Проблемы межличностных отношений
материал (подготовительная группа)

Проблемы межличностных отношений — это разногласия и противоречия во взаимоотношениях между людьми, которые могут повлиять на их эмоциональное состояние и общее благополучие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект родительского собрания подготовила

Тема: «Проблемы межличностных отношений»

Цель собрания: Разобрать проблемы межличностных отношений между детьми, увидеть причины, научить методам разрешения конфликтов и формирование дружеских отношений.

Вопросы для обсуждения:

1. Как дружба и конфликты влияют на жизнь дошкольника?

2. Как правильно родителям реагировать на конфликты между детьми?

3. Какие навыки общения нужно привить ребенку для улучшения его межличностных отношений?

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о важной теме «Проблемы межличностного отношения». Конфликты и дружба влияют на жизнь дошкольника, поэтому необходимо разобраться и понять, как вам нужно реагировать на конфликтные ситуации между детьми, а так же понять, как привить ребенку навыки общения для улучшения его межличностных отношений.

Межличностные отношения играют важную роль в социализации детей, они помогают ему нарабатывать навыки общения, учиться работе в команде, справляться с трудными ситуациями.  Так же важно отметить, что конфликты это естественный ход событий, через них дети учатся спорить, находить компромиссы решать вопросы с помощью слов.

Давайте с вами разберемся и поймем, как дружба и конфликты влияют на жизнь дошкольника.

Дружба помогает детям учиться общаться, делиться, сотрудничать и решать конфликты. В процессе игры и взаимодействия со сверстниками ребёнок осваивает важные социальные нормы: как договариваться, как выражать свои чувства и как учитывать интересы других.  

Положительные эффекты дружбы для дошкольника:

Эмоциональное развитие. Дружба даёт ребёнку чувство принадлежности и поддержки. Друзья становятся для него источником радости, утешения и понимания.

Формирование самооценки. Когда ребёнок чувствует, что его принимают и ценят сверстники, это положительно влияет на его самооценку. Дружба помогает ему почувствовать себя значимым, уверенным в своих силах.  

Развитие коммуникативных способностей. В процессе общения с друзьями ребёнок учится выражать свои мысли, слушать других и находить общий язык.  

Подготовка к школе и взрослой жизни. Ребёнок, который научился дружить, легче адаптируется к новым условиям, например, к школе. Он уже знает, как находить общий язык с другими детьми, как работать в команде и как справляться с трудностями в отношениях.

Конфликты между детьми дошкольного возраста могут быть полезны, так как предоставляют ребёнку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций. Однако внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.  

Как правильно реагировать на конфликтные ситуации между детьми.

Не спешить с действиями, пока не будет досконально изучена ситуация. Если ребёнок достаточно взрослый и самостоятельный, стоит дать ему возможность справиться своими силами. Но при этом корректно и ненавязчиво предложить свою помощь. Поговорить с ребенком и попробовать его направить на правильный путь решения конфликта.

Выслушать обе стороны, чтобы понять их желания и суть проблемы. Нужно попросить участников спора объяснить свои желания, претензии и переживания. Не нужно сразу винить другого ребенка послушать необходимо обоих, если рядом находились еще дети можно поговорить с ними, но только в присутствии его семьи.

Не оставлять конфликт нерешённым. В конфликтной ситуации нужно переключить внимание детей, дать им остыть и только после этого вернуться к обсуждению проблемы. Постараться понять суть их конфликта.

Не занимать позицию того или иного ребёнка. Взрослый не может быть заинтересованным лицом в конфликте. Даже если это ваш ребенок необходимо точно выстроить цепочку событий и понимать, что в конфликте могут быть виноваты несколько человек.

Дать детям осмыслить происходящее. Нужно задать вопросы, которые заставят детей понять смысл случившегося. Например, «Как можно было избежать спора?», «Что нужно сделать, чтобы каждый получил желаемое и не обиделся?».

После разрешения конфликта обсудить с ребёнком, что он чувствовал, как поступил и что мог бы сделать иначе. Это поможет осмыслить ситуацию и послужит профилактикой детских конфликтов в будущем.

Навыки общения, которые нужно привить ребенку для улучшения его межличностных отношений.

Активное слушание: Умение внимательно слушать других, проявлять интерес к тому, что говорит собеседник. Это включает в себя поддержание зрительного контакта, кивки и короткие комментарии, подтверждающие понимание.

Эмпатия: Способность понимать и чувствовать эмоции других. Учите детей ставить себя на место другого человека, чтобы понять его чувства, что поможет строить более глубокие и прочные связи.

Чёткое выражение мыслей и чувств: Умение выразить свои мысли и чувства словами. Важно, чтобы дети научились говорить о своих желаниях и потребностях, а также о том, что их беспокоит.

Навыки решения конфликтов: Обучение детей распознавать конфликты и находить мирные способы их разрешения, такие как переговоры, компромисс или даже временное прекращение конфликта.

Поддержка и ободрение: Умение поддерживать друзей в трудные моменты, действовать как «друг», который может предложить помощь или поддержку, уметь радоваться успехам других.

Позитивное общение: Обучение детей использовать добрые слова и избегать негативных выражений. Важно прививать уважительное отношение к другим, что помогает создать дружескую атмосферу.

Социальные навыки: Умение видеть и понимать социальные сигналы, такие как мимика, жесты и тон голоса, которые помогают в общении.

Тренинг

Упражнение  «В лучах родительского солнца».

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа  рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?» Например, вы пишете на одном лучике «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», на другом «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», на третьем – «Я добрая» и т.п. (Родители выполняют задание). Давайте поделимся своими  находками с другими родителями.

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Посмотрите,  какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.

 От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная  самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.

Родителям нужно научиться уважать  личность ребенка с малых лет.

Упражнение « Снежинка».

Главное условие упражнения - не смотреть ни на кого и слушать инструкцию.

Перед каждым из вас на столе лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующую инструкцию:

1.Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5.Сложите лист пополам.

6.Оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли?  Нет.  А почему?  Как вы думаете?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.  Дети тоже  все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый ребенок  уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял. Поэтому и подход в воспитании детей должен быть разный, но всегда необходимо относимся к  ребенку, как к личности. Сюда входит, как и поддержка, похвала ребенка, так и предоставление самостоятельности, автономности в действиях.

      Не допустимы в общении с ребенком крик, проявление  агрессии. Такое поведение со стороны  взрослых вызывает у ребенка раздражительность, тревожность, плаксивость, фобии, вредные привычки (грызть ногти, закусывать губу и пр.), сложности взаимодействия с другими значимыми взрослыми и со сверстниками.

Упражнение «Стакан» (пластиковые стаканчики)

Участникам предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ним то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем предлагается вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это - вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище - душа ребенка. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

      Разумное внимание в семье к делам и потребностям ребенка даст ему чувство защищенности, сформирует базовое доверие к окружающему миру и обеспечит нравственное становление личности. У дошкольника сформируются предвосхищающие установки, что и более широкий социальный круг относится к ребенку подобным образом. Так закладывается основа уважительных и продуктивных межличностных отношений.

Рекомендации родителям:

- Регулярно общаться с детьми о дружбе и конфликтах. Говорить с ребенком как конфликты и дружба будет влиять на их жизнь.

-  Объяснять детям, что конфликты — это нормально, и важно уметь их решать. Дать понять, что в конфликте можно спокойно отстоять свою точку зрения применяя аргументы.

- Поощрять детей за успешное разрешение конфликтов и развитие дружеских отношений.

- Поддерживайте детей, когда они учатся мирно общаться и находить друзей.

- Организуйте совместные игры и мероприятия, чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом и строить дружбу.

Итоги собрания

Сегодня мы с вами обсудил проблемы межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Надеюсь вы смогли понять и обсудить как дружба и конфликты влияют на социализацию ребенка.  

Памятка родителям

Что делать при конфликте между детьми:

- Слушайте обе стороны.

- Не вмешивайтесь слишком резко, позволяйте детям сами попробовать решить проблему.

- Обсуждайте их чувства и эмоции.

- Рассказывайте о важности прощения и умения находить общий язык.

Способы развить межличностные навыки у детей:

- Читайте книги о дружбе и сотрудничестве.

- Играйте в игры, требующие командной работы (например, совместные настольные игры).

- Моделируйте хорошие примеры общения в своем поведении (обратите внимание, как вы общаетесь с другими).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема межличностных отношений в группе детей детского сада

Презентация опыта работы, который представляет собой систему по работе с межличностными отношениями в группе детского сада. Показан алгоритм деятельности в структуре работы детского сада по направлени...

Проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития ...

Литература по проблеме формирования межличностных отношений старших дошкольников.

Здесь приведен полный перечень источников, которые были использованы мной при исследовании вопроса формирования межличностных отношений старших дошкольников. Материал может быть полезен не только педа...

Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встреч...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...

Консультация «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы межличностных отношений детей дошкольного возраста»

Консультация  «Социальная адаптация детей дошкольного возраста.Проблемы межличностных отношений детей дошкольного возраста»...