Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Умелые пальчики»
рабочая программа (средняя группа)

Васнёва Татьяна Николаевна
Актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Программа осуществляется в течение всего учебного года 4 раза в месяц.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx50.59 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ОМСКА

«ДЕТСКИЙ САД №81 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

     Принято                                                                                 Утверждено                                                                            

     Педагогическим советом                                                      Заведующей

       БДОУ г. Омска «Детский сад № 81                                     БДОУ г. Омка «Детский сад № 81

      комбинированного вида»                                                     комбинированного вида»

      «___»__________ 2024 г.                                                     ________________Е.А. Клевакина                        

       Протокол №                                                                         Приказ №                  

        

Образовательная программа

по дополнительному образованию детей

«Умелые пальчики» 

Для работы с детьми 4-5 лет

Срок реализации программы – 1 год

Воспитатель: Васнёва Татьяна Николаевна

Омск, 2024                                                      

Содержание

п/п

Наименование раздела

страница

Актуальность

3

Педагогическая целесообразность

3

Направленность работы

3

Основные задачи

3

Особенности возрастной группы

4

Методы и приемы обучения

5

Ожидаемые результаты освоения программы

5

Материально-техническое обеспечение

5

Учебно-тематический план

6

Содержание программы

7

Список литературы

12

Актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Программа осуществляется в течение всего учебного года 4 раза в месяц.

Педагогическая целесообразность

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

 Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

 Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

 Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений. А между тем различные виды рисование, лепки, конструирования, также работа ножницами, аппликация, ручной труд и многие другие детские виды деятельности способны подготовить руку наилучшим образом.

Данная программа, как и все традиционные программы, строится по «линейному» принципу, предполагающему прежде всего систематичность и последовательность.

Направленность работы кружка

Занятия сочетают тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития.

Цель программы: формирование базовых графических навыков; развитие координации и мышечной памяти руки.

Основные задачи:

  • Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
  • Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;
  • Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;
  • Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
  • Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения;
  • Воспитывать усидчивость и терпение.

Программа рассчитана на один год (средний дошкольный возраст). Занятие проводится 4 раза в месяц. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Особенности возрастной группы 

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия.

Мышление.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия. У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами. Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Воображение.

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

 Методы и приемы обучения

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу:

- обведение трафаретов,

-штриховки,

-раскраски,

-лабиринты,

-работа с ножницами,

-работа со шнуровками,

-складывание разрезных картинок,

-пальчиковая гимнастика,

-выкладывание изображения из геометрических фигур,

- выкладывание изображения из счетных палочек,

Занятия проводятся с подгруппой детей.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 20 минут

Ожидаемый результат

Развитие мелкой моторики у детей позволит:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира;
  • Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
  • Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.

Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)

Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами.

Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.

Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.

В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику.

Данный перспективный план составлен на основе методических пособий:    

- И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность в детском саду);

- Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;

- Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками».

Материально-техническое обеспечение:

  • Столы и стулья, доска магнитная, ножницы, простые карандаши, распечатанный материал для каждого занятия.    
  • А также в повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:
  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из пластилина и соленого теста.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

     Учебный план:

Количество занятий в месяц – 4

Количество занятий за 2024-2025 год – 36

Время проведения: вторник, четверг 16.00-16.20 

Учебно-тематический план

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

Занятие 1

1

«Детский сад. Игрушки»

Сентябрь

Занятие 2

1

«Осень»

Занятие 3

1

«Осенние цветы»

Занятие 4

1

«Дождик»

Занятие 5

1

«Бумажный мячик»

Октябрь

Занятие 6

1

«Любимые игрушки»

Занятие 7

1

«Кружат листья по дорожкам»

Занятие 8

1

«Огород. Овощи».

Занятие 9

1

«Сад. Фрукты»

Ноябрь

Занятие 10

1

«Ягоды»

Занятие 11

1

«Дом. Семья»

Занятие 12

1

«Мебель, квартира»

Занятие 13

1

«Зима»

Декабрь

Занятие 14

1

«Зимние забавы»

Занятие 15

1

«Украсим елку»

Занятие 16

1

«Игрушки на елку»

Занятие 17

1

«Зимующие птицы»

Январь

Занятие 18

1

«Домашние животные»

Занятие 19

1

«Домашние птицы»

Февраль

Занятие 20

1

«Транспорт»

Занятие 21

1

«Подарок для близких»

Занятие 22

1

«Наша Армия»

Занятие 23

1

«Весна»

Март

Занятие 24

1

«Мамин праздник»

Занятие 25

1

«Комнатные растения»

Занятие 26

1

«Дикие животные»

Занятие 27

1

«Перелетные птицы»

Апрель

Занятие 28

1

«Весенние цветы»

Занятие 29

1

«Дом, в котором мы живем»

Занятие 30

1

«Правила дорожного движения»

Занятие 31

1

«Рыбы»

Май

Занятие 32

1

«Насекомые»

Занятие 33

1

«Бабочки»

Занятие 34

1

«Лето»

Содержание программы

Тема

Цель

Содержание

Сентябрь

  1. «Детский сад. Игрушки»

Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей: зрительно-моторные интеграции; умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его. Работать над развитием координации движений с речью. Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу.

1.Пальчиковая гимнастика «Шарик»

2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

3. «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. «Это машина» - выкладывание машины из геометрических фигур.    

  1. «Осень»

Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.  Работать над развитием координации речи с движением. Продолжать формировать графические умения и навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Осенью»

2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки.

3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.    

4. «Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.

  1. «Осенние цветы»

Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.  Работать над развитием координации речи с движением. Продолжать формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки»

2. Изготовление бумажных цветов.

3. Раскрашивание цветов цветными карандашами.

  1. «Дождик»

Учить ритмично пальцами стучать по твердой  поверхности, проводить прямые линии в нужном направлении.

1.Пальчиковое упражнение «Дождик»

2. Массаж кисти рук

3. Графические упражнения «Дождь идет»

Октябрь

1. «Бумажный мячик»

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность; формировать графические умения и навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Изготовление мячиков из мятой бумаги.

3.Раскрашивание игрушек.

2. «Любимые игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев; учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура; определять предмет на ощупь

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», «Шарики»

2. Игра «Что это?»

3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

3. «Кружат листья по дорожкам»

Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев, развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности

1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

4.«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1. «Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

Ноябрь

1. «Сад. Фрукты»

Развивать мелкую моторику пальцев; учить наносить пластилин на основу.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты»

2. «Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру; продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «Ягодки».

2. Выкладывание гороха по нарисованному контуру.

3.Пластилинография. «Клубника».

3. «Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости; продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

4. «Мебель, квартира»

Развивать мелкие движения пальцев рук, их двигательную активность; развивать ориентировку на плоскости; совершенствовать зрительную память.

1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2. Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор». Раскрашивание

геометрических фигур.

Декабрь

1. «Зима»

Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу; развивать внимание, логическое мышление.

1. «Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2. Игра «Что лишнее и почему?»

3. «Сказочный домик» (оригами)

2. «Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью; продолжать работать над развитием мелкой моторики; научить скатывать шарики из салфеток.

1. Хороводная игра «Снежная баба»

2. Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик» - аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

3. «Украсим елку»

Развивать мелкую моторику пальцев; учить складывать круг пополам, находить середину круга;  учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» - выкладывание геометр. фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка» (оригами)

4. «Игрушки на елку»

Развивать мелкую моторику пальцев;

1. Пальчиковая игра «Елочка».

2. Нанизывание пуговиц классифицируя по цвету.

3. Горит огнями елочка

(рисование  пальчиком)

                 Январь

1. «Зимующие птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев; упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

2. Пальчиковая игра «Снегири»

3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

2. «Домашние животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики; совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных.

2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

            Февраль

1. «Домашние птицы»

Учить штриховать мелкими штрихами; развивать мелкую моторику пальцев рук.

1. «Накормим птичек»- комкание бумаги в маленькие комочки.  

 2.«Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

2.«Транспорт»

Учить складывать фигуры из бумаги; развивать зрительно - двигательную координацию и моторику пальцев рук; закреплять назначение транспорта.

1. Рисуем машину пальчиками на крупе.

2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3. «Машина» (оригами) из бумаги.

3. «Подарок для близких»

Учить действовать по словесной инструкции; продолжать работать над развитием мелкой моторики; учить работать с бумагой.

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек -  прокатывание колючего мяча между ладошек.  

3. Оригами.

4. «Наша Армия»

Продолжать развивать зрительно моторные функции; учить штриховать в разных направлениях.

1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2. Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Штриховка «Танк».

                   Март

1. «Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить работать с крупой.

1. «Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2. Нанизывание пуговиц в чередовании.

3. Аппликация из пшена «Солнышко»

2. «Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику; учить действовать по словесной инструкции; продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1. Завязывание бантика на подарке.

2. Сматывание клубка для бабушки.

3. Открытка для мамы (оригами)

3. «Комнатные растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях.

1. П \и «На окне в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3. Штриховка цветка в горшке.

4. «Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций;  учить работать с ножницами; познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это и что ест.

3. Штриховка диких животных (новый вид: клубок).

                  Апрель

1. «Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек; работать над развитием зрительно моторных функций; продолжать учить работать с ножницами.

1. Пальчиковая игра «Птички прилетали»

2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек.

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

2. «Весенние цветы»

Учить работать с трафаретами и шаблонами; продолжать учить работать с бумагой.

1. Упражнение «Мотылек».

2. Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок.

3. Коллективная аппликация «Весенний луг».

3. «Дом, в котором мы живем»

Упражнять в работе с трафаретами; учить ориентироваться на микроплоскости.

1. Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2. Пальчиковая гимнастика «Дом».

3. Выкладывание дома пластилиновыми жгутиками по контуру.

4. «Правила дорожного движения»

Учить работать ножницами, прикладывать пластилиновые жгутиковые колбаски по контуру; продолжать работать над развитием мелкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3. Пластилинография. «Светофор»

                   Май

1. »Рыбы»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики; развивать зрительное внимание, память; продолжать учить работать с пластилином.

1. Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает»

3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

2. «Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций; совершенствовать графические навыки; продолжать учить работать с пластилином.

1. Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3.Пластилинография «Гусеница».

3. «Бабочки»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений; закреплять умение работать в технике оригами.

1. Пальчиковая игра «Бабочка»

 2.Зашумленные картинки.

 3. «Бабочка» (оригами)

4. «Лето»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики; совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2. Пальчиковая игра «Пчелы»

3. Коллективная аппликация «Лето».

            Список использованной литературы

  1.  Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!», Сборник игр и упражнений для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ, Издательство: Детство-Пресс, 2004 г.
  2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Издательство: Сфера, 2021 г.
  3. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.  Ярославль: Академия развития, 2009 г.
  4.  Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2018.
  5.  Рымчук Н.  «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2018
  6. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2019г.
  7. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2020 г.
  8. Щербаковой Т.Н. «Игры с пальчиками» Издательство ТЦ Сфера, 2022г.

Электронные ресурсы

  1. Картотека пальчиковых игр для детей 4 -5 лет https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/11/27/kartoteka-palchikovyh-igr-dlya-detey-4-5-let
  2. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.Колдина Д. Н. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2017/07/21/izdatelstvo-applikatsiya-s-detmi-4-5-let-konspekty
  3. Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома https://ped-kopilka.ru/roditeljam/igry-na-razvitie-melkoi-motoriki-dlja-detei-4-5-let-doma.html
  4. Задания на развитие графических навыков у детей 4-5 лет https://kladraz.ru/podgotovka-k-shkole/zadanija-na-razvitie-graficheskih-navykov-u-detei-4-5-let-raspechatat.html

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »

   Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »

   Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

программа дополнительного образования детей "Умелые ручки"

программа содержит цели, задачи, перспективное планирование занятий с детьми средней группы на год....

Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»

Актуальность программы:  вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве за...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка "Веселые пальчики"

Рабочая программа по дополнительному образованию....

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024год (в соответствии с ФГОС ДО)

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024 год (в соответствии с ФГОС ДО)...

Программа по дополнительному образованию (кружок «Волшебные пальчики»)

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом ...