Игры с элементами ТРИЗ
материал (подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТРИЗ для дошкольников»
Что такое «ТРИЗ»?
Т – теория, Р – решения, И – изобретательских, З – задач.
ТРИЗ в детском саду – это не уроки, а система творческих заданий через игру.
Цель занятий: поисковая, исследовательская деятельность, где новые знания добываются, и изобретательская деятельность, где новые знания создаются.
Занятия направлены на:
-овладение детьми основными инструментами ТРИЗ и развитие у детей умения использовать их на практике;
-преодоление свойственной большинству детей привычки поступать в нестандартных ситуациях по заученному плану, без учета ситуативных особенностей и собственных индивидуальных возможностей;
-снятие страхов, мешающих самостоятельно решать возникающие проблемы, воспитание уверенности в своих силах;
-воспитание интереса и готовности к творческому решению задач, возникающих непосредственно в процессе самостоятельного познания окружающего мира, обучения, общения, игр;
-формирование у детей потребности в развитии личных творческих способностей.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень
пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра на формирование умения выделять функции объекта
«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию
вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход:
Ведущий: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Ведущий: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игра на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или
кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).
Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход:
Дети выбирают объекты природного мира.
Ведущий: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро
бегать (животные: лиса, волк).
Ведущий: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Ведущий: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки
(животные, птицы, ветер и т.д.)
Игра на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход:
При уточнении понятия относительности размера.
Ведущий: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Ведущий: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игра на определение подсистемных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок
должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход:
Ведущий: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с
присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Ведущий: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети
Игра на сравнение систем
«Найди друзей»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети
говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при
фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать
после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту
функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Ведущий: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.
животным. Он живет в лесу.
Ведущий: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Ведущий: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Ведущий: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игра на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход:
При уточнении понятия относительности размера.
Ведущий: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Ведущий: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что
было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход:
Ведущий: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Ведущий: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Ведущий: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Ведущий: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Ведущий: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игра на выявление подсистемных связей
«Где живет?»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней
группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой
природы. (дети называют среду обитания живых объектов).
Ход:
Ведущий: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Ведущий: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Ведущий: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Ведущий: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого
определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –
почему?» - идут по цепочке.
Ход:
Ведущий: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Ведущий: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Ведущий: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.
животным. Он живет в лесу.
Ведущий: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Ведущий: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Ведущий: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игра «Кто (что) это такое может быть?»
(с 4-х лет)
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход:
Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические
пары.
Например: Что может быть и горячим и холодным (одновременно)?
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
(со средней группы)
Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход:
Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например: У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
Игра «Кто кем будет?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход:
Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко,
икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и
т.д.
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких
вариантов.
Например:
Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра «Кем был раньше?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход:
Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым).
Игра «Найди друзей»
(со средней группы)
Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты,
выполняющие те же самые функции.
Ход:
Ведущий называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию.
Например:
Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …
Игра «Раньше – позже»
(со средней группы)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ
ребенка ( мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из
детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
(со средней группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать
характеристику объекту по одной части.
Ход:
Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать
характеристику объекту.
Например:
Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра «Бином фантазии»
(со средней группы)
Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять
предложения.
Ход:
Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у).
Например:
Подушка и крокодил−
подушка под крокодилом;
− крокодил, прыгающий через подушку;
− крокодил в подушке;
− подушка, прыгающая через крокодила;
Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).
Игра «маятник» (Хорошо-плохо)
(со средней группы)
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход:
Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Укол
(+) (-)
Лечит
Быстро выздоравливаешь
Больно
Лекарство дорогое
страшно
Дождь
Растут растения
Пьют воду
Моются водой
Пыль сбрызгивает
Красиво
холодит
Промокнешь
Лужи появляются
Гулять нельзя
Белье намокло
Игра «Как много всего сделал человек»
(со средней группы)
Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.
Ход: Предложить детям объекты рукотворные.
Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет?
Дети называют сектора:
игрушки
одежда
посуда
здания (сооружения)
транспорт
мебель
бытовая техника.
Игра" Маленькие человечки"
(со средней группы)
Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.
Ход:
Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела -
Человечки жидкого тела -
Человечки газообразного тела -
Ведущий предлагает разделить природную среду горизонтальными линиями и в верхнем секторе "поселить" все, что несет в себе человечков газа, в центре - жидкого тела, внизу - твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.
Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.
Древесная лягушка - на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка - живая природа, живет в воздухе и на воде.
«Хорошо – плохо».
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
1 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету — плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Ознакомление с окружающим миром.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь — это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
В: Листопад — это хорошо?
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами — плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
«Что умеет делать?»
Цель: на формирование умения выявлять функции объекта
Ход игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку » Колобок». Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
В: Еще?
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
В: Что может растение?
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В: Что может слон?
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
В: Что может дождь?
Д: Растворить лед.
В: Когда и почему?
Д: Когда ярко светит солнце, тепло.
В: Что еще может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие полезные функции у льда?
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В: Что можно делать со льдом?
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
В: Что может дождь?
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.
«Раньше-позже»
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия « сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.
Ход игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Д: Мы одевались на прогулку.
В: А до этого?
Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….
При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…
В: Какой сегодня день недели?
Д: Вторник.
В: А какой день недели был вчера?
Д: Понедельник.
В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…
В: Посмотрите, какое это растение?
Д: Тыква большая.
В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?
Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.
В: Правильно, а еще раньше?
Д: Маленький росточек.
В: А еще раньше?
Д: Семечко.
В: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!
В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?
Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить.
В: А дальше?
Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…
В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше?
Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик.
В: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?
Д: Потому, что жидкие человечки воды встретятся с бегущими человечками воздуха.
«Где живет?»
Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.
Ход игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
В: Где живет собака?
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.
В: Где живет подорожник?
Д: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в животике у меня был.
В: Где живет гвоздь?
Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моем ботинке!
Культура поведения.
В: Где живут вежливые слова?
Д: В книге, в песне. В хорошем человеке.
В: А что значит хороший человек?
Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям
Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия — беседы.
В: Где живет радость?
Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.
В: Где живет зло?
Д: В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в человеке — он может быть злым.
В: В каких словах живет буква «А»?
Д: Мама, лиса, азбука, акварель…
В: Где живет звук?
Д: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…
В: Где живет слово?
Д: В предложении, в сказке, в человеке!
В: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.
«Что будет, если…».
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Ход игры:
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт.
«Раз, два, три… ко мне беги!»
Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.
Ход игры:
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах — это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник — пальто); задания на качество предметов (жесткое — мягкое, металлическое, фактура ткани…)
«На что похоже».
Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Ход игры:
Ведущий — воспитатель, а в старшем возрасте — ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
В: Половник.
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие «Большая медведица», на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.
Неживая природа.
В: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
В: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.
Развитие речи
(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).
В: На что похожа иголка?
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.
«Цепочка»
Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.
Ход игры:
Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться.
Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку т.д.
«Дразнилка»
Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.
Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.
Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.
Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.
Заяц: прыгалка, белячок, трусище.
Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.
«Мои друзья»
Цель игры: Развиваем системное мышление, учим находить аналогии.
Ход игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).
«Чем был - чем стал»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.
Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.
Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.
Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.
«Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход игры: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
«Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход игры: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
«Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход игры: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-ДОМ.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
«Что это такое?»
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Ход игры: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:
-Что это такое? Или На что похоже?
Дети называют предмет, на который похоже это изображение.
Воспитатель говорит: - Нет! Это не …
Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.
«Гирлянда»
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход игры: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
«Кто кем будет?»
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход игры: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
«Кем был раньше?»
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход игры: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).
«Изобретатель»
Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход игры: 10 картинок предметных.
- рассмотреть каждый предмет и его функцию.
- «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
- Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
- Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.
Затем обсудить функцию нового предмета.
« «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход игры:
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
« Что в чем?»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
«Шкатулка со сказками»
Цель: Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Воспитатель предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же объектом.
«Наоборот»
Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).
Пример: Острый – тупой,
быстрый – медленный,
холодный – горячий,
разъединять - соединять…
Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.
«Что из чего?
Цель: Образование относительных прилагательных
Ход игры: дети по очереди выбирают какой-либо объект, подбирают материал, из которого он изготовлен. Образовывают прилагательные. (Мяч из кожи - кожаный мяч.)
«Волшебная дорожка»
Цель: Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе
Ход игры: Данная игра эффективна при изучении лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Ягоды», «Предметы гигиены», «Цветы». Например:
- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .)
- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .)
- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.)
- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.)
- Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...)
Данную игру можно видоизменить:
- провести в форме загадки (Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан);
- в виде игры «Путешествие по волшебной дорожке» (Дети делятся на две команды. Каждая команда «катает» по дорожке анализаторов (глаза, руки, уши, нос, язык) предложенный предмет (апельсин и огурец). Команда должна как можно полнее рассказать о предмете. Каждый ребёнок в команде рассказывает о свойствах предмета, которые можно узнать с помощью конкретного анализатора.).
Игра «Что может быть?»
Цель: Активизация словаря существительных
Ход игры: Педагог спрашивает у детей : «Что может быть по цвету таким же, как красный листочек? (Помидор, машинка, карандаш … .) Как зелёный листочек? (Трава, платье, чашка … .)»
«Все в мире перепуталось»
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.
Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.
Природный мир: воздух, вода, земля.
Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …
Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.
Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?
«Один, два, три, ко мне беги»
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.
Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!
Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.
«Фоторобот»
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
«Теремок»
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.
Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.
«Помоги герою»
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.
Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?
«Лимерики»
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.
Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.
Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,
- вторая строка – характеристика героя или его действие,
- третья строка - реализация действия,
- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.
Примерные вопросы для метода мозгового штурма.
- Как не ссориться с мамой?
- Как помочь себе фантазировать?
- Как не промокнуть под дождем?
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок?
- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?
- Что сделать безудержно веселое?
- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?
- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?
- На чем еще можно рисовать?
- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)
- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?
- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
- Как сделать необычную льдинку?
- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?
- Как можно поприветствовать хорошего человека?
- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?
- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?
-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?
- Куда в группе можно спрятать куклу?
- Куда я спрятала конфету?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем вреден комар? Чем комар полезен?
- Как можно определить время, если нет часов?
- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?
- Придумать новое природное явление.
- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)
- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
- Придумать насекомое с необычными свойствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие настольная экологическая игра с элементами ТРИЗ «Чудесные цветы».
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, направленная на экологическое развитие детей....

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста.
Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны....
Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...