Семинар-практикум «Патриотическое воспитание через приобщение к театрализованной деятельности»
материал
Семинар-практикум «Патриотическое воспитание через приобщение к театрализованной деятельности»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение «Детский сад №144»
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
средствами музыкально-театрализованной деятельности»
(выступление на педсовете)
Подготовила музыкальный руководитель
Валиновская Е.В.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздником, традициям, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературе, о своих праздниках, обычаях, традициях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. В этом ребенку должны помочь мы, педагоги, так как с нами они проживают, важный и значимый период своей жизни – детство.
Давайте обратимся к истории и вспомним, что же обозначает слово «культура» в целом.
Культура — (воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В этом смысле можно сказать, что Русская народная культура это совокупность устойчивых форм жизни русского народа, которая включает в себя:
- Русский народный быт;
- Русские народные верования;
- Русские народные игры;
- Русские народные песни, сказки;
- Русские народные праздники и т. д.
Основной целью воспитания нравственной личности у ребенка, является приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Задачами приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры является:
- формирование положительного отношения к окружающему миру;
- формирование положительных эмоций;
- развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;
- формирование эстетических представлений;
- развитие представлений о добре – зле; хорошо – плохо.
Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.
Театрализованная деятельность, направленная на приобщение детей к национальной культуре позволяет использовать все виды фольклора (сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки и т.д).
Театрализованная деятельность представлена в моей работе на каждом утреннике: будь то разыгрывание отдельных сцен или исполнение детьми полноценных сказок-спектаклей. В процессе взросления дети проявляют большую творческую активность, мастерство и способность без помощи взрослых исполнить свои роли от начала и до конца. В процессе работы над постановками дети знакомятся с национальными традициями, бытом, устоями, учатся работать в команде, становятся увереннее в себе и таким образом приобретают любовь к культуре своей Великой страны.
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» - В. В. Путин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум: «Изготовление театральных костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности детей».
Семинар - практикум: «Изготовление театральных костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности детей»....
Консультация для воспитателей: "Патриотическое воспитание через приобщение к народной культуре"
Консультация посвящена патриотическому воспитанию и одном у из направлений работы по решению этой задачи с использованием материалов народной культуры....

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»
Семинар-практикум проводился для воспитателей с целью пропаганды театрализованной деятельности среди педагогов. Театральная деятельность очень полезна дошкольникам всех возрастов. С помощью этой деяте...

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"
Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности....

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА».
Описание работы....
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Семинар - практикум: «Формирование экологической культуры через приобщение детей к социокультурным ценностям, народным традициям»
Развитие человечества в конце XX и начале XXI веков характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. Пропагандируемый в сове...
