«Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ».
методическая разработка (средняя группа)

Дусаева Айгуль Ерсаиновна
Рождаясь, ребенок входит в неведомый для него мир. Для того, чтобы жить в этом мире необходимо усвоить нормы, традиции, принятые в обществе, уметь устанавливать взаимодействия и участвовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, уметь регулировать свои действия, иметь навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе. В связи с этим, в семье, в образовательной организации необходимо создать условия, открывающие возможности для позитивной социализации детей, условия для «личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_dusaeva_doo_196.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 196»

Методическое объединение

воспитателей Ленинского района г. Оренбурга

«Практики эффективной социализации дошкольников»

Тема выступления:

«Использование технологии «Ситуация месяца»

как условие успешной социализации ребенка в ДОУ».

Подготовила: воспитатель первой кв. категории

Дусаева А.Е.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

г. Оренбург, 2025 г.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ».

Слайд 2 

Свое выступления я хочу начать словами «Сегодня мы должны обучать детей жить в мире, которого сами не знаем…».

Рождаясь, ребенок входит в неведомый для него мир. Для того, чтобы жить в этом мире необходимо усвоить нормы, традиции, принятые в обществе, уметь устанавливать взаимодействия и участвовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, уметь регулировать свои действия, иметь навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе. В связи с этим, в семье, в образовательной организации необходимо создать условия, открывающие возможности для позитивной социализации детей, условия для «личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками».

Цель дошкольного образовательного учреждения заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Наталья Петровна Гришаева (старший научный сотрудник института социологии). Одна из технологий эффективной социализации дошкольников – технология «Ситуация месяца».

Слайд 3

Технология «Ситуация месяца» - новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.

Слайд 4

Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей (Я – член коллектива; Я – член семьи; Я мальчик или девочка; Я – житель города; Я – россиянин; Я – часть природы; Я – часть Вселенной) с целью получения значимых образцов социального поведения.

Слайд 5

Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»:

  • учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
  • формировать умение проявлять инициативу;
  • формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Как же создавать такие ситуации, в которых перечисленные задачи могли бы решаться в полной мере? Работа по данной технологии начинается с планирования ситуации, опираясь на содержание образовательной программы дошкольного образования и на инициативу детей (родителей).

Слайд 6

Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитателю в «ситуации месяца» отводится роль организатора.

Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители. Участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написание сценариев праздников и в самом празднике.

Данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого. Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети.

Слайд 7

Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является технология «Проблемная педагогическая ситуация» («ППС»). Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших. Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. Цель - для детей – возможность проявить инициативу, показать свои умения, пообщаться с детьми разных возрастов. Для воспитателя - поделиться опытом. По завершении проводится итоговое мероприятие, на котором дети могут показать, чему научились.

После проведения итогового мероприятия у детей обобщаются знания и данные знания носят научный характер. Дети охотно делятся полученными знаниями с другими детьми, родителями, становятся более раскрепощёнными и уверенными.

В начале года мы составляем план «ситуаций» по месяцам. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» исходим из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы дошкольного образования.

Слайд 8

Планирование по месяцам:

Сентябрь «Мой дом детский сад».

Октябрь «Осенины – праздник урожая».

Ноябрь «Мы вместе – против террора».

Декабрь «Письмо пожеланий».

Январь «Блокадная ласточка».

Февраль «Смелые и отважные».

Март «Крымская весна».

Апрель «Космос. Я – часть Вселенной».

Май «Таинственный остров».

Слайд 9-13

Ситуация месяца «Мой дом детский сад».

Цель ситуации: создать условия для формирования у детей представлений о детском саде, деятельности людей в детском саду и бытовой техники для дома.

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры, альбомы, папки передвижки для родителей.

В процессе работы над данной темой были проведены беседы с детьми: «Какие профессии в саду?», «Кто работает в детском саду?», «К кому я могу обратиться за помощью?». Экскурсия по группе «Вот какая наша группа». Д/и «Что мы делаем в саду», «Кто что делает?», «Четвертый лишний». Сюжетно–ролевые игры «Катя заболела», «Приготовим завтрак для детей», «Поможем маме с уборкой».

Продуктивная деятельность: «Домик для зайчика» (рисование), «Витаминки в банке» (лепка). Восприятие худ/литературы: «Кто улыбкой нас встречает» (стихотворение) «Айболит» (сказка).

В заключении прошло тематическое мероприятие, посвященное Дню дошкольного работника.

Слайд 14-18

Ситуация месяца «Осенины – праздник урожая».

Цель ситуации: обобщить и закрепить знания по ситуации месяца «Осень золотая».

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: альбомы, лэпбуки, дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, атрибуты к подвижным играм, папки-передвижки, консультации.

В процессе работы над данной темой были проведены беседы с детьми: «Время года», «Осень разноцветная», «Какое время года я люблю», «Что я наблюдал по пути в детский сад», «Что произошло с деревьями?», «Признаки осени». С детьми читали произведения об осени.

В течение месяца проводилась игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «Магазин овощей и фруктов», «Поездка в лес»; дидактические игры: «Найди такой же», «Подбери по цвету», «Что бывает осенью?», «С какого дерева лист?», «Назови такой же овощ, фрукт», «Овощи и фрукты (лото)», «Времена года», «Подбери кукле осеннюю одежду», «Когда это бывает»; Подвижные игры: «Разведчики», «Ловишки», «Собери урожай», «Воробушки и кот», «Игра с мишкой»; игры со строительным материалом: «Гаражи», «Улицы и дороги», изготовление стенгазеты «Здравствуй осень золотая!».

В заключении прошло тематическое мероприятие «Осень в гости к нам пришла».

Слайд 19

Ситуация месяца «Мы вместе – против террора».

Цель ситуации: формировать у детей навыки безопасного поведения в ситуациях террористической угрозы.

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: альбомы, дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, атрибуты к подвижным играм.

В процессе работы над данной темой были проведены беседы «Кто такие террористы», «Правила безопасного поведения»; восприятие стихотворений о мире на земле; ситуативный разговор «Подкуп», «Обман» на примере сказок; творческое рисование: «Портрет друга», «Опасный человек», «Добро и зло»; разработана стенгазета «Мы вместе – против террора!»

Слайд 20-25

Ситуация месяца «Письмо пожеланий».

Цель ситуации: поддерживать веру детей в чудо и Деда Мороза как можно дольше.

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: альбомы, макеты, лэпбуки, дидактические игры, почту для писем.

В процессе работы над данной темой были проведены: беседа с родителями «Пожелания детей Деду Морозу», с детьми о празднике «Новый год». Рассматривание иллюстраций про Новый год, Деда Мороза, новогодних писем. Восприятие художественной литературы (В. Сутеев «Ёлка»); изготовление письма Деду Морозу.

В заключении прошло тематическое мероприятие «Снежная каша», в конце этого мероприятия дети получили подарки.

Слайд 26-27

Ситуация месяца «Блокадная ласточка».

Цель ситуации: обогащение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: лэпбук, макет, дидактические игры, альбомы.

В процессе работы над данной темой были проведены: беседа «Что такое блокада», «Ласточка символ надежды»; рассматривание макета города Ленинграда, иллюстраций «Блокадный хлеб»; восприятие музыкального произведения «Симфония № 7 «Ленинградская» (слушание отрывка из произведения).

Итоговым мероприятием стало  участие в акции «Блокадная ласточка».

Слайд 28-33

Ситуация месяца «Смелые и отважные».

Цель ситуации: расширить представления детей о празднике «День защитника Отечества». Формировать у детей представления о Российской Армии.

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: атрибуты к подвижным играм, атрибуты к сюжетно-ролевым  играм, дидактические игры, альбом, макет.

В процессе работы над данной темой были проведены беседы «История праздника «День Защитника Отечества»», «Какие рода войск вы знаете», «Почетное звание – солдат!»; подвижные игры «Попади в цель», «Самолеты», «Кто быстрее к флажку»; сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Военные», «Летчики»; дидактические игры «Продолжи предложение», «Собери флаг»; рассматривание иллюстрации «Военная техника», «Профессии»; рассматривание макета «Поле войны»; рисование «Мой папа», изготовление стенгазеты «Вместе с папой».

В заключении прошло спортивное мероприятие «Смелые и отважные».

Слайд 34-38

Ситуация месяца «Крымская весна».

Цель ситуации: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через чувство гордости за принадлежность к великой стране России.

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: альбом, дидактические игры.

В процессе работы над данной темой были проведены: беседы «Наша Родина», «Воссоединение Крыма с Россией», «Крымская весна»; рассматривание иллюстрации «Герб и флаг России», «Герб и флаг Крыма»; дидактические игры «Собери флаг», «Продолжи предложение»;  изготовление стенгазеты «Крымская весна».

Итоговым мероприятием стало участие в акции «Крымская весна».

Слайд 39-42

Ситуация месяца «Космос. Я – часть Вселенной».

Цель ситуации: формировать экологическое сознание; подвести к пониманию того, что человек – часть природы и, как вся природа, он живет во Вселенной по определенным законам: понимая законы и зная их, он приносит пользу природе, нарушая их – вред.

Для реализации данной технологии я разработала развивающую среду: лэпбук и папка передвижка для родителей; альбом, макет, атрибуты к д. играм, атрибуты к подвижным играм, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

В процессе работы над данной темой были проведены беседы «Что такое космос?», «Голубая планета - Земля», «Луна – спутник Земли», «Первый в космосе», «Солнце – источник жизни на Земле»; дидактические игры «Найди пару», «Четвертый лишний», «Подбери словечко»; подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая эстафета»; сюжетно-ролевые игры «Космическое путешествие», «Космонавты», аппликация «Ракета». 

В заключении прошло спортивное мероприятие «Путь в космос».

Преимущества данной технологии:

1) Ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

2) У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

3) Воспитатель, работающий по такой технологии, становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца.

Слайд 43

В результате у детей формируются следующие установки:

  • «Ошибаться – не страшно»
  • «Каждый имеет право на ошибку»
  • «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»
  • «Я имею право чего-то не знать, не уметь» -
  • «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
  • «В затруднении содержится возможность»
  • «Я могу!»
  • «Я сумею!»
  • «Я хороший, умный, сильный!!!»
  • «Я заслуживаю уважения!»
  • «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

На данном этапе реализации технологии:

У детей уже сформировалась ответственность за свои поступки;

У родителей возник интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

Постепенно создается развивающая предметно-пространственная среда в детском саду типа открытого социального пространства для дошкольников.

Слайд 44

Данная технология «Ситуация месяца» способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дает возможность проявлять всему коллективу дошкольного образовательного учреждения инициативу и творчество.

Слайд 45

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее ва...

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

   Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня ...