Консультация для педагогов "Организация музицирования на шумовых инструментах с детьми"
консультация

Косенко Марина Петровна

Консультация для педагогов 

«Организация музицирования

на шумовых инструментах

с детьми дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8

муниципального образования Усть-Лабинский район

Консультация для педагогов

«Организация музицирования

на шумовых инструментах

с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

музыкальный  руководитель

Косенко М. П.

г. Усть – Лабинск

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста.

       Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

         Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

        Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клАвесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.

         Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф  был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

      Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

       Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации.

      Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

      Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

        Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох.

      Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки.

       В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.

      Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду.

      Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений.

 В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые — современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведем речь не о скрипках и не о фортепьяно, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками педагогов из различных баночек, трубочек, стаканчиков, дощечек! Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

     Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка)- является определяющим для успешного дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но главным является чувство равномерной метрической пульсации и на протяжении всего обучения уделяется

пристальное внимание его формированию и развитию. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания как: услышать, отметить его самыми разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.

     Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

1.  Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.

2.  Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство, музыкальную память

3.  Способствует   становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка , настойчивость , целеустремлённость , усидчивость , развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку

4.  Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.

5.  Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.

6.  Воспитывать потребность к музицированию.

7.  Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.

8.  Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».

9.  Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля, волевую сферу ребёнка.

10. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение.

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие

Формы  музыкальных занятий:

  • индивидуальная  (на начальном этапе обучения игры на музыкальном

инструменте)

  • групповая (при игре на однородных инструментах)
  • коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная форма – самая сложная,  но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

- словесный (рассказ, объяснение)

- наглядный (показ приёмов игры педагогом или ребёнком)

- стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)

- практический (повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных  инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром:

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

      Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них

проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

        Чтобы ребёнок сосредоточился  именно на одном инструменте, знакомство

с ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно

рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука , который характерен данному инструменту.

        Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков)  классиков, современных композиторов и народной музыки  самых разнообразных по тематике и жанрам.

                     

Репертуар можно условно разделить:

  • на маленькие пьески  для первоначальных упражнений
  • попевки, песенки для индивидуальной работы
  • пьесы для коллективного исполнения.

         Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания  различных инструментов, совершенствуются в выразительности

исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки.

       При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента  к детским песенкам
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему
  • Звуковая иллюстрация стихов
  • Сказки –шумелки.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Для изготовления самодельных инструментов

подойдёт всё, что угодно:

·  Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

·  Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

·  Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

·  Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

·  Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

·  Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

·  Металлические банки разных размеров;

·  Стеклянные бутылки и фужеры;

·  Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

Погремушка (шумелки)

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

Барабан

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

Колокольчик

Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

Веселые дуделки

Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку из под скотча,  картон, цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки.

Деревянные палочки

Палочки, которые можно использовать в разных видах музыкальной деятельности, связанных с ритмом и ритмическим рисунком. Изготовляются из фломастеров и коробочек от бахил.

Коробочка

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

Треугольник

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.

Бубен

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Румба

Нам потребуется (рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания шашки, ключи, и.т.д.)

Шейкеры

Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупуили горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Шумовые браслетики

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков.

Кастаньеты из скорлупы грецкого ореха

Ложкарики

      Использованы пластиковые ложки, которые, как оказалось, издают красивый, щелкающий, мягкий звук, и два диска.

                                              Тарелочки-шумелочки

      Склеены две пластиковые тарелки, между ними любой наполнитель: крупа, камешки, бусинки и пр.

          Музыкальные инструменты можно украшать разными способами, и позволить это сделать детям. Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию. В процессе украшения музыкальных инструментов у детей развиваются коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление.

        Данные инструменты станут прекрасным  украшением музыкального уголка, и будут использоваться детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности и на занятиях.

         Практическое применение самодельным музыкальным инструментам, выступать в оркестре на праздниках и развлечениях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Шумовые инструменты"

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Время меняет взгляд. Понадобились тысячелетия, чтобы воспринимать предметы эпохи ...

План конспект НОД с детьми 2 младшей группы на тему «Знакомство с шумовыми инструментами».

План конспект НОД с детьми 2 младшей группы на тему«Знакомство с шумовыми инструментами»....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»

Консультация  для воспитателей групп раннего возраста«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»...

Музицирование на детских шумовых инструментах

материал по использованию детских музыкальных шумовых инструментов для родителей и педагогов...

Консультация для родителей "Знакомство с шумовыми инструментами"

В консультации рассказывается, как пробудить интерес дошкольника к музицированию на бубне, ксилофоне, металлофоне....