольников....

"Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной сферы дошкольников"

Данные развивающие игры направленные на развитие воображения, внимания, креативности с использованием нетрадиционных материалов (песок, нитки, веревки, марблс)....

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактической системы «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников."

Целью мастер-класса является ознакомление с дидактической системой «Дары Фрёбеля» и возможностью его использования в познавательном развитии дошкольников. Знакомство с возможностями игрово...