МАСТЕР-КЛАСС «Использование элементов инновационной здоровьесберегающей технологии «Дары Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ».
материал (средняя группа)
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплект обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. При использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» создаются условия для более эффективного усвоения материала. Ведь игровая практическая деятельность, тактильное воздействие позволяет детям с ОВЗ проще и доступней усваивать получаемую информацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование элементов инновационной здоровьесберегающей технологии «Дары Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ».
Добрый день, уважаемые коллеги!
В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сложнее дается ознакомление с окружающим миром, развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Одной из задач совместной деятельности педагогов является коррекция нарушений и отклонений в развитии речи и мелкой моторики детей, формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников.
Реализовать поставленные задачи по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе образовательной деятельности, помогает использование в различных видах деятельности игрового набора «Дары Фрёбеля».
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплект обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. При использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» создаются условия для более эффективного усвоения материала. Ведь игровая практическая деятельность, тактильное воздействие позволяет детям с ОВЗ проще и доступней усваивать получаемую информацию.
Детали конструктора удобно группировать между собой по цвету, форме, величине, сравнивать и отсчитывать.
Применяя «Дары Ф. Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ, нужно учитывать не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, а также их желания и интересы.
Игровой набор «Дары Фребеля» – это мобильный комплект, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Его использование в познавательной деятельности дает хороший результат, так как развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей подразделяются на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Модуль 1: «Шерстяные мячики». Цвет
Цель - знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.
В наборе разного цвета мячики, у них есть верёвочки и петелька, чтобы можно было надеть на руку. Далее мы говорим: «Ребята, а вы умеете играть в мячик?» «Да» — отвечают нам дети. «Тогда выберите любой мячик». Дети выбирают любой мячик и мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. «Давайте покажем мячики друг другу. Какие они?» (дети отвечают, какие шары по цвету, на ощупь) «Что же можно делать с мячиками»? (кидать, ловить…) «Давайте будем кидаться мячиками» (тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений). «Но вот наши мячики устали. Что же мы будем с ними делать?» (ответы детей) «Нам надо покачать мячики, чтобы они отдохнули». (Дети ложатся на ковёр, качают мячики, баюкают их.) «Наши мячики отдохнули и теперь мы можем устроить соревнование: кто забросит мячик в ведро». То есть, вязаные мячики выполняют роль заместителя. Набор состоит из 6 мячей.
- Игра «Светофор»
Игровые правила: брать цветной шарик одной рукой и выкладывать перед собой вертикально в последовательности соответствующей сигналам светофора.
- Игра «Разноцветные шарики»
Игровые правила: брать шарики одной рукой, соотносить цвет шарика с цветом шнурка.
- Игра «Шустрые шарики»
Игровые правила: брать шарик за ниточку одной рукой, выполнять движения по разным направлениям.
- Игра «Какого мяча не хватает?»
Игровые правила: брать мячики одной рукой, подбирая по цвету, и находить тот, которого не хватает.
Модуль 2: «Основные тела» . Формы
Второй «дар» - шар, кубик и цилиндр. Этот набор вводит новые геометрические тела, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.
Модуль 4 «Куб из брусков»
Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.
Модуль 5 «Кубики и призмы»
27 деревянных кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие 6 полу-кубиков и 12 четверть кубиков. Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Куб, состоящий из 18 продолговатых блоков, 12 плоских квадратных блоков и 6 узких колонн. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Включает цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние, прямоугольные равнобедренные, тупоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние) и квадратики.
- Игра «Одень дерево»
Осенью все листики становятся разноцветными и нам нужно «одеть» деревья в осенние наряды (выдаётся шаблон деревьев на листе бумаги и дети, используя набор плоскостных фигур, наряжают дерево в осенний наряд). В этой игре, дети учатся видеть и называть форму и цвет, накладывать фигуры на изображения деревьев, соблюдая различные части, грани, но, и, видя, предмет в целом.
Модуль 8 «Палочки»
Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.
- Игра «Квадратики»
Игровые правила: брать палочки одной рукой; выкладывать квадраты различные по размеру и цвету.
- Игра «Дорожки»
Игровые правила: брать палочки одной рукой; выкладывать вертикально перед собой.
- Игра «Весенние цветы»
Игровые правила: брать фигуры одной рукой; использовать фигуры различные по цвету, форме и размеру, выкладывая весенние цветы.
- Игра «Волшебный коврик»
Игровые правила: брать фигуры различной формы и цвета, выкладывать из них узор.
- Игра «Найди вторую половинку»
Игровые правила: брать предметы одной рукой, подбирая их по цвету и форме к заданной фигуре.
- Игра «Сделай такой же»
Игровые правила: брать фигуры одной рукой, выкладывать их по образцу.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие). Логическое мышление. Часть и целое. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих способностей и творческого воображения. Развитие речевых способностей.
- Игра «Бусы для мамы»
Давайте соберём бусы для мамы. Бусины мы сделаем из полу колечек, причём, бусинки будут у нас то красные, то синие. (Цели данной игры – развитие мелкой моторики, различение и называние цвета, умение действовать по образцу).
- Игра «Весёлые мячики»
Игровые правила: брать предметы одной рукой, заполнять разноцветные колечки кружочками в соответствии со цветом колечек.
Модуль10 «Фишки»
Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного материала. Последовательность действий. Выкладывание по образцу.
Модуль 11 «Цветные тела»
Тренировка мелкой моторики(в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки( с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. Форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполн. Задания по образцу, по заданному алгоритму.
- Игра «Весёлая гусеница»
Игровые правила: брать одной рукой поочередно фигуры и нанизывать их на ниточку.
- Игра «Разноцветные вагончики»
Игровые правила: брать предметы одной рукой, чередовать их по цвету.
Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка»
Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.
Модуль 13 «Башенки»
Закрепление названий геометр. Фигур. Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между - способствует развитию пространственного мышления.
Модуль 14. «Арки и цифры»
Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.
Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего).
Хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
В дальнейшем планируем продолжать работу по данному направлению, расширять и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД « Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в средней группе» «Прогулка в зимний лес»
Цель: Продолжать формировать представления детей о жизни диких животных. Задачи: 1. образовательные Расширить представления детей о диких животных. Развивать связную речь, совершенствовать грамм...

Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих кул...

Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования...

Мастер - класс для педагогов на тему: Здоровьесберегающие технологии - нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста.
Мастер - класс "Удивительные камешки МАРБЛС"...

Мастер класс «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Повысить компетентность педагогов в вопросах применения игрового стретчинга как одного из видов здоровьесберегающих технологий....

Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме сохранения и укрепления здорового и безопасного образа жизни. В статье предоставлена информация об использование инновационных здоровьесберегающих ...
Презентация. Использование элементов инновационной здоровьесберегающей технологии «Дары Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ
Использование элементов инновационной здоровьесберегающей технологии «Дары Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ...