Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Панарина Марина Вячеславовна

Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_panarina.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

Панарина М.В.,

МАДОУ ЦРР ДС № 462,

 воспитатель I кв. категории

Социализация ребенка - процесс сложный и длительный. С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы ребенок принял и усвоил определенную систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, стал его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка оказывают влияние разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в социуме. Совокупный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и отвечает интересам общества. Таким образом, социализация, базируясь на воспитании, выступает определяющим фактором развития личности. 

На наш взгляд, в процессе социализации принимает участие все окружение ребенка: семья, соседи, сверстники, педагоги.  И, конечно же, немаловажное значение на процесс вхождения человека в общество оказывает его здоровье. Здоровье надо беречь с детских лет  и  среда, которая окружает ребенка дома, в детском саду, в школе  должна помогать ему расти крепким физически и морально, быть благоприятной, сохранять его здоровье, т.е быть здоровьесберегающей.

Под понятием "здоровьесберегающая среда"  мы понимаем окружающую и социальную среду, которая способствует достижению полноценного формирования личности, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию. 

К сущностным характеристикам  здоровьесберегающей среды, организованной в нашем  детском саду, можно отнести:

- морально-психологический климат;

- экологию и гигиену;

- современный дизайн;

- рациональный режим жизни, труда и отдыха;

- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.
Анализируя эти характеристики, мы пришли к выводу, что задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в основном сводится к закаливанию, рациональному режиму жизни, физической активности детей, а также к художественным средствам – литературе, фольклору, кинофильмам, мультфильмам, произведениям музыкального и изобразительного искусства, но практически не затрагивает непосредственно образовательную деятельность.

Стараясь решить эту проблему,  при организации непосредственно образовательной деятельности, мы всегда учитываем следующие особенности детей:

  1. Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности: их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность, то есть достаточное освещение, соответственная росту мебель являются базой для всего процесса обучения в нашей группе. Сюда же можно отнести и потребность детей в двигательной активности и необходимость использования физкультминуток во избежание переутомления в каждой образовательной ситуации.
  2. Потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. Необходимо на протяжении всего времени общаться с детьми, т.е  вести диалог, а не переходить на школьную форму обучения, не забывать, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, с детьми надо играть и  учить их надо в игре, не забывать хвалить их за успехи, не сравнивать друг с другом, уважать, признавать такими, какие  они есть.
  3. Формирования у дошкольника сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих. Данный вопрос следует поднимать каждый день во время всех видов деятельности, так как эти знания в дальнейшем помогут избежать многих травмирующих ситуаций.

Учитывая данные особенности ребенка, нам удалось достичь хороших успехов, о чем свидетельствуют результаты мониторинга развития детей и мониторинга усвоения основной общеобразовательной программы, процент детей с высоким уровнем увеличился с 36 до 45%, со средним до 52%, с низким уровнем снизился до 3%.

Таким образом, здоровьесберегающая среда способствует обеспечению всестороннего раскрытия способностей личности ребенка, рациональному использованию его интеллектуальных и физических ресурсов в интересах общества в будущем и всестороннего удовлетворения личных потребностей в настоящем, а значит способствует его успешной социализации.

Литература:

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни / Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2005.

2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер. - М. : Мир, 1997.

3. Данюшков, В.И. Современное представление о социальном пространстве / В.И. Данюшков // Педагогика. - 2004. - №9

4. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Талагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Данный материал предназначен для широкого использования воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений и анправлен на использование данных специалистов в своей работе по социализа...

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их дете...