Доклад на педагогическом совете на тему: «Играя – развиваем речь»
материал
Речь – чудесный дар природы – дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы должны приложить немного усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Теремок»
Доклад
на педагогическом совете на тему:
«Играя – развиваем речь»
Выполнила воспитатель: Черезова Е.П.
Тонкино, 2025г
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский
Цель: Развивать речь детей, обогащать словарный запас;
развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного, формировать у детей заинтересованность и умение играть в дидактические, настольно-печатные игры.
Речь – чудесный дар природы – дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы должны приложить немного усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Для речевого развития используют все виды игровой деятельности. Один из основных видов игровой деятельности – это сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются только с помощью слова. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). Дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама, наливай чай», «Шофер едет на машине».
Обращение в игре к предметам - заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь в слове. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки, говорит о них.
Для обучения через игру используются дидактические игры.
Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Существуют 3 вида дидактических игр:
1. Игры с предметами или игрушками. Они направлены на развитие тактильных ощущений
2. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Такие игры служат средством развития памяти, внимания, диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизации словаря.
3. Настольно-печатные игры используются как наглядное пособие, направлены на развитие зрительной памяти и внимания.
Дидактические игры так же можно разделить на группы:
1. Игры – путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находиться рядом («Путешествие в страну сказок», «Мы едем в дальние края»).
2. Игры – поручения, в их основе лежат игры с предметами, игрушками, словесные поручения («Разложи по величине», «Выбери все предметы красного цвета», «Построй матрёшек на зарядку»).
3. Игры – предложения, это когда создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. В этих играх используются такие методы, как познавательные вопросы, метод предположений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, проблемные ситуации и т.д. («Что было бы, если…», «Что будет, когда…», «Что можно делать с …»).
4. Игры – загадки развивают способность рассуждать, делать выводы.
5. Игры – беседы, в основе которых лежит общение. Они воспитывают умение слушать вопросы и ответы, дополнять, высказывать своё мнение Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей («Назови, что можно купить, сварить, связать», «Что может летать, плавать, ходить», «Чем можно играть, рисовать»).
Дидактическая игра может сделать любой учебный материал увлекательным, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Большое влияние на развитие речи дошкольника имеет и
театрализованная игра.
Театрализация – действенный метод развития речи и обучения языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы:
ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка.
При традиционном обучении цель метода – освоение лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции “режиссера” пьесы, а не педагога.
Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с преодоление трудностей общения, неуверенности в себе. Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по
развитию речи: систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему дети приобретают большую уверенность.
Введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
Драматизации стихов, прибауток, потешек предполагает заучивание текстов и т.д.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры.
Эти игры обусловлены определенными правилами. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как проводить ту или другую игру. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Вороны и собачка», «Лохматый пес» и др.).
Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст и могут во время игры читать его сами. Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры надо организовывать, так чтобы они проводились эмоционально, живо и непринужденно.
При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с домашними животными проводим игры: "Лохматый пес", «Кот Васька», а при знакомстве с дикими животными - "У медведя во бору", «Лиса в курятнике».
В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам. Все игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело и интересно.
Рассматривая какой-то предмет , вместе с ребенком задавая ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?» ребёнок называет самые разные признаки предметов, помогая развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» – «Дом, дерево, человек…» – «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» – «Река, улица, лента…» – «А что
шире – ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно
использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?».
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Очень хорошее такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб». Подобные задания помогут ребенку развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры.
Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Игра «Скажи наоборот».
Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов».
Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).
Игра «Назови одним словом».
Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов».
Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?»
Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,
по дороге в детский сад и т. д.
Игры на звукоподражание, развитие фонематического слуха
Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.
Игры на развитие слуха:
«Ушки — слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Показываем деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребёнок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребёнок узнаёт звуки и называют предметы их издающие.
«Кто сказал: «Мяу?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Ребёнок должен услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
«Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Взрослый включает аудиозапись со звуками улицы. Ребёнок слушает звуки и называет транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Ребёнок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребёнок, не открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука.
"Если звук угадал, верно слово ты назвал"
Цель: показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл слова.
Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков С и Ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое миска, и указать, в каком слове звук С, а в каком Ш: кашка - каска, мишка - миска, крыша - крыса и др.
"На картинку посмотри, ее верно назови"
Цель: научить ребенка не смешивать звуки, когда они встречаются в одном и том же слове. Выполнение: подберите картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки (например) С и Ш попросите ребёнка
правильно их назвать: Саша, шоссе, сушки, старушка, солнышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок
можно предложить ребенку повторить эти слова за взрослыми.
"Кто лучше придумает"
Цель: научить ребенка правильно употреблять звуки С и Ш во фразах.
Выполнение: по картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение должен составить взрослый, а затем ребенок, например со словом "шоссе" можно составить такую фразу: "Саша шла по тропинке вдоль шоссе".
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Развивая речь дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между родителем, воспитателем и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Игры помогают детям формировать словарь. Развивать моторику
слуховое восприятие, речевой слух и дыхание, закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учат грамматически правильно строить свою речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вывод:
Игра - важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"
Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Педагогический совет на тему: «Игра, как средство социализации, воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
Цель: закрепить представление педагогов о том, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующий как...

Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Представление опыта на педагогическом совете на тему «Игры с детьми раннего возраста, стимулирующие исследовательскую деятельность».
Представление опыта на педагогическом совете на тему «Игры с детьми раннего возраста, стимулирующие исследовательскую деятельность»....
Доклад на педагогический совет на тему "Игра в обучении дошкольников правилам этикета"
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Игра в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, ка...

Педагогический совет: по теме: «Игра - ведущий вид деятельности» в формате деловой игры.
Педагогический совет: по теме: «Игра - ведущий вид деятельности» в формате деловой игры.Цель: систематизация и углубление знаний педагогов по вопросам игровой деятельности в ДООЗадачи...
