ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ
материал по логопедии

 

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx54.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации        

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Управление дополнительного образования

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Реферат

по дисциплине «Педагогические системы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями»

Программа профессиональной переподготовки «Содержание и организация логопедической работы»

        Исполнитель:

        Городилова Елизавета Алексеевна

        Проверила:

        Пяшкур Юлия Сергеевна

Шадринск 2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие общего недоразвитие речи…...…………………….………...4

  1. Определение общего недоразвитие речи……………….....……………...4
  2. Классификация общего недоразвития речи………………………………9

Глава 2. Особенности общего недоразвития речи…………………………….12

2.1. Этиопатогенез общего недоразвития речи………………………………..12

2.2. Диагностика и коррекция общего недоразвития речи….…………….…..15

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………...22

Введение

В настоящее время психологами и педагогами общеобразовательных школ и дошкольных учреждений отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости или дезадаптации детей младшего школьного возраста, недостаточной психологической готовности к школьному обучению. Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Обращает на себя внимание тот факт, что общая оценка интеллектуального развития ребенка в большинстве случаев может и не выходить за пределы средненормативных возрастных показателей. Однако в ходе специальных исследований часто обнаруживаются признаки той или иной степени общего недоразвития речи. Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии.

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, отвечающая, прежде всего, дидактическим, прикладным целям педагогического процесса, т.е. целям коррекционного обучения детей с различной природой и структурой дефекта.

Глава 1. Понятие общего недоразвития речи

  1. . Определение общего недоразвития речи

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Развитие речи детей начинается с самых первых дней. Под развитием понимаем направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества. Под компонентами речевой системы будем понимать: фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь. Каждый компонент данной системы является важным звеном в структуре речи. Так фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, правильное произношение которых способствует формированию коммуникативные способности человека.

Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим, генераторным и резонаторным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Ритмико-слоговой структурой слова называется правильная последовательность звуков и слогов в слове. Полноценное развитие речи невозможно без достаточно богатого словарного запаса.

Словарь активный - совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний. Словарь пассивный - совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи. Определенную роль играет грамматический строй речи - это строение слова и предложения, присущее данному языку, без которого невозможно существование следующее речевой системы - связной речи. Связной речью называют высказывание, которое предполагает наличие определенной внутренней и внешней, конструктивной связи отдельных его частей. Таким образом, все компоненты языковой системы взаимосвязаны и дополняют друг друга и искажение, недостаточное развитие одного из них определяет речевой дефект.

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень

сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма

речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии, афазии, ринолалии.

В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи — это признак какого-либо

нарушения речевой деятельности. Симптоматика нарушений речи— это

совокупность признаков нарушения речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в

функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушении речи — это патологический механизм,

обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность

речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление или ослабление симптоматики нарушений речи.

Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс

перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе применения специальной системы логопедического воздействия, в процессе которого формируются компенсации.

Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности. При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.

Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи, на исправление, так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений.

Моторная алалия - это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В шестилетнем возрасте дети-алалики имеют выраженный дефицит языковых средств. При относительной сохранности понимания обиходно-бытовой лексики они затрудняются назвать многие предметы и явления, особенно те, которые не несут конкретного зрительного представления. Для детей с моторной алалией характерно также стойкое грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Если в отработанных, заученных словах, состоящих из 4-5 звуков может не быть ошибок, то новые, даже более легкие по слоговой структуре слова произносятся искаженно. У детей с моторной алалией значительны трудности во фразовой и связной речи, аграмматизмы грубые и стойкие, обучение грамоте происходит с большим трудом. В произносительном плане дети - алалики, имея нарушенную моторику, быстро овладевают неречевыми артикуляциями, однако реализовать эти возможности при произнесении слов не могут. Автоматизация правильного произношения, а также дифференциация поставленных звуков у таких детей происходит в значительно более продолжительные сроки.

  1.  Классификация общего недоразвития речи

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а так же ринолалии, дизартрии. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • Более позднее появление речи, когда первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстает от импрессивной, то есть ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам правильно озвучить свои мысли не может;
  • Речь у детей с общим недоразвитием речи малопонятна;
  • Замедленный темп речи, ограниченный словарный запас.

Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния - временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

Р.Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи, каждый из которых может быть диагностирован у детей любого возраста.

1. Первый уровень - самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи используют лепетные слова и звукоподражания ("бо-бо", "ав-ав"), а также небольшое число существительных и глаголов, искаженных в звуковом отношении ("кука" - кукла, "ават" - кровать). Одним и тем же ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий, предметов ("би-би" - машина, самолет, поезд, ехать, лететь). В речи преобладают предложения из одного-двух слов, грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей, как правило, понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Фонематическое восприятие нарушено грубо - дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (молоко - молоток, мишка - миска). До трех лет эти дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно. Преодоление речевого недоразвития требует систематической работы с логопедом. Дети с первым уровнем речевого развития должны обучаться в специальном дошкольном учреждении. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие дети в дальнейшем нуждаются в длительном обучении в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. Одновременно отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм ("игаю кука" - играю с куклой). Звукопроизношение значительно нарушено. Нарушена слоговая структура слова (дети сокращают количество звуков и слогов, переставляют их - "тевики" - снеговики, "виметь" - медведь). Дети со вторым уровнем речевого развития нуждаются в специальном логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так и школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. Однако в зависимости от степени этой компенсации дети могут быть направлены как в общеобразовательную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны получать систематическую логопедическую помощь, так как овладение письмом и чтением у этих детей затруднено.

3. Третий уровень общего недоразвития речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи взрослых, вносящих в их речь пояснения, т.е. самостоятельное общение для них затруднительно. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже. Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. У части детей с общим недоразвитием речи третьего уровня недоразвитие речи может быть выражено не резко, однако, такие дети также нуждаются в логопедической помощи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.

Глава 2. Особенности общего недоразвития речи

2.1. Этиопатогенез общего недоразвития речи

В большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему недоразвитию речи.

М.Е. Хватцев разделил причины речевых нарушений на внешние и внутренние, выделив органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам М. Е. Хватцев отнес различную внутриутробную патологию, возникающую в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода, в момент родов или сразу после рождения. Это могут быть органические поражения периферических органов речи; экзогенно-органические факторы, вызывающие поражение центральной и периферической нервной системы, несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка, которые могут сочетаться с другими нарушениями — слуха, зрения, интеллекта.

Функциональные причины М. Е. Хватцев связывал с учением И. П. Павлова, о различных отклонениях в соотношении таких психических процессов как возбуждение и торможение в центральной нервной системе.

Психоневрологическими причинами он считал умственную отсталость, различные нарушения памяти и расстройство других психических функций.

Социально-психологические причины — неблагоприятные воздействия окружающей среды. Для полноценного развития ребенка, его общение должно быть полным, постоянным, эмоционально насыщенным.

В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи, сочетающееся с синдромами различной сложности.

Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

При выявлении причин речевых нарушений необходимо учитывать критические периоды в развитии речи ребенка, когда психика и развитие отдельных речевых элементов наиболее уязвимы и в связи с этим повышается риск возникновения различных нарушений речи.

Принято выделять 3 критических периода в развитии речи.

1-й критический период – возраст 1-2 года. Начинает формироваться речь, у ребенка появляется повышенная потребность в общении. В этом возрасте наиболее важным является центр Брока. Любые неблагоприятные факторы, влияющие на ребенка, могут привести в дальнейшем к нарушениям речи.

2-й критический период - 3 года. В этом возрасте происходит более интенсивное развитие речи, переход от речи в какой-либо ситуации к контекстной речи, что требует интенсивной работы нервной системы и интенсивного протекания психических процессов. В результате перенагрузки речевой системы может возникнуть такое нарушение, как заикание.

3-й критический период - возраст 6-7 лет. Период, когда большинство детей идут в школу и начинают овладевать письменной речью, что является дополнительной нагрузкой для психики. Ребенку предъявляют повышенные требования, в результате чего могут возникнуть срывы нервной системы.

Все этиологические факторы, приводящие к нарушениям речи, полиморфны и сложны. Обычно встречается «сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения головного мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов».

На основании представленных данных можно сделать вывод о сложности и полиформизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи, что должно учитываться при коррекции. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

2.2. Диагностика и коррекция общего недоразвития речи.

Логопедическая коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, то есть после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности, анализирует взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Так же важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой способности; сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении. При определении содержания обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические: ·

- принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией;

- ·принцип учета возрастных особенностей детей;

- ·принцип динамического изучения детей с общим недоразвитием речи;

- ·принцип качественного анализа результатов.

Выделяют 3 этапа обследования.

Первый этап - ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком. В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет. Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие, какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение. В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера. Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.

На втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение. Обследование словаря При обследовании словаря важно выяснить объем экспрессивного словаря. С этой целью подбирают картинки, изображающие предметы или явления, их действия и качества, которые группируют по тематическому единству.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта. После комплексного обследования планируется коррекционно-воспитательная работа с детьми.

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

• узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

• сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

• понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

• фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);

• воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

• правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

• общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития.

В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

• свободно составлять рассказы, пересказы;

• владеть навыками творческого рассказывания;

• адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

• понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

• овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

• овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

• фонематическое восприятие;

• первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

• графо-моторные навыки;

• элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).

Заключение

Общее недоразвитие речи является распространённым нарушением у детей. В современных условиях, в связи с происходящими в России процессами интеграции различных образовательных систем, учителя и логопеды-практики отмечают увеличение числа детей с недостатками речи, поступающих в общеобразовательные школы. Чаще всего, говоря про общее недоразвитие речи, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом общее недоразвитие речи уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать общее недоразвитие речи от других состояний как более легких, например, от временной задержки речевого развития, обычно не относящегося к общему недоразвитию речи, так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых общее недоразвитие речи выступает уже в качестве вторичного дефекта. Такое разделение носит название дифференциального диагноза общего недоразвития речи. Занятия с такими детьми проходят в мини группах и индивидуально по следующим программам: развитие речи; развитие понимания речи; развитие связной речи; увеличение словарного запаса; развитие грамматической стороны речи; элементы речевой и дыхательной гимнастики; развитие речевого внимания, памяти; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие просодических компонентов речи; логоритмика; профилактика дисграфии, дислекции; изучение лексико-грамматических категорий; развитие речевого дыхания. Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Список литературы:

  1. Алалия. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1977-293с.
  2. Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1987 – 210с.
  3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 2004 – 346с.
  4. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. - М., 2003.
  5. Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под редакцией Назаровой Н.М. - М.: Изд-во АСАDEMА, 2000.
  6. Основы теории и практики логопедии. / Под ред.Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
  7. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 2000 – 310с.
  8. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 2004 – 342с.
  9. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/prichinyi_vozniknoveniya_obshhego_nedorazvitiya_rechi/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Классификация речевых нарушений. Общее недоразвитие речи. Консультация

Консультация ориентирована на родителей и педагогов,воспитывающих детей с речевыми нарушениями....