План самообразовательной работы по теме "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Энгельс Елена Ивановна

Цель: Раскрыть значение активных форм и методов обучения в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.  развитие у дошкольников любознательности, активной творческой инициативы.

Задачи:

1. Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста

2. Расширение знаний об активных методах обучения.

3. Применение полученных знаний на практике.

4. Изучение педагогического инновационного опыта по теме посредством участия в вебинарах, семинарах и методических объединениях.

5. Разработать практические материалы: картотеку игр и упражнений; проектный модуль, методические рекомендации для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя МБДОУ «Детский сад №4 «Родничок» Энгельс Елены Ивановны

Тема: Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель: Раскрыть значение активных форм и методов обучения в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.  развитие у дошкольников любознательности, активной творческой инициативы.

Задачи:

1. Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста

2. Расширение знаний об активных методах обучения.

3. Применение полученных знаний на практике.

4. Изучение педагогического инновационного опыта по теме посредством участия в вебинарах, семинарах и методических объединениях.

5. Разработать практические материалы: картотеку игр и упражнений; проектный модуль, методические рекомендации для воспитателей и родителей.

Актуальность:

         Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

В связи с этим, современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (СИС – сиди и слушай) на активную (ДИД – думай и делай). Активными называют формы и методы, при использовании которых образовательная (учебная) деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.                                                Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.

План работы на 2020-2022 год

Форма работы

Сроки

Практический выход

Диагностический этап

Определение проблемы, постановка цели самообразования

Сентябрь 2020

Разработка плана самообразования

Изучение научно-методической литературы по теме самообразования

Сентябрь-октябрь 2020

Прогностический этап

Анкетирование родителей

Проведение мониторингового обследования детей

Сентябрь 2022

Выявление уровня познавательных способностей детей.

Определение возможностей и потребностей родителей

Практический этап

Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях

В течение всего периода

Обмен опытом

Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей.

В течение всего периода

Пополнение предметно-развивающей среды

Изучение периодической печати

В течение всего периода

Повышение уровня компетенции по вопросам воспитания и развития дошкольников

Изучение опыта работы лучших воспитателей района, регионов через Интернет

В течение всего периода

Пополнение методической копилки

Активное участие в работе методического объединения

В течение всего периода

Обмен опытом с педагогами района

Встречи-консультации по запросам родителей: индивидуальные, групповые.

В течение всего периода

Организация тесного взаимодействия с родителями

Консультация для воспитателей «Активные методы обучения в работе с дошкольниками»

Октябрь 2020

Взаимообучение педагогов и обмен опытом

Проведение мастер-класса для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования»

Ноябрь 2020

Сценарий мастер-класса

Выступление на родительском собрании с консультацией: «Развитие детей – это просто или сложно?»

Декабрь 2020

Укрепление взаимодействия с родителями

Составление картотеки «Активные методы обучения: деловые игры»

Февраль 2021

Картотека

Составление картотеки «Активные методы обучения. Творческая игра «Диалог»

Март 2021

Картотека

Составление картотеки «Активные методы обучения. Игры»

Апрель 2021

Картотека

Составление картотеки «Активные методы обучения. Задачи и упражнения»

Апрель2021

Картотека

Проведение открытого интегрированного занятия для воспитателей

Май 2021

Сценарий открытого занятия

Создание обучающих анимационных презентаций для знакомства детей с окружающей средой.

Сентябрь 2021

Презентации

Проведение мастер-класса для воспитателей «Использование активных методов обучения детей в совместной деятельности»

Октябрь 2021

Сценарий мастер-класса

Папка-передвижка для родителей на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей дошкольного возраста»

Ноябрь 2021

Папка-передвижка

Организация проектной деятельности с детьми «Покормите птиц зимой»

Декабрь 2021

Презентация проекта

Организация проектной деятельности «Красная Книга»

Январь 2022

Презентация проекта

Семинар «Активные формы и методы обучения детей как залог успешного развития познавательных способностей»

Февраль 2022

Рекомендации для воспитателей

Консультация для воспитателей «Учим детей решать дивергентные задачи»

Март 2022

Публикация на сайте ДОУ

Выступление на педагогическом совете «Образовательные технологии при проведении занятий с дошкольниками»

Апрель 2022

Самоотчёт воспитателя

Проведение открытого занятия с использованием активных методов работы с детьми

Май 2022

Сценарий открытого занятия

Посещение семинара или курсов по теме самообразования

В течение всего периода

Сертификат о посещении курсов

Публикация разработок и сценариев в интернет порталах

В течение всего периода

Внедренческий этап

Обобщение опыта работы по теме

Август 2022

Участие в районном конкурсе ОППО

Использование опыта работы в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ

Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсах.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

        Предполагаемый результат:

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков,

профессионализма и творчества. 

- разработка практических и методических материалов для распространения среди педагогов ДОУ, района;

- укрепление взаимосвязей с родителями по вопросам развития воспитанников;

- наработка материала для обобщения опыта.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986

4. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

5. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007

6.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2014.

7. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, ТГУ, 2016.

8. Тимофеева Л.Л. Проблемный подход в образовании старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. - № 6. - С. 40–49.

9. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Психологический журнал. – 2017. – № 11. Т.2. — С. 166-168.

10. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Проектный метод в деятельности ДОУ. Пособие для руководителей и практических работников ДО. АРКТИ, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)

Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планиров...

"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...