Консультация для педагогов «Игры со светом и тенью»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Игры со светом и тенью»
Глядя на мир пытливыми глазами, дошкольник пытается сориентироваться на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день он сталкивается с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных из них - это свет и его составляющая тень. Для того чтобы разобраться, что же такое свет и как появляется тень, мне помогла инновационная технология «Свет и тень» по методике Хюндлингс А.
Первая ассоциация, которая приходит сразу в голову- это теневой театр. Но это далеко не так. Суть данной технологии заключается в игре со светом и тенью в специальной комнате, которую мы называем «Ателье света и тени». В ней изучаются эти явления очень подробно.
Игры со светом и тенью очень полезны для детского развития:
Во-первых, они развивают любознательность, внимание, усидчивость, воображение и фантазию детей.
Во-вторых, они здорово обогащают сенсорную систему (через зрительный канал).
В-третьих, сами по себе такие игры сопровождаются загадочностью, отчего дети воспринимают их как сказку. А естественный интерес к развивающим занятиям, согласитесь, дорогого стоит!
Ателье –это пространство в котором располагаются световые столы, проекторы, фонарики, различные цветные небьющиеся стеклышки. Играют с зеркалами и солнечными зайчиками. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.
Световой стол или планшет — это площадка для множества экспериментов. На нём можно изучать форму, цвет, прозрачность материалов, смешивать цвета, выкладывать орнаменты, рисовать и копировать рисунки (и рисовать песком или манкой), раскладывать цветные стёклышки и материалы разной прозрачности, цветную плёнку, куски плексигласа, файлы с краской, любые предметы — и наблюдать за эффектом.
Игры с Зеркалами
Зеркала и зеркальные поверхности — тоже одна из находок ателье пространства. Они помогают ребёнку лучше осознавать и видеть себя и материалы, с которыми он взаимодействует.
Зеркала можно:
-класть на дно контейнера, коробки или стакана с водой (пустого или с материалами, игрушками, цветными стекляшками);
-размещать у стены, на полу в игровом уголке;
-применить как подставку для объекта при рисовании с натуры;
-во время дидактических игр;
-крепить к задней стенке полки с игрушками и материалами (сейчас продается самоклеящаяся пленка с зеркальным покрытием);
-ставить напротив ребёнка во время творческой работы;
-использовать как подложку во время лепки;
-и как поверхность для рисования.
Игры с фонариками
-Можно использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки. Нет ничего сложного, а эффект волшебный. Дети бурно реагируют на волшебство у них в руках.
-Просто раскладываем на столе зажжённые фонарики и рассматриваем получившийся узор света и тени. Два-три фонарика лежат на гладкой поверхности и светят в разных направлениях. Идеально если на стене можно рисовать, тогда дети дорисовывают возникшие у них образы.
- Если взять фонарики и экраны разного цвета картинки складываются как пазлы.
Ребенок держит фонарик на разном расстоянии от белого и черного экранов, и пятно света становится большим-большим. А теперь оно как луна (на чёрном экране)
, вот и большое… как солнце!!!А сейчас их два! (берёт второй фонарик).
С помощью фонариков даже можно поиграть в салки, желтый луч догоняет синий, а тот прячется в домике.
Рисование
Рисование с помощью теней – это замечательный подход для развития любознательности, внимания, усидчивости, зрительно – моторной координации и подготовки руки к письму. Можно провести небольшое исследование: что будет, если обвести тень карандашом? Обводить тень можно как на горизонтальной поверхности, так и на стене. Это помогает ребенку понять и почувствовать контуры, силуэты, тени и очертания окружающих его вещей и мира в целом.
Игры с цветной пленкой
Использовать данный прием можно даже если у вас нет специальной комнаты. Игровым полем вам послужит окно. Возьмите цветные канцелярские папки, нарежьте всевозможные фигуры, и ваш конструктор мозаика готов. Окна вашей группы превратятся в витражи со сказочными героями, или с героями личных историй воспитанников.
Игра «Что-то в коробке»
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Игра «Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Материал: маленькие зеркала, солнечный свет
Ход игры - эксперимента
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание ребенка на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более
эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Игра «Тени на стене»
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
Игра «Кто нагрел предметы?»
На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.
Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».
«Пляшущие тени»
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
Игра «Гуляем в темноте»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представление о темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке) : «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно». Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят
По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло) .
Игра «День и ночь»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.
Игра «Фонарик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы: электрический фонарик.
Ход игры: когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя по темной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных детей.
Игра «Свеча»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте, полумраке.
Материалы: свеча.
Ход игры: когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите её. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно пройти с зажженной свечей по группе, освещая путь. Обратите внимание детей на то, что при свече стало светлее. Затем предложите всем вместе или по очереди, задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи. (Обязательно напомните о правилах безопасности.)
Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Необычные тени»
Исследуйте, какие предметы отбрасывают удивительные тени. Попробуйте посветить на дуршлаг, разноцветный пластик, воздушные шары, кружевную салфетку, цветы, ладони, корзину. Изучайте: освещенный конус дает треугольную тень, а изменяя угол луча света, мы можем менять длину тени.
Игра «Поиски с фонариком»
Заранее спрячьте картинки с любимыми героями ребенка, игрушки, части конструктора или что угодно в комнате. Выключите свет и попросите ребенка отыскать их с помощью фонарика.
Игра «Театр теней»
Вы можете сделать театр картонных силуэтов: для этого их нужно нарисовать на картоне, вырезать и приклеить на бамбуковые палочки с помощью скотча. А потом играть на любой освещенной направленным источником света стене.
Игры со светом и тенью разнообразны и дети могут сами придумывать сюжеты и развитие событий. Именно в этом и есть развитие воображения, фантазии и логического мышления. А поспособствовать в этом можем мы, педагоги, только нужно большое желание – подарить детям сказку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.
Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...
Консультация для педагогов " Играем в сюжетные игры летом на участке"
Для выступления на педсовете я подготовила конкультацию для педагогов , в которой рассказала как организовать сюжетные игры на участках в летний период....

Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
для педагогов...

Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. ...

Экспериментирование Игры со светом и тенями.
Дидактические игры со светом и тенями для детей дошкольного возраста....



