Подготовка к школе. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи у дошкольников
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к школе. Развиваем восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение у дошкольников
Дошкольный период является важным этапом в жизни каждого человека, так как именно в это время формируются основы личности, развиваются познавательные способности и закладываются основы будущей успешной жизни.
В дошкольном возрасте дети активно изучают окружающий мир, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, развивают свои творческие способности и навыки. Они также начинают осваивать различные виды деятельности, такие как рисование, лепка, чтение и т.д.
Кроме того, в дошкольном периоде происходит формирование личности ребенка. Он учится общаться с другими людьми, устанавливать социальные связи, выражать свои эмоции и чувства. Также в этот период дети начинают осознавать свою гендерную принадлежность и учиться проявлять свои индивидуальные особенности.
К 6-7 годам у детей-дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов, таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как наблюдение, рассматривание, поиск. Полностью усваиваются сенсорные эталоны: ребёнок умеет различать цвета, величину, формы. Умеет ориентироваться в пространстве, различает направления. («вниз», «вверх», «в другую сторону», у него четко сформированы понятия «право» и «лево»).
Игры и упражнения на развитие восприятия:
- «Что в мешочке?»
- «Найди такой же»
- «Узнай форму»
- «Куда пойдёшь, что найдёшь?»
- Разрезные картинки и пазлы
- Лабиринты
- «О чём я говорю?»
- «Чего не хватает?»
- «Путаница» (зашумленные изображения)
- «Угадай по запаху»
- «Волшебный мешочек»
- «Узнай, чей голос»
- «Угадай песню»
- «Нарисуй по трафарету»
МЫШЛЕНИЕ
Характерной формой мышления в старшем дошкольном возрасте является наглядно-образное мышление, но начинает формироваться и соовесно-логическое. Ребенок решает задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образы об этих предметах.
Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало» - «что будет потом»). Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.
Игры и упражнения на развитие мышления:
- «Четвёртый лишний»
- «Раздели на группы»
- «Что общего и чем отличаются?»
- «Продолжи ряд»
- «Закончи предложение»
- «Отгадай, что загадано» (с помощью уточняющих вопросов)
- «Что будет, если?..»
- Логические задачи
- Задачи на сравнение
- Толкование скрытого смысла пословиц
- «Как это можно использовать?»
- Задания на соотнесение
- Логические задачи
ПАМЯТЬ
У дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, могут овладеть приемами логического запоминания. Наглядный материал в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.
Если попросить ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0), то в норме для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Игры и упражнения на развитие памяти:
- «Запомни и повтори» (10 слов, 10 картинок, числовые ряды, ассоциации к словам)
- «Чего не стало?»
- «Что изменилось?»
- Описывание картины по памяти
- «Перескажи сказку»
- «Опиши предмет»
- «Супермаркет»
- «Нарисуй такой же»
- «Что ты делал в отпуске?»
- «Что ты ел на обед?»
- «Слушаем и рисуем»
- «Расставь точки»
- Скороговорки
ВНИМАНИЕ
В 7-ми летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, в том числе волевое.
В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объем внимания, возрастает устойчивость внимания, формируется произвольное внимание.
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
Игры и упражнения на развитие внимания:
- «Найди пару»
- «Найди и покажи» («найди и обведи»)
- «Раскрась по образцу»
- «Расставь значки в фигурках по образцу»
- «Найди отличия»
- «Не говори „нет“»
- «Путаница» (зашумлённые изображения)
- «Хлопни, когда назову…»
- «Что изменилось?»
- «Съедобное – несъедобное»
- «Запретные движения»
- «Запрещённая цифра»
- «Найди предмет»
- «Летает – не летает»
- «Четыре стихии»
- Зашумленные изображения
- Методика Пьеро́на-Рузера
- Таблицы Шульте
ВООБРАЖЕНИЕ
Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Предшкольный возраст – период, когда закладываются осознанные мечты, укрепляется база для становления творческого мышления, нестандартности решений.
Игры и упражнения на развитие воображения:
- «Дорисуй»
- «Сочини сказку»
- «Придумай загадку»
- «Придумай задачу»
- «На что похожи облака?»
- «Рассмеши меня»
- «Что было дальше?»
- Кубики, конструкторы
- Упаковка подарков
- Сказка по ролям или кукольный театр
- «Нарисуй настроение»
- «Новое название»
РЕЧЬ
Продолжается развитие всех граней: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие
существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные.
Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь
(объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в
диалоге.
Начинает формироваться письменная речь. Умеет записывать простые слова.
Самостоятельно читает текст и передаёт его содержание.
Увеличивается словарный запас – 3000 слов.
Игры и упражнения на развитие речи:
- «Антонимы»
- «Найди звук»
- «Назови ласково»
- «Один – много»
- «Жадина»
- «Опиши предмет»
- «Опиши картину»
- «Какой? Какая? Какое?»
- «Составь предложения»
- «Из чего сделано?»
- «Доскажи словечко»
- «Я знаю пять названий»
- Пересказ текста
- Составление рассказа по картине
- «Посчитай»
- «Подбери признаки»
- «Подбери действия»
- «Составь описание»
Развитие базовых психических процессов, таких как внимание, память,
мышление, речь и воображение, является важным шагом на пути к
успешному обучению в школе. Они помогают ребенку лучше понимать материал, запоминать информацию, анализировать ее и применять на
практике.
Развитие базовых психических процессов также помогает детям лучше
адаптироваться к новой среде и новым условиям обучения. Они
помогают им быстрее и эффективнее усваивать новые знания и навыки, что в свою очередь способствует более успешному обучению.
Кроме того, развитие базовых психических процессов способствует
формированию более высокого уровня развития личности ребенка.
Дети, которые обладают хорошо развитыми базовыми психическими процессами, более уверены в себе, способны лучше управлять своими эмоциями и поведением, что может помочь им в школьном обучении, и, в целом, в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "
Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"
Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Конспекты занятий, анкетирование родителей, характеристика ребёнка с ЗПР
Данная работа будет полезна для начинающих специалистов: дефектологов, психологов, олигофренпедагогов. В данном материале кратко описаны основные виды ЗПР, особенности ВПФ детей с ЗПР. Также пре...

Формирование неречевых процессов в дошкольном возрасте (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)
Формирование неречевых процессов в дошкольном возрасте (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)...

Игры с колобком "Фабрика чудес" для развития зрительного внимания, памяти, мышления,речи.
Фабрика чудес игры с колобком план работы на учебный период...
Особенностями психического развития детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.
На сегодняшний день, существует множество категорий школьников с ограниченными возможностями здоровья - от детей с нормальным темпом развития, испытывающих временные и легко устраняемые трудност...

Использование мнемотехники в ДОУ для развития памяти, мышления, воображения и речи дошкольников
В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется развитию памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Мнемотехника — это система приемов и методов запоминания инфор...
