Педагогический совет на тему: «Игра, как средство социализации, воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Цыцулина Наталья Владимировна

Цель: закрепить  представление  педагогов  о  том,  что  игра – ведущий  вид деятельности  детей дошкольного  возраста, способствующий  как  приобретению знаний, так и развитию качеств личности ребенка, необходимых для его успешной социализации и дальнейшего обучения в школе.

Задачи.

1. Продолжать знакомить педагогов с изменениями законодательства в сфере Образования РФ – ФГОС ДО.

2. Выявить и проанализировать эффективность работы педагогического   коллектива д/с по созданию условий к возникновению игровой   деятельности детей, по руководству игрой – итоги тематического контроля.

3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, повышать методический уровень по организации и руководству играми детей.

4. Способствовать творческой активности, инициативности педагогов.

5. Создать обстановку психологического комфорта, нацелить педагогов на практическое взаимодействие в добром, позитивном общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет №2

Тема:

 «Игра, как средство социализации, воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Ход педсовета

Слайд 2. Цель: закрепить  представление  педагогов  о  том,  что  игра – ведущий  вид деятельности  детей дошкольного  возраста, способствующий  как  приобретению знаний, так и развитию качеств личности ребенка, необходимых для его успешной социализации и дальнейшего обучения в школе.

Задачи.

1. Продолжать знакомить педагогов с изменениями законодательства в сфере Образования РФ – ФГОС ДО.

2. Выявить и проанализировать эффективность работы педагогического   коллектива д/с по созданию условий к возникновению игровой   деятельности детей, по руководству игрой – итоги тематического контроля.

3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, повышать методический уровень по организации и руководству играми детей.

4. Способствовать творческой активности, инициативности педагогов.

5. Создать обстановку психологического комфорта, нацелить педагогов на практическое взаимодействие в добром, позитивном общении.

Слайд 3. Повестка дня

  1. Сообщение «Речевое развитие детей посредством игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО» - старший воспитатель Цыцулина Н.В.
  2. Сообщение «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов» - воспитатель Камалова М.Р.
  3. Защита проектов:

  - «Играем вместе»: воспитатели – Ахметова Л.Р., Ситдикова Л.К.

  - «Игра и игрушка»: воспитатель – Сергеева С.А.

4. Итоги смотра-конкурса уголков в возрастных группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры» - награждение. Заведующий Гибадуллина Л.А.

5. Домашнее задание

6. Решение педсовета.

Слайд 4. Сегодня мы с вами будем говорить об игре. И  начать я хочу словами великого советского писателя и педагога В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через  которое  в духовный  мир  ребенка  вливается живительный  поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В ФГОС  игра рассматривается  как  один из сквозных механизмов развития ребенка,  как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок  должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;" Думается, что соседство этих фраз не случайно.  Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка.

ФГОС вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?

Прежде нам необходимо определить для себя, что такое социализация ребенка-дошкольника,  какова важность игры  для социализации дошкольника".

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Итак, социализация  – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.      

    Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.

        И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Игра – одно из основных видов деятельности ребенка. Это удивительный феномен нашего существования.

Игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника.

          Игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Играя, дошкольник учится общаться со сверстниками и строить взаимоотношения с ними.

         Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития

Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность.

       Слайд 5. В свете современных требований выделяются два возможных  пути  организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

Слайд 6. Игру как метод обучения используют: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии свободной деятельности.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не только со сверстниками, но и со взрослыми. А как нужно воспитателям развивать коммуникативные умения и навыки об этом нам расскажет Камалова Марина Риксовна.

Слайд 7,8. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения,                                                                    не будет иметь никакой силы»                                                                                                                             (К. Д. Ушинский).

Современное развивающееся российское общество требует от системы образования подготовки компетентных, эрудированных и социально активных граждан своей страны — грамотных специалистов в своей профессии. Личность, имеющая определенный набор знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств лежит в основе задач современного образования.                                                                          

Исследователи дошкольного детства Е. П. Арнаутова, Е. Д. Белова, Б. Р. Борщанская Т. П., Гаврилова, О. Л. Зверева, Л.Н., В. К. Котырло, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показывают, что большинство дошкольных работников не имеют навыков партнерского общения. Они недостаточно владеют техникой педагогического общения, слабо используют различные средства и технологии общения. Изучение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, показало теоретическую безграмотность и недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.                                                                                    

Слайд 9. По определению В. И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека.                                                                                                    

Как указано в ФГОС ВПО, коммуникативная компетентность является одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога, так как в сфере образования речь служит средством профессиональной деятельности, и является главным фактором качественного педагогического общения.                                                                                                              

Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения. Современные изменения всей системы образования в наши дни рассчитаны на педагога, который умеет находить нестандартные решения. Для более эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами необходимы развитые коммуникативно-речевые умения.

Слайд 10. Что такое общение? Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения. Общение помогает взаимодействовать.

Слайд 11. Упражнение «Идеальное общение»

Педагогам дается минута, чтобы придумать и показать жестами следующие сигналы:

- Мне нужна помощь;

- У меня есть свободное время;

- Прекратите шуметь;

- Поспешите;

- Успокойтесь;

- Я иду на помощь;

- Приходите в гости.

- Выслушайте меня!

- Осторожно, возможен сход снега!

- Осторожно, гололед!

Слайд 12. Общительность формируется, развивается на основе потребности в общении — одной из основных социально обусловленных потребностей человека. Наличие таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные», деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

Слайд 13. Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно — вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. По мнению А. А. Бодалёва, «общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга».

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, следует серьезно повысить требования к коммуникативной компетенции каждого педагога.

Слайд 14. В структуру коммуникативной компетенции четко выделяются следующие компоненты:

‒ коммуникативные знания - это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций.

‒ коммуникативные умения - речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.

‒ коммуникативные способности  - это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.

- Интерактивные умения: умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания.

Слайд 15. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он начинает общаться с этими несуществующими образами.

Общение – это  коммуникационное взаимодействие людей, когда происходит обмен разного рода информацией.                                     

Предлагаю вашему вниманию прослушать притчу про Страшный сон «Все зависит от того, как сказать». Внимание на экран.

Вывод: форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Слайд 16. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги).  

Слайд 17. Тест В.Ф. Ряховского. Слайд 18. Спасибо за внимание!

В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Способность возникновения у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок и т.д) выступят воспитатели младшей группы (Ахметова Л.Р., Ситдикова Л.К.) с проектом «Играем вместе».

А вот с какими игрушками и в какие игры с ними играть нас познакомит Светлана Анатольевна.

Проект решения педсовета

1. Признать работу  коллектива   ДОУ по развитию игровой деятельности детей во всех возрастных группах удовлетворительной.  

2. Продолжать работу по созданию условий – предметно-пространственной среды – для возникновения игровой деятельности детей и ее пополнение с учетом рекомендаций по результатам смотра -конкурса.  

Ответственные:  педагоги всех возрастных групп                                                                                      

Срок: постоянно

3. Периодически обновлять и пополнять информацию в информационных уголках для родителей по вопросам игровой деятельности.

Ответственные:  педагоги всех возрастных групп                                                                                      

Срок: 1 раз в три месяца

4.  Педагогам продолжить работу по самообразованию с целью повышения уровня компетентности и педагогического мастерства при организации игр и руководству ими.

Ответственные:  педагоги всех возрастных групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...

План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Педагогический опыт по теме: «Эйдетика как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста».

Эйдетика – это специальная методика, которая помогает детям с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.Метод эйдетики, используемый мной в образо...

Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...