Консультация для воспитателей МУЗИЦИРОВАНИЕ С ШУМОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
консультация

Гульнара Маратовна Исламгалеева

Прoграммa «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗИЦИРОВАНИЕ С ШУМОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель: Исламгалеева Гульнара Маратовна

Мотивация деятельности детей — получение удовольствия, игра, интерес к новому.

 Музыкальный материал: русский потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, гавот, экосез и т п).

Средства обучения: музыка, речь, движение, театрализованная игра.

Способы усвоения музыкальных знаний: пространственно-двигательное. Прoграммa «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей- либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в классе для музицирования, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесины и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.

Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами: идея их создания и использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры — импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит Солнце и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется Кикимора — дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят ее причитания. Поэтому, в классе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок
    Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет все что угодно:

• бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

• деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

• коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

• леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

• природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки; кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

• металлические банки разных размеров;

• стеклянные бутылки и фужеры;

• пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

И многое другое, из чего можно извлечь звук.

Игра "Эхо"

Эта игра - одна из самых удобных форм показа нового материала и работы над ним. Здесь педагог имеет возможность проконтролировать развитие учащихся, степень усвоения ими знаний: способны ли они безошибочно повторить заданную модель и могут ли сами быть ведущими в игре "Эхо".

Несколько методических рекомендаций помогут педагогам представить отдельные ступени увлекательного процесса музыкальной игры:

- Объясните, что такое пульс, пусть дети найдут и почувствуют каждый свой пульс. Затем вся группа мягкими ударами кончиков пальцев играет на коленях, пока единый темп не будет установлен.

- Далее объясните детям, какой темп будет нужен и как вы его покажите (хлопками, шлепками, щелчками или комбинацией звучащих жестов). Для начала лучше взять двухдольный мотив.

- Предложите группе повторять простой мотив, исполняя его без остановок много раз. Можете изменять динамику и тембр хлопков (разными способами). Если есть уверенность, что дети услышат, воспримут изменение самого мотива и смогут его воспроизвести, можно изменять саму задаваемую модель.

Когда вся группа справляется с "эхо" успешно, отдельные дети могут исполнять по очереди друг за другом. Позже педагог может кивком головы показывать, кто будет следующим.

Затем следует игра со сменой ролей: каждый ребенок получает возможность продолжить свой пример и определить, кто будет его партнером по "эхо". Партнер должен дополнить модель и задать новую для следующего участника. Таким образом, игра развертывается по цепочке, представляя возможность познакомиться с элементарной импровизацией, которая состоит в умении представить спонтанно в хлопках новую модель.

Перед занятием раздайте инструменты с  учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и  шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»

Консультация  для воспитателей групп раннего возраста«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»...

Консультация для родителей "Знакомство с шумовыми инструментами"

В консультации рассказывается, как пробудить интерес дошкольника к музицированию на бубне, ксилофоне, металлофоне....

Консультация для воспитателей "Игра на музыкальных инструментах"

Консультация для воспитателей детского сада...

Консультация для педагогов "Организация музицирования на шумовых инструментах с детьми"

Консультация для педагогов «Организация музицированияна шумовых инструментахс детьми дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Музицирование на детских музыкальных инструментах »

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием об...

Консультация «Рекомендации по созданию самодельных шумовых инструментов»

Введение: Музыкальные инструменты играют важную роль в развитии детей, особенно шумовые инструменты, которые позволяют развивать чувство ритма, слух и координацию движений. Созд...