Педагогический опыт по теме: «Эйдетика как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста».
материал

Руденко Виктория Валентиновна

Эйдетика – это специальная методика, которая помогает детям с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.

Метод эйдетики, используемый мной в образовательной деятельности, позволяет добиваться положительного результата в развитии образного мышления через игру. Вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1.docx101.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска

Педагогический опыт по теме:

«Эйдетика как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста».

 https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/12/14/k_5fd798c692748/567009_1.jpeg

Руденко Виктория Валентиновна, воспитатель

г. Райчихинск

2022г.

Актуальность представленного опыта

Наступившая информационная эпоха внесла в нашу жизнь такое понятие как «информационная перегрузка». Усвоить всю «входящую» информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться, грамотно с ней работать необходимо не только взрослым, но и детям.

Современные дети за время обучения должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем дети, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень познавательных и творческих способностей должен быть достаточно высоким. Для этого существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение.

Эйдетика – это специальная методика, которая помогает детям с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.

Замечали, что рекламу или мультфильм, который был интересен малышу, он легко пересказывает, цитирует наизусть сложные фразы, а короткий стих к утреннику не может запомнить несколько дней. И уже через пару недель этот стих ребенок забывает, а события того мультфильма может помнить в деталях.

Метод эйдетики, используемый мной в образовательной деятельности, позволяет добиваться положительного результата в развитии образного мышления через игру. Вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развивается восприятие, они приобщаются к деятельности, общаются со старшими и сверстниками.

Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.

Поставленная цель направлена на развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, активизации ресурсов познавательных процессов.

Задачи, предопределяют направление работы и результат:

-показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;

- стимулировать инициативу и стремление детей к познанию;

- развить скрытые в каждом ребёнке способности и таланты;

- научить развернутой и осмысленной монологической речи;

-   способствовать   развитию   памяти,   воображения,   слухового   и

зрительного внимания.

Научно - методической почвой является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста: ТРИЗ-педагогика, мнемотехника. Использование при этом опорных схем, таблиц, карт, позволяют мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению.

Направления моей деятельности связанны напрямую с развитием познавательных способностей детей; развитием речевых способностей, которые реализуются в следующих формах работы: групповых, индивидуальных, подгрупповых занятиях.

Метод эйдетики построен на простом принципе:

Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Реализация педагогического опыта состоит из 4 этапов:

I этап –подготовительный:

  • изучение методической литературы по данному вопросу;
  • определение целей и задач проекта;
  • разработка концепции и анализ результатов;
  • разработка практического материала для развития словесно-логического мышления старших дошкольников (комплекс игр);
  • Подбор методики для определения уровня развития образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста.

          II этап- диагностический.

  1. Определила показатели и критерии оценки уровней развития образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста способом систематизации и классификации методического материала.
  2. Проанализировала полученные результаты по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников.
  3. Обобщила полученные результаты для определения направлений дальнейшей работы.

III этап –основной.

  • апробируется система работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом Эйдетики;
  • разрабатываются и реализуются комплексы развивающих игр, основанные на методах эйдетики;
  • осуществляется консультирование педагогов и родителей, в вопросах развития образно-ассоциативного мышления, памяти дошкольника.

В группе создан игровой уголок «Умники и умницы» т.к. применение эйдетики невозможно без практического материала.

Изучение методики, позволило мне разработать серию асоциальных и имитационных игр на развитие образного мышления, такие как: «Образы в картинках», «Запоминание слов по цепочке», «Придумаем сказку», «Запомни фигуру и найди такую-же» и так далее.

Каждая разработанная игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков. Задания предлагаю в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций.

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:

  • свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
  • цветовых ассоциаций;
  • ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
  • тактильных ассоциаций;
  • предметных ассоциаций;
  • звуковых ассоциаций;
  • вкусовых ассоциаций;
  • обонятельных ассоциаций;
  • графических ассоциаций;

Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»

Стараюсь использовать методику эйдетики в любой образовательной деятельности. Например, ОД по развитию речи «Узнай сказку по схеме». Другой пример – квест-игра «В поисках королевы математики». Дети любят разгадывать тайны, идти к цели выполняя задания и получить в результате желанный приз.

Во время проведения прогулок у детей возникает желание сравнивать объекты, находить предметы определенной формы в окружении, узнавать запахи, сравнивать тактильные ассоциации.

Программные задачи выполняются в порядке нарастания сложности игры, то есть от простого к сложному. Важно позволить детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

Особое внимание уделяю работе с родителями. Для совместного развития образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, активизации ресурсов познавательных процессов подготавливаю консультации и рекомендации по организации совместных игр в домашних условиях. Проведен семинар-практикум для родителей «Значение эйдетики в развитии ребенка», где родители на практике упражнялись в применении игровых приемов и знакомились с применением мнемотаблиц. 

IV. этап -  диагностико – аналитический включает в себя:

  • оценку качества и устойчивости результатов;
  • обобщение и распространение опыта.

Промежуточные результаты   применения   данного   опыта   показали, что   у   детей формируется   ряд   важных   и   востребованных   способностей,   умений   и качеств личности – а именно:

• способность восприятия и запоминания разных видов информации;

• устойчивость внимания;

• способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;

• свобода и выразительность речи;

• навыки продуктивного общения;

• кругозор и общая культура;

• уверенность в своих силах.

Использование метода эйдетики в работе с детьми облегчает любое усвоение материала.

Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период

проявления эйдетических способностей. Следовательно, развитие ребенка

средствами эйдетики будет иметь наивысшие результаты, если начать заниматься эйдетикой с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

Педагогический опыт на тему :" Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...

Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.Дидактическое развивающ...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...

План самообразовательной работы по теме "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Цель: Раскрыть значение активных форм и методов обучения в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.  развитие у дошкольников любознательности...

Семинар практикум"Эйдетика,как средство развития ассоциативно-образного мышления детей дошкольного возраста"

Семинар практикум"Эйдетика,как средство развития ассоциативно-образного мышления детей дошкольного возраста"...