Дислалия: определение, этиология. Классификации дислалии по проявлениям и по механизмам.
методическая разработка

Юденкова Ульяна Сергеевна

 

Дислалия: определение, этиология. Классификации дислалии по проявлениям и по механизмам.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

 

Классификация дислалии по механизмам:

В основе лежит этиопатогенетический принцип, позволяющий установить механизм нарушения, вид и форму дислалии.

Механизм рассматривается с позиции анализаторного подхода.

Классификация учитывает 2 критерия:

1) какой анализатор пострадал (речедвигательный или речеслуховой)

2) как он пострадал (органически или функционально)

1. Механическая дислалия – дефект произношения обусловлен врожденными или приобретенными аномалиями в строении артикуляторного аппарата.

2. Функциональная дислалия – строение речевых анализаторов не нарушено, а имеются лишь отклонения в их функционировании

 

Формы функциональной̆ дислалии:

А. Функциональная моторная дислалия – функциональные нейродинамические сдвиги затрагивают центральный̆ отдел речедвигательного анализатора. Дефекты звукопроизношения возникают вследствие неточных, недифференцированных движений артикуляторных органов. Внешне дефекты звукопроизношения проявляются в искаженном произнесении звуков и заменах звуков по артикуляторному сходству

 

Б. Функциональная сенсорная дислалия - функциональные нейродинамические сдвиги проявляются в центральном отделе речеслухового анализатора. Внешне дефекты звукопроизношения проявляются в заменах и смешениях акустически близких звуков

 

В. Функциональная сенсо-моторная дислалия (смешанная) – функциональные нейродинамические сдвиги проявляются в центральном отделе как речедвигательного, так и речеслухового анализатора. Характеризуется одновременным проявлением как моторной, так и сенсорной формы.

Классификация дислалии по проявлениям:

В основе – симптомологический принцип, позволяющий сгруппировать дефекты произношения по внешним проявлениям.

Учитывает 2 критерия:

1) какие фонетические группы звуков нарушены

2) как много звуков нарушено

А. Исходя из того, какие какие фонетические группы звуков нарушены:

1. Сигматизмы (свистящих и шипящих) – «с», «с’», «з», «з’», «ц», «ш», «щ», «ч»

2. Ротацизмы – «р», «р’»

3. Ламбдацизмы – «л», «л’»

4. Йотацизмы – «й»

5. Дефекты произношения заднеязычных звуков – каппацизмы: «к», «к’», гаммацизмы: «г», «г’», хитизмы «х», «х’».

6. Дефекты смягчения

7. Дефекты звонкости

Если замены – добавляем приставку «пара», парасигматизмы, параротацизмы и т.д

 

Б. Исходя из количества нарушенных звуков или по объему выделяют:

1. Простое (мономорфное) по объему нарушение звукопроизношения – 1 звук или звуки одной фонетической группы.

2. Сложное (полиморфное) – звуки из разных фонетические группы или разные фонетические группы звуков.

 

Классификация Бориса Моисеевича Гриншпуна

  1. Акустико-фонематическая

В основе недостаточная сформированность фонематического слуха, что проявляется в заменах и смешениях акустически сходных звуков.

  1. Артикуляторно-фонематическая дислалия

В основе - недостаточная сформированность отбора фонем по артикуляторным признакам, что проявляется в заменах и смешениях артикуляторно сходных звуков.

  1. Артикуляторно-фонетическая

В основе – неправильная сформированность артикуляторных укладов, что проявляется в искаженном звучании звуков. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dislaliya.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия: определение, этиология. Классификации дислалии по проявлениям и по механизмам.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

 

Классификация дислалии по механизмам:

В основе лежит этиопатогенетический принцип, позволяющий установить механизм нарушения, вид и форму дислалии.

Механизм рассматривается с позиции анализаторного подхода.

Классификация учитывает 2 критерия:

1) какой анализатор пострадал (речедвигательный или речеслуховой)

2) как он пострадал (органически или функционально)

1. Механическая дислалия – дефект произношения обусловлен врожденными или приобретенными аномалиями в строении артикуляторного аппарата.

2. Функциональная дислалия – строение речевых анализаторов не нарушено, а имеются лишь отклонения в их функционировании

 

Формы функциональной̆ дислалии:

А. Функциональная моторная дислалия – функциональные нейродинамические сдвиги затрагивают центральный̆ отдел речедвигательного анализатора. Дефекты звукопроизношения возникают вследствие неточных, недифференцированных движений артикуляторных органов. Внешне дефекты звукопроизношения проявляются в искаженном произнесении звуков и заменах звуков по артикуляторному сходству

 

Б. Функциональная сенсорная дислалия - функциональные нейродинамические сдвиги проявляются в центральном отделе речеслухового анализатора. Внешне дефекты звукопроизношения проявляются в заменах и смешениях акустически близких звуков

 

В. Функциональная сенсо-моторная дислалия (смешанная) – функциональные нейродинамические сдвиги проявляются в центральном отделе как речедвигательного, так и речеслухового анализатора. Характеризуется одновременным проявлением как моторной, так и сенсорной формы.

Классификация дислалии по проявлениям:

В основе – симптомологический принцип, позволяющий сгруппировать дефекты произношения по внешним проявлениям.

Учитывает 2 критерия:

1) какие фонетические группы звуков нарушены

2) как много звуков нарушено

А. Исходя из того, какие какие фонетические группы звуков нарушены:

1. Сигматизмы (свистящих и шипящих) – «с», «с’», «з», «з’», «ц», «ш», «щ», «ч»

2. Ротацизмы – «р», «р’»

3. Ламбдацизмы – «л», «л’»

4. Йотацизмы – «й»

5. Дефекты произношения заднеязычных звуков – каппацизмы: «к», «к’», гаммацизмы: «г», «г’», хитизмы «х», «х’».

6. Дефекты смягчения

7. Дефекты звонкости

Если замены – добавляем приставку «пара», парасигматизмы, параротацизмы и т.д

Б. Исходя из количества нарушенных звуков или по объему выделяют:

1. Простое (мономорфное) по объему нарушение звукопроизношения – 1 звук или звуки одной фонетической группы.

2. Сложное (полиморфное) – звуки из разных фонетические группы или разные фонетические группы звуков.

 

Классификация Бориса Моисеевича Гриншпуна

  1. Акустико-фонематическая

В основе недостаточная сформированность фонематического слуха, что проявляется в заменах и смешениях акустически сходных звуков.

  1. Артикуляторно-фонематическая дислалия

В основе - недостаточная сформированность отбора фонем по артикуляторным признакам, что проявляется в заменах и смешениях артикуляторно сходных звуков.

  1. Артикуляторно-фонетическая

В основе – неправильная сформированность артикуляторных укладов, что проявляется в искаженном звучании звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"

Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...

Дислалия. Определение и методика коррекционно-логопедической работы при сигматизме.

В методическом материале дается определение различных видов сигматизма, а также способы коррекции каждого из них. Рекомендуется практикующим учителям-логопедам....

Определение детских страхов и его проявлений

Данная консультация построена по книге А.И. Захарова "Дневные и ночные страхи у детей" В консультации дается возрастная динамика страхов и рекомендации по их коррекции...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация

Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (инто...

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...

Синдром детского сотрясения: определение, этиология, симптоматика

Синдром детского сотрясения (СДС) — комплекс органических нарушений, которые могут возникнуть, если организм ребенка испытает сотрясение. Причиной развивающихся нарушений чащ...