Игры со светом и тенью
консультация по окружающему миру

Дубинина Светлана Михайловна

Консультация для педагогов "Игры со светом и тенью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_25.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Игры со светом и тенью»

 Глядя на мир пытливыми глазами, дошкольник пытается сориентироваться на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день он сталкивается с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных из них - это свет и его составляющая тень.  Для того чтобы разобраться, что же такое свет и как появляется тень, мне помогла инновационная технология «Свет и тень» по методике Хюндлингс А.

Первая ассоциация, которая приходит сразу в голову- это теневой театр. Но это далеко не так. Суть данной технологии заключается в игре со светом и тенью в специальной комнате, которую мы называем «Ателье света и тени». В ней изучаются эти явления очень подробно.

Игры со светом и тенью очень полезны для детского развития:

Во-первых, они развивают любознательность, внимание, усидчивость, воображение и фантазию детей.

Во-вторых, они здорово обогащают сенсорную систему (через зрительный канал).

В-третьих, сами по себе такие игры сопровождаются загадочностью, отчего дети воспринимают их как сказку. А естественный интерес к развивающим занятиям, согласитесь, дорогого стоит!

Ателье –это пространство в котором располагаются световые столы, проекторы, фонарики, различные цветные небьющиеся стеклышки. Играют с зеркалами и солнечными зайчиками. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

Световой стол или планшет —  это площадка для множества экспериментов. На нём можно изучать форму, цвет, прозрачность материалов, смешивать цвета, выкладывать орнаменты, рисовать и копировать рисунки (и рисовать песком или манкой), раскладывать цветные стёклышки и материалы разной прозрачности, цветную плёнку, куски плексигласа, файлы с краской, любые предметы — и наблюдать за эффектом.

                                           Игры с Зеркалами

Зеркала и зеркальные поверхности — тоже одна из находок ателье пространства. Они помогают ребёнку лучше осознавать и видеть себя и материалы, с которыми он взаимодействует.

Зеркала можно:

-класть на дно контейнера, коробки или стакана с водой (пустого или с материалами, игрушками, цветными стекляшками);

-размещать у стены, на полу в игровом уголке;

-применить как подставку для объекта при рисовании с натуры;

-во время дидактических игр;

-крепить к задней стенке полки с игрушками и материалами (сейчас продается самоклеящаяся пленка с зеркальным покрытием);

-ставить напротив ребёнка во время творческой работы;

-использовать как подложку во время лепки;

-и как поверхность для рисования.Хочу такой сайт

                                             Игры с фонариками

-Можно использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки. Нет ничего сложного, а эффект волшебный. Дети бурно реагируют на волшебство у них в руках.

-Просто раскладываем на столе зажжённые фонарики и рассматриваем получившийся узор света и тени.  Два-три фонарика лежат на гладкой поверхности и светят в разных направлениях. Идеально если на стене можно рисовать, тогда дети дорисовывают возникшие у них образы.

- Если взять фонарики и экраны разного цвета картинки складываются как пазлы.

Ребенок держит фонарик на разном расстоянии от белого и черного экранов, и пятно света становится большим-большим. А теперь оно как луна (на чёрном экране)
, вот и  большое… как солнце!!!А сейчас их два! (берёт второй фонарик).

С помощью фонариков даже можно поиграть в салки, желтый луч догоняет синий, а тот прячется в домике.

                                                   Рисование

Рисование с помощью теней – это замечательный подход для развития любознательности, внимания, усидчивости, зрительно – моторной координации и подготовки руки к письму.  Можно провести небольшое исследование: что будет, если обвести тень карандашом? Обводить тень можно как на горизонтальной поверхности, так и на стене. Это помогает ребенку понять и почувствовать контуры, силуэты, тени и очертания окружающих его вещей и мира в целом.

                                       

                                       Игры с цветной пленкой

Использовать данный прием можно даже если у вас нет специальной комнаты. Игровым полем вам послужит окно. Возьмите цветные канцелярские папки, нарежьте всевозможные фигуры, и ваш конструктор мозаика готов. Окна вашей группы превратятся в витражи со сказочными героями, или с героями личных историй воспитанников.

                                     Игра «Что-то в коробке»

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату. 
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

                                           Игра «Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры - эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание ребенка на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

                                       Игра «Тени на стене»

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

                                    Игра «Кто нагрел предметы?»

На прогулке воспитатель показывает детям  зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

                                               «Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

                                             Игра «Гуляем в темноте»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представление о темноте.

Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке) : «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно». Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят

По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло) .

                                     

                                        Игра «День и ночь»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».

В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.

                                               Игра «Фонарик»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы: электрический фонарик.

Ход игры: когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя по темной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных детей.

                                          Игра  «Свеча»        

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте, полумраке.

Материалы: свеча.

Ход игры: когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите её. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно пройти с зажженной свечей по группе, освещая путь. Обратите внимание детей на то, что при свече стало светлее. Затем предложите всем вместе или по очереди, задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи. (Обязательно напомните о правилах безопасности.)

Игру можно повторить несколько раз.

                                 

                                      Игра «Необычные тени»

Исследуйте, какие предметы отбрасывают удивительные тени. Попробуйте посветить на дуршлаг, разноцветный пластик, воздушные шары, кружевную салфетку, цветы, ладони, корзину. Изучайте: освещенный конус дает треугольную тень, а изменяя угол луча света, мы можем менять длину тени.

                                            Игра «Поиски с фонариком»

Заранее спрячьте картинки с любимыми героями ребенка, игрушки, части конструктора или что угодно в комнате. Выключите свет и попросите ребенка отыскать их с помощью фонарика.

                                                Игра «Театр теней»

Вы можете сделать театр картонных силуэтов: для этого их нужно нарисовать на картоне, вырезать и приклеить на бамбуковые палочки с помощью скотча. А потом играть на любой освещенной направленным источником света стене.

Игры со светом и тенью разнообразны и дети могут сами придумывать сюжеты и развитие событий. Именно в этом и есть развитие воображения, фантазии и логического мышления. А поспособствовать в этом можем мы, педагоги, только нужно большое желание – подарить детям сказку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...

План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».

данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....

Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".

фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...

Конспект занятия познавательско-исследовательской деятельности «Свет и тень»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Экспериментирование Игры со светом и тенями.

Дидактические игры со светом и тенями для детей дошкольного возраста....