"Роль робототехники в развитии речи детей"
материал

Терентьева Наталья Сергеевна

В статье рассказывается, как влияет робототехника и конструирование в развитии речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konferentsiyu_statyaterentevoyns_pravki.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Значение робототехники в речевом развитии детей.

«Конструктор – это не просто игрушка, это средство развития ребёнка.

 Он позволяет ему развивать логическое мышление,

 креативность, пространственное воображение и моторику».

М. Монтессори, итальянский педагог.

Ребенок – по своей природной сути - исследователь и изобретатель! Ребёнок 21 века - исследователь и изобретатель, познающий и развивающийся в среде высоких технологических достижений! С самого детства его окружают разнообразные интерактивные игрушки, бытовые приборы, телефоны, компьютеры. Рано или поздно его любопытство потребует от взрослого ответы на многие вопросы. Как работает? Что внутри? Почему двигается? И много других вопросов. Он начнёт разбирать сложные игрушки, рассматривать, мыслить и делать простейшие выводы. И здесь на помощь придёт конструктор. Сначала самый простой – кубики, LEGO DUPLO для малышей, затем сложнее – LEGO со схемами, а потом и конструкторы с различными электронными деталями – UARO, HUNA – MRT и другие.

Поможет во всём разобраться образовательная робототехника. Робототехника для дошкольника – это занятие, которое позволяет развивать сенсорные возможности, интеллект, творческое и логическое мышление, воображение, фантазию, внимание, т.е. все психические процессы. Во время занятий робототехникой ребята тренируют такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца, работать в команде, общаться со сверстниками и взрослым, подготавливая ребенка к школе, где эти качества очень важны.

Развитие робототехники в дошкольных учреждениях особо актуально в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования и Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования, так как позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, включённых в Стандарт и Программу: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие.

Исходя из собственного многолетнего опыта, хочется отметить тревожную тенденцию: в последнее время в каждой возрастной группе становиться всё больше детей с нарушениями речи. Компьютеры и гаджеты заменили «живое» общение, чтение детских книг в семье, заучивание стихотворений, беседы на ходу и в кругу семьи, обсуждения и пересказы – порой совершенно исключенная в семье история.    Своевременное формирование грамматически правильной речи является важнейшим условием для полноценного речевого и психического развития ребёнка, так как речь играет огромную роль в умении общаться, планировать и организовывать свою деятельность, а дальше и жизнь.

В федеральной образовательной программе дошкольного образования указаны следующие задачи речевого развития: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, интерес к художественной литературе, подготовка детей к обучению грамоте.

Доказано влияние конструирования и робототехники на речевое развитие дошкольников. М. М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательней. Так при сборке той или иной модели ребёнок работает в основном кончиками пальцев обеих рук одновременно, что способствует развитию мелкой моторики, а значит и речевого аппарата. Кроме того, при сборке множества мелких деталей, которые нужно чётко поставить в устройство формируется хорошая техника письма в будущем.  

Занимаясь робототехникой, дети повышают свою умственную работоспособность. Расширяют представление о различных предметах и явлениях, учатся сравнивать и анализировать, тем самым расширяя свой кругозор и словарный запас. Общаясь между собой, дети учатся договариваться, приходить к единому мнению.

Педагоги по робототехнике в своей работе могут и должны, я уверена, использовать художественное слово (стихотворения, загадки, сказки, народное слово: поговорки, заклички, прибаутки, словесные игры,.. ), что немало важно при работе с дошкольниками.

Обсуждая текст, ребята могут догадаться, какую модель они будут собирать на данном занятии. На занятиях дети могут спорить, и это хорошо, ведь в споре рождается истина и связная речь дошкольника. И вот модель собрана! И здесь появляется возможность практики звуковой культуры речи. Модели могут рычать, гудеть, жужжать, сигналить и т.д.! Использование упражнений на формирование правильного звукопроизношения, логоритмические упражнения – в помощь педагогу - робототехнику!

Отдельно хочется отметить детские эмоции при занятиях робототехникой и конструированием. Мимика детей при сборке модели самая разнообразная, она отражает: удивление, огорчение, сосредоточенность, усердие, внимание.  Но когда модель собрана,  и всё получилось - детской радости нет предела! Здесь уже совсем другие споры и обсуждения, соревнования, оценивание моделей друг друга. А участие детей и их собственных моделей в тематических фестивалях или выставках – особая атмосфера и дополнительные возможности полноценного развития и роста!

Таким образом: робототехника является эффективным и гармоничным подходом в педагогике при работе по развитию речи детей. Образовательная робототехника – это интересная, увлекательная деятельность, которая позволяет настроить современных детей на обучение и подготовить к жизни в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

консультация для родителей. Игры для развития речи детей....

Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...