Картотека нейроигр и нейроупражнений
картотека
Современные дети – это в основном дети со сниженной активностью левого полушария головного мозга, а оно отвечает за математические и аналитические способности, логику, речь. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равномерно развиты, тогда и развитие дошкольника будет равносторонним, что позволит подготовить ребёнка к школе и сделать его более успешным в дальнейшей жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОНННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОЛИСИХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
КАРТОТЕКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор материала:
Ефимова Лилия Габбасовна -воспитатель, учитель-дефектолог
2024г.
Современные дети – это в основном дети со сниженной активностью левого полушария головного мозга, а оно отвечает за математические и аналитические способности, логику, речь. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равномерно развиты, тогда и развитие дошкольника будет равносторонним, что позволит подготовить ребёнка к школе и сделать его более успешным в дальнейшей жизни.
Моей педагогической находкой в решении данной проблемы являются нейроигры. Комплексы упражнений, которые могут выполнять и дети разного возраста, и взрослые и направлены на усиление взаимодействия обеих полушарий головного мозга.
О взаимосвязи движений пальцев, кистей рук и мозговой деятельности ребенка известно очень давно…
Лурия Александр Романович- советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. Внес большой вклад в разработку проблемы межполушарной асимметрии мозга.
Алексей Николаевич Леонтьев — советский психолог, философ, педагог «манипуляция рук и движений взаимосвязано с высшей нервной деятельностью и развитием речи»
Невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев, «движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию»
Натан Семёнович Лейтес - советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор. В работах которого отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи
Выготский признавал игру ведущим видом деятельности в дошкольном периоде и считал её важнейшим инструментом формирования психических функций в детском возрасте. Именно через игру дети осваивают мир, развивают воображение и формируют основы мышления.
Атрибуты для нейроигр совсем несложно изготовить своими руками.
Регулярное выполнение игр улучшает функции долгосрочной памяти, повышает физическую и умственную работоспособность, стимулирует развитие мелкой и крупной моторики, ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению симметричных и ассиметричных движений.
Эффективность нейроигр доказана и наукой и практикой!
Упражнение «Колечко»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук.
Содержание упражнения:
На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания, улучшение координации движений, развитие межполушарного взаимодействия.
Содержание упражнения:
Показывают три положения руки на плоскости: ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, а затем двумя руками одновременно.
Усложнение:
Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).
Упражнение «Зеркало»
Цель: развить невербальные коммуникативные способности, научить находить точки соприкосновения с разными людьми.
Содержание упражнения:
Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.
Упражнение «Класс – заяц»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия и внимания
Содержание упражнения:
Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Упражнение «Коза – заяц»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия и внимания
Содержание упражнения:
Левой рукой показывать «коза», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость
Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
Цель: развитие внимания, улучшение мыслительной деятельности
Содержание упражнения:
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Нейрозарядка «Повтори».
Цель: развитие зрительного внимания, координации
Содержание упражнения:
Дети подходят к стульчикам. На стульчиках прикреплены таблички с положением тела человека. Когда играет музыка дети должны бежать или идти по кругу, а как музыка остановиться надо изобразить позу того человека, который нарисован на карточке и оказался напротив.
Игра «Разноцветные пятнышки»
Цель: расставить крышки в нужном порядке, имея в распоряжении лишь одну свободную клетку.
Содержание игры:
Расставьте крышки одинаково на каждом поле. Крышки можно передвигать только на свободную клетку. По диагонали двигать нельзя. Побеждает тот, кто быстрее расставит крышки в нужном порядке.
Игра «Зеркальное рисование»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, точности и координации движений, формирование функции контроля, мелкой моторики
Содержание игры:
В специальных карточках на амбидекстрию нужно следовать кончиками пальцев по контуру или держа фломастеры в обеих руках одновременно.
Игра «Кто быстрее»
Цель: закрепить умение счета до 10, развивать дух дружеского соперничества, продолжать формировать навык игры в парах.
Содержание игры:
Один из игроков встает напротив карточки с цифрой от 1 до 10, а второй на скорость встает напротив карточки с точками по количеству соответствующих цифре.
Игра «Рисунки на спине»
Цели: развитие тактильного восприятия, воображения.
Содержание игры:
Нарисуйте на спине ребенка символ или фигуру, предложите угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины.
Игра «Нейроладошки»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие координации движения, развитие навыка употребления предлогов, выполнение инструкций, навык счета.
Содержание игры:
- Попросите малыша поставить руки на зелёные ладошки. Затем давайте задания: сдвинь руки на 2 ладошки вниз, на 1 ладошку вверх, на 1 ладошку влево и так далее. Ребёнок сдвигает руки и смотрит, где они оказались.
- Прикладывайте свои ладошки к цветным шаблонам, при этом надо быть внимательным и не путать правую и левую руки.
Игра с поп-ит
Цель: развитие межполушарных связей
Содержание игры:
- Одновременно нажимать пузырьки на двух поп-итах в определенной последовательности.
- Одновременно одной рукой нажимать пузырьки на поп -ите а определенной последовательности, а другой катать шарик по дорожке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека нейроигр и нейроупражнений
Нейроигры - эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику....

Картотека нейроигр и нейроупражнений
Картотека нейроигр и нейроупражнений Игра «Веселые мячики»Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умениеработать с группой, снятие напряжения.Возраст: 5-7 летХод ...

Картотека нейроигр и нейроупражнений для детей дошкольного возраста
Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к п...
«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «...



