РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЖИВОТНЫХ»
рабочая программа (средняя группа)

Никитина Светлана Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 40 «Русалочка» г. Тамбов

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  Программа по экологии

«Добро пожаловать в мир ЖИВОТНЫХ»

 

для воспитанников 4-7 лет

срок реализации 3 года

(144-216 часов)

 

 

 

                                         Составитель: Никитина Светлана Викторовна,

воспитатель

                                                                

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2024

 

Пояснительная записка.

    Содержание данной программы имеет естественнонаучную направленность.  Программа нацелена на формирование экологических знаний о животном мире, на общее развитие ребёнка: развивает умение наблюдать, выражать свои чувства, мысли, гуманное отношение к живым существам; формирует навыки ухода за обитателями живого уголка, осознанно-правильное отношение к природному окружению.  

        Актуальность  разработки данной программы подтверждается необходимостью воспитания в детях любви, ответственности за участь живых существ, а также отсутствием в условиях школьной среды возможностей  для  изучения и общения с животными.

   Новизна. В основу программы заложен краеведческий принцип, способствующий расширению кругозора детей о родной природе, что повышает ответственность  детей за братьев наших меньших. Практические возможности занятий дают богатейший материал, который может быть использован учащимися на конференциях, конкурсах.

     Занятия зоологией требуют от ребёнка не только мыслить, но и чувствовать, фантазировать. Знания должны сопереживаться воспитанником, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование  отношения к миру.

    Из  всего мира живой природы наиболее эмоционально, ярко, неравнодушно человек воспринимает животных. Знакомство с животными, изучение их поведения рассматриваются в данной программе как наиболее действенный метод формирования отношения к природе.

 Цель программы: знакомство с разнообразием животного мира.

Задачи

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

образо-

ватель-

ная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развива-ющая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспита-тельная

- познакомить воспитанников с многообразием животного мира;

- познакомить с различными средами обитания;

- познакомить воспитанников с правилами и нормами кормления животных;

-познакомить с

растительностью

пресных водоёмов;

- с животными пресных водоёмов;

- познакомить с растительностью леса;

- познакомить с животными леса;

- познакомить воспитанников с кормовыми ресурсами леса;

- познакомить воспитанников с животными луга;

- с животными степи;

-с растительностью луга и степи;

- познакомить с растительным и животным миром культурных ландшафтов;

- охрана природы в России;

 - познакомить воспитанников с Красной книгой Тамбовской области.

- развивать познавательную активность детей;

- сформировать практические умения и интерес к содержанию животных в условиях неволи;

- развивать доброе отношение к животным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- воспитывать чувство коллективизма;

- воспитывать трудолюбие;

- воспитывать любовь к животным;

- воспитывать способность переживания чувства радости и удовольствия от общения с животными.

- познакомить воспитанников с наукой зоология;

- познакомить детей, как животные приспособились к различным средам обитания;

- познакомить с болезнями животных; уходом за больными животными;

- сформировать знания о животных моря;

- знание морских животных в жизни человека;

- сформировать знания о животных суши;

- познакомить детей с типами лесов;

- познакомить с животными наших лесов, занесённых в Красную книгу;

- познакомить воспитанников с растения и животными пустыни;

- сформировать знания о различных птицах;

- познакомить воспитанников с понятием экология.

 

 

 

- развивать способности воспитанников в области биологии;

- развивать способности детей в приобретении опыта эмоционального общения с животными;

- сформировать навыки по наблюдению и содержанию животных  в неволе;

- развивать процесс самопознания и самовыражения;

- развивать умение анализировать структуру объектов природы.

 

 

 

 

 

 

 

- воспитывать коммуникативные качества путём вовлечения в массовые мероприятия;

- воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к своим товарищам;

- воспитывать экологическую культуру.

- сформировать знания о представителях животных Европы;

- сформировать знания о представителях животных Азии;

- сформировать знания о представителях животных Северной Америки;

- сформировать знания о представителях животных Южной Америки;

 

- сформировать знания о представителях животных Африки;

- сформировать знания о животных Австралии;

- сформировать знания о животных Антарктиды;

- сформировать знания о животных природных зон России;

- углубить и расширить знания о редких и исчезающих животных.

 

 

 

 

 

 

 

- развивать умения проводить самостоятельные наблюдения за животными зооуголка и в природе, делать выводы и заключения на основе этих наблюдений;

- развивать творческую активность, умение работать со справочной и специальной литературой;

- развивать процесс самопознания и самовыражения через создание ситуации успеха;

- развивать потребность расширения своих знаний и превращения их в способы практической деятельности.

 

- воспитывать чувства ответственности за сохранение и воспроизводство редких видов животных;

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам;

- воспитывать любознательность, самостоятельность

     

     Данная программа является модифицированной, за основу взята типовая программа («Кружок зоологов»//Сборник программ «Исследователи природы», М.: «Просвещение», 1983 г.). Отличие от типовой программы заключается в расширении изучаемого материала и увеличении срока реализации.    Содержание программы способствует всестороннему развитию личности, являясь стимулом к приобретению новых знаний. В основу программы положен экологический принцип, который предусматривает не только изучение животных, но и взаимосвязь с окружающей средой, формирует экологическое мировоззрение.

     Программа ориентирована на детей 3-6 лет, рассчитана на три года обучения: первый и второй год – 144 часа (по 2 часа 2 раза в неделю);   третий год обучения – 216 часов (по 2 часа 3 раза в неделю).

      Формы подведения итогов: подготовка докладов, проектов, учебно - исследовательских работ, тестирование, проведение игр, викторин, аттестация.

 Требования к результатам обучения по программе «Добро пожаловать в мир животных»

Личностные  результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
       Метапредметные результаты:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, 2) умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках);

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
       Предметные результаты.

  • в познавательной (интеллектуальной) сфере:  представителей животного мира различных сред обитания;     особенности и приспособления  животных к условиям жизни;    болезни животных;     представителей морских  животных;      животных суши;  о деятельности человека в сфере охраны природы;
  • в ценностно-ориентационной сфере:  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • в сфере трудовой деятельности:  знание и соблюдение правил работы в кабинете зоологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
  • в сфере физической деятельности: способы  размножения  домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
  • в эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikitina_s.v._dobro_pozhalovat_v_mir_zhivotnyhh_programma.doc548.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 40 «Русалочка» г. Тамбов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЖИВОТНЫХ»

для воспитанников 4-7 лет

срок реализации 3 года

(144-216 часов)

Составитель: Никитина Светлана Викторовна,

воспитатель

Тамбов 2024

Пояснительная записка.

Содержание данной программы имеет естественнонаучную направленность. Программа нацелена на формирование экологических знаний о животном мире, на общее развитие ребёнка: развивает умение наблюдать, выражать свои чувства, мысли, гуманное отношение к живым существам; формирует навыки ухода за обитателями живого уголка, осознанно-правильное отношение к природному окружению.

Актуальность разработки данной программы подтверждается необходимостью воспитания в детях любви, ответственности за участь живых существ, а также отсутствием в условиях школьной среды возможностей для изучения и общения с животными.

Новизна. В основу программы заложен краеведческий принцип, способствующий расширению кругозора детей о родной природе, что повышает ответственность детей за братьев наших меньших. Практические возможности занятий дают богатейший материал, который может быть использован учащимися на конференциях, конкурсах.

Занятия зоологией требуют от ребёнка не только мыслить, но и чувствовать, фантазировать. Знания должны сопереживаться воспитанником, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование отношения к миру.

Из всего мира живой природы наиболее эмоционально, ярко, неравнодушно человек воспринимает животных. Знакомство с животными, изучение их поведения рассматриваются в данной программе как наиболее действенный метод формирования отношения к природе.

Цель программы: знакомство с разнообразием животного мира.

Задачи

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

образо-

ватель-

ная

развива-ющая

воспита-тельная

- познакомить воспитанников с многообразием животного мира;

- познакомить с различными средами обитания;

- познакомить воспитанников с правилами и нормами кормления животных;

-познакомить с

растительностью

пресных водоёмов;

- с животными пресных водоёмов;

- познакомить с растительностью леса;

- познакомить с животными леса;

- познакомить воспитанников с кормовыми ресурсами леса;

- познакомить воспитанников с животными луга;

- с животными степи;

-с растительностью луга и степи;

- познакомить с растительным и животным миром культурных ландшафтов;

- охрана природы в России;

- познакомить воспитанников с Красной книгой Тамбовской области.

- развивать познавательную активность детей;

- сформировать практические умения и интерес к содержанию животных в условиях неволи;

- развивать доброе отношение к животным.

- воспитывать чувство коллективизма;

- воспитывать трудолюбие;

- воспитывать любовь к животным;

- воспитывать способность переживания чувства радости и удовольствия от общения с животными.

- познакомить воспитанников с наукой зоология;

- познакомить детей, как животные приспособились к различным средам обитания;

- познакомить с болезнями животных; уходом за больными животными;

- сформировать знания о животных моря;

- знание морских животных в жизни человека;

- сформировать знания о животных суши;

- познакомить детей с типами лесов;

- познакомить с животными наших лесов, занесённых в Красную книгу;

- познакомить воспитанников с растения и животными пустыни;

- сформировать знания о различных птицах;

- познакомить воспитанников с понятием экология.

- развивать способности воспитанников в области биологии;

- развивать способности детей в приобретении опыта эмоционального общения с животными;

- сформировать навыки по наблюдению и содержанию животных в неволе;

- развивать процесс самопознания и самовыражения;

- развивать умение анализировать структуру объектов природы.

- воспитывать коммуникативные качества путём вовлечения в массовые мероприятия;

- воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к своим товарищам;

- воспитывать экологическую культуру.

- сформировать знания о представителях животных Европы;

- сформировать знания о представителях животных Азии;

- сформировать знания о представителях животных Северной Америки;

- сформировать знания о представителях животных Южной Америки;

- сформировать знания о представителях животных Африки;

- сформировать знания о животных Австралии;

- сформировать знания о животных Антарктиды;

- сформировать знания о животных природных зон России;

- углубить и расширить знания о редких и исчезающих животных.

- развивать умения проводить самостоятельные наблюдения за животными зооуголка и в природе, делать выводы и заключения на основе этих наблюдений;

- развивать творческую активность, умение работать со справочной и специальной литературой;

- развивать процесс самопознания и самовыражения через создание ситуации успеха;

- развивать потребность расширения своих знаний и превращения их в способы практической деятельности.

- воспитывать чувства ответственности за сохранение и воспроизводство редких видов животных;

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам;

- воспитывать любознательность, самостоятельность

Данная программа является модифицированной, за основу взята типовая программа («Кружок зоологов»//Сборник программ «Исследователи природы», М.: «Просвещение», 1983 г.). Отличие от типовой программы заключается в расширении изучаемого материала и увеличении срока реализации. Содержание программы способствует всестороннему развитию личности, являясь стимулом к приобретению новых знаний. В основу программы положен экологический принцип, который предусматривает не только изучение животных, но и взаимосвязь с окружающей средой, формирует экологическое мировоззрение.

Программа ориентирована на детей 3-6 лет, рассчитана на три года обучения: первый и второй год – 144 часа (по 2 часа 2 раза в неделю); третий год обучения – 216 часов (по 2 часа 3 раза в неделю).

Формы подведения итогов: подготовка докладов, проектов, учебно - исследовательских работ, тестирование, проведение игр, викторин, аттестация.

Требования к результатам обучения по программе «Добро пожаловать в мир животных»

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, 2) умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках);

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты.

  • в познавательной (интеллектуальной) сфере: представителей животного мира различных сред обитания; особенности и приспособления животных к условиям жизни; болезни животных; представителей морских животных; животных суши; о деятельности человека в сфере охраны природы;
  • в ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • в сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете зоологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
  • в сфере физической деятельности: способы размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
  • в эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

2

2

1.

Связь животных со средой обитания

18

8

10

Понятия о среде обитания.

2

Различные среды обитания.

2

Биотические, абиотические, антропогенные факторы

2

Факторы внешней среды.

2

Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в условиях среды

2

Почему кузнечик зелёный?

2

Правила содержания животных зооуголка.

2

Наблюдение за животными в неволе.

2

Животные и среда обитания

2

2.

Обитатели водной среды

42

20

22

Понятие пресного водоёма.

2

Красота водной глади.

2

Растительность пресных водоёмов.

2

Какие они – эти растения?

2

Животные пресных водоемов

2

Приспособления животных к условиям водной среды

2

Простейшие

2

Самые простые.

2

Моллюски.

2

Определение видового разнообразия моллюсков.

2

Насекомые.

2

Представители класса Насекомые.

2

Ракообразные.

2

Речной рак.

2

Рыбы пресных водоемов

2

Рыбы.

2

Класс земноводных.

2

Жабы, лягушки, тритоны.

2

Водные млекопитающие.

2

Взаимосвязь живых организмов водоема.

2

Богатый мир водоёма.

2

3.

Лес как среда обитания животных

26

14

12

Леса России

2

Растительность леса

2

Особенности и специализация животных, связанных с лесом

2

Чей дом лучше?

2

Птицы леса.

2

Млекопитающие леса.

2

Миграция и спячка животных.

2

Умеют ли разговаривать животные.

2

Рассказы о животных.

2

Роль животных в жизни леса

2

Кормовые ресурсы леса

2

Промысловые животные

2

В гости к Берендею

2

4.

Животные – обитатели луга и степи

12

6

6

Луг, как естественная среда обитания животных

2

Экосистема луга.

2

Степь, как среда обитания животных

2

Экосистема степи.

2

Влияние хозяйственной деятельности человека на флору и фауну степи

2

Кто они?

2

5.

Растительный и животный мир культурных ландшафтов

14

8

6

Виды культурных ландшафтов.

2

Определение растений поля, сада, огорода.

2

Животный мир культурных ландшафтов

2

Насекомые.

2

Птицы.

2

Млекопитающие.

2

Угадай-ка!

2

6.

Человек и животный мир. Охрана природы

26

10

16

Охрана природы в России.

2

Заповедные места.

2

Насекомые – краснокнижники.

2

Красота полёта.

2

Птицы – краснокнижники.

2

Птицы.

2

Млекопитающие – краснокнижники.

2

Млекопитающие – краснокнижники.

2

Человек и животный мир

2

Умники и умницы

2

Краснокнижники на УОУ ДЭБЦ.

4

Моя Красная книга.

2

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

144

70

74

Содержание программы (первый год обучения).

Введение. Введение в программу. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности Выявление уровня подготовленности воспитанников для обучения по образовательной программе.

Раздел 1. Связь животных со средой обитания.

Теория. Понятие о среде обитания. Раскрыть понятие «среда обитания». Физическая и биологическая среда обитания животных.

Практика. Различные среды обитания (работа с дидактическими карточками).

Теория. Биотические, абиотические, антропогенные факторы среды.

Практика. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных (составление таблицы).

Теория. Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в условиях среды. Приспособления одних видов к другим.

Практика. Конкурс рисунков «Почему кузнечик зеленый?»

Теория. Правила содержания животных зооуголка. Пищевой рацион животных зооуголка.

Практика. Наблюдение за животными в неволе, описание внешнего вида, условий содержания животных в неволе.

Практика. Тестирование «Животные и среда обитания».

Раздел 2. Обитатели водной среды.

Теория. Понятие пресного водоема. Виды водоемов.

Практика. Красота водной глади. Конкурс рисунков и поделок.

Теория. Растительность пресных водоемов.

Практика. Игра – путешествие «Какие они-эти растения?».

Теория. Животные пресных водоёмов.

Практика. Приспособления животных к условиям водной среды. Закладка опыта по разведению простейших организмов.

Теория. Простейшие. Общая характеристика.

Практика. Самые простые. Отображение в рисунке представителей типа простейшие. Результат опыта.

Теория. Моллюски. Общая характеристика.

Практика. Определение видового разнообразия моллюсков. Работа с коллекционным материалом.

Теория. Насекомые. Общая характеристика.

Практика. Представители класса Насекомые.

Теория. Ракообразные. Общая характеристика.

Практика. Речной рак –самый известный представитель местной фауны.

Теория. Рыбы пресных водоёмов.

Практика. Игра- викторина «Рыбы»

Теория. Класс земноводных. Общая характеристика.

Практика. Жабы, лягушки, тритоны. Представители класса земноводных.

Теория. Водные млекопитающие. Общая характеристика.

Практика. Взаимосвязь живых организмов водоёма. Моделирование цепей питания.

Практика. Зоо-викторина «Богатый мир водоема».

Раздел 3. Лес как среда обитания животных.

Теория. Леса России (лиственные, хвойные, смешанные).

Практика. Растительность леса. Игра.

Теория. Особенности и специализация животных, связанных с лесом.

Практика. Чей дом лучше.

Теория. Птицы леса.

Теория. Млекопитающие леса.

Практика. Миграция и спячка животных.

Теория. Умеют ли разговаривать животные. Способы передачи информации у животных.

Практика. Рассказы о животных. Чтение рассказов о животных. Авторы: Бианки, Чарушин и т.д.

Теория. Роль животных в жизни леса.

Практика. Кормовые ресурсы леса.

Теория. Промысловые животные. Общая характеристика.

Практика. Игра-путешествие «В гости к Берендею».

Раздел 4. Животные-обитатели луга и степи.

Теория. Луг, как естественная среда обитания. Животный и растительный мир луга.

Практика. Реализация проекта «Экосистема луга».

Теория. Степь, как среда обитания. Животный и растительный мир степи.

Практика. Реализация проекта «Экосистема степи».

Теория. Влияние хозяйственной деятельности человека на флору и фауну степи и луга.

Практика. Поле чудес « Кто они?»

Раздел 5. Растительный и животный мир культурных ландшафтов.

Теория. Виды культурных ландшафтов: поле, сад, огород.

Практика. Определение растений поля, сада и огорода.

Теория. Животный мир культурных ландшафтов.

Практика. Насекомые. Работа с дидактическими карточками.

Теория. Птицы. Общая характеристика.

Теория. Млекопитающие. Общая характеристика.

Практика. Игра «Угадай-ка».

Раздел 6. Человек и животный мир. Охрана природы.

Теория. Охрана природы в России.

Практика. Просмотр видеофильма «Заповедные места».

Теория. Насекомые – краснокнижники.

Практика. Красота полёта. Конкурс рисунков.

Теория. Птицы - краснокнижники.

Практика. Дидактическая игра «Птицы»

Теория. Млекопитающие - краснокнижники.

Практика. Выступление детей с сообщениями по теме «Млекопитающие - краснокнижники».

Теория. Человек и животный мир.

Практика. Игра «Умники и умницы».

Экскурсия. Краснокнижники на УОУ Экоцентр.

Практика. Моя Красная книга. Отображение в рисунке краснокнижных видов.

Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов работы за год.

Практика. Промежуточная аттестация.

В результате обучения по данной программе воспитанники 1 года обучения должны:

знать:

  • представителей животного мира различных сред обитания;
  • особенности и приспособления

животных к условиям жизни; различать и определять видовой

  • растительность пресных вод;
  • обитателей водной среды;
  • значение животных в жизни человека;
  • о деятельности человека в сфере охраны природы
  • животных зооуголка. животными в неволе.

уметь:

  • вести видовой учёт флоры и фауны;
  • составлять списки животных в изучаемой среде;
  • различать и определять видовой состав определённого биоценоза;
  • определять животных по семействам
  • определять животных с помощью дидактических карточек;
  • проводить наблюдения за животными в неволе.

Учебно-тематический план (2 год обучения).

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение.

2

2

1.

Раздел. Зоология как наука.

6

2

4

Зоология как наука

2

Значение животных в природе.

2

Значение животных для человека.

2

2.

Связь животных со средой обитания.

14

6

8

Приспособления животных к различным средам обитания.

2

Животные в неволе.

2

Значение среды обитания для жизни животных.

2

Зооуголок

2

Болезни животных.

2

Мы помогаем животным.

2

Будем здоровы!

2

3.

Жизнь в море.

26

16

10

Характеристика морских животных.

2

Простейшие организмы (зоопланктон)

2

Головоногие моллюски.

2

Осьминоги. Кальмары.

2

Актинии-морские кишечнополостные.

2

Медузы.

2

Хрящевые рыбы. Общая характеристика.

2

Акулы.

2

Скаты.

2

Морские млекопитающие. Общая характеристика.

2

Китообразные.

2

Ластоногие.

2

Морские жители

2

4.

Животные, избравшие сушу

18

8

10

Характеристика животных на суше.

2

Влияние покровительственной окраски на жизнь животных суши

2

Самые маленькие.

2

Самый большой на суше.

2

Самый высокий зверь.

2

Самые полосатые.

2

Самый сильный. Самый быстрый.

2

Загадочные животные.

2

По миру животных

2

5.

Лес как среда обитания животных.

16

6

10

Этажи леса.

2

Влияние ярусности леса на жизнь животных. Приспособление животных к жизни леса.

2

Разнообразие лесных обитателей.

2

Промысловые животные леса.

2

Взаимоотношения между животными.

2

Животные лесов, занесённые в Красную книгу Тамбовской области

2

Путешествие по Красной книге.

2

Кто в лесу живёт, что в лесу растёт.

2

6

Животные пустыни

26

10

16

Общая характеристика пустынь

2

Растения пустынь

2

Животные пустынь

2

Класс пресмыкающиеся.

2

Змеи. Ящерицы.

2

Черепахи. Крокодилы.

2

Отряд грызуны.

2

Суслики

2

Хомяки.

2

Тушканчики

2

Мозоленогие.

2

Копытные.

2

Обитатели пустынь

2

7.

Их стихия – небо.

26

12

14

Общая характеристика класса Птицы.

2

Птицы леса.

2

Наземно-древесные птицы.

2

Отряд ракшеобразных.

2

Семейство врановые.

2

Ворона. Сорока. Грач.

2

Хищные птицы.

2

Дневные хищные птицы.

2

Ночные хищные птицы.

2

Птицы, добывающие корм в воздухе.

2

Что за птица? Чьё это перо?

2

Домашние птицы.

2

Угадай-ка

2

8.

Основы экологии.

8

2

6

Предмет и задачи экологии

2

Влияние экологических факторов на животных.

2

Влияние экологических факторов на растения.

2

Этот мир придуман не нами.

2

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

64

80

Содержание программы (второй год обучения).

Введение. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 1. Зоология как наука.

Теория. Зоология как наука.

Практика. Значение животных в природе.

Практика. Значение животных для человека.

Раздел 2. Связь животных со средой обитания.

Теория. Приспособления животных к различным средам обитания.

Практика. Животные в неволе. Экскурсия в Экоцентр.

Теория. Значение среды обитания для жизни животных.

Практика. Зооуголок. Игра-викторина.

Теория. Болезни животных. Наиболее часто встречающиеся болезни животных, которые содержатся в живых уголках и домашних условиях.

Практика. Мы помогаем животным. Защита проекта.

Практика. Викторина «Будем здоровы».

Раздел 3. Жизнь в море.

Теория. Характеристика морских животных. Общая характеристика животных моря.

Теория. Простейшие организмы (зоопланктон).

Теория. Головоногие моллюски. Общая характеристика.

Практика. Осьминоги. Кальмары. Выступления с сообщениями по данной теме.

Практика. Актинии-морские кишечнополостные. Причудливые вазы.

Теория. Медузы. Поле – чудес «В мире интересного».

Теория. Хрящевые рыбы. Общая характеристика.

Практика. Акулы. Просмотр видеофильма.

Теория. Скаты.

Практика. Морские млекопитающие. Общая характеристика. Отображение в рисунке морских видов.

Теория. Китообразные. Древние киты, усатые (или беззубые) и зубатые киты .

Теория. Ластоногие. Морские львы. Тюлени. Морские слоны. Моржи. Отображение в рисунке данных видов морских животных.

Практика. Викторина «Морские жители».

Раздел 4. Животные, избравшие сушу.

Теория. Характеристика животных на суше.

Практика. Влияние покровительственной окраски на жизнь животных суши.

Теория. Самые маленькие. Землеройка. Бурозубка.

Практика. Самый большой на суше (слон).

Теория. Самый высокий зверь (жираф).

Практика. Самые полосатые. Зебры.

Практика. Самый сильный (лев). Самый быстрый (гепард).

Теория. Загадочные животные. Представители животного мира с интересными фактами в природе.

Практика. Игра «По миру животных».

Раздел 5. Лес как среда обитания животных.

Теория. Этажи леса.

Практика. Влияние ярусности леса на жизнь животных. Приспособление животных к жизни леса.

Практика. Разнообразие лесных обитателей.

Теория. Промысловые животные леса.

Практика. Взаимоотношения между животными.

Теория. Животные лесов, занесённые в Красную книгу Тамбовской области.

Практика. Путешествие по Красной книге. Проект.

Практика. Викторина «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт».

Раздел 6. Животные пустыни.

Теория. Общая характеристика пустынь.

Практика. Растения пустынь.

Практика. Животные пустынь.

Теория. Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика.

Практика. Змеи. Ящерицы. Конкурс рисунков.

Практика. Черепахи. Крокодилы. Составление и решение кроссворда. Составление пазлов по теме.

Теория. Отряд грызуны. Общая характеристика.

Практика. Суслики. Составление таблицы «Польза или вред?»

Практика. Хомяки. Наблюдение за суточной активностью хомяка.

Практика. Тушканчики. Поле чудес.

Теория. Мозоленогие. Что мы знаем о верблюдах? Выпуск стенгазеты.

Теория. Копытные. Общая характеристика.

Практика. Поле чудес «Обитатели пустынь».

Раздел 7. Их стихия – небо.

Теория. Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения. Приспособление к полёту. Кочёвки и перелёты. Гнездование.

Практика. Птицы леса. Отряд дятлы. Особенности строения. Приспособления к добыванию пищи. Зарисовка клюва и пальцев ног.

Теория. Наземно-древесные птицы. Пищухи, поползни.

Практика. Отряд ракшеобразных. Общая характеристика. Способы питания.

Практика. Семейство врановые. Общая характеристика. Работа с дидактическими карточками.

Теория. Ворона. Сорока. Грач. Использование художественного слова. Рассказы: Пришвина, Бианки, Акимушкина.

Теория. Хищные птицы. Общая характеристика. Распространение.

Практика. Дневные хищные птицы. Общая характеристика. Особенности строения.

Практика. Ночные хищные птицы. Общая характеристика. Особенности строения

Теория. Птицы, добывающие корм в воздухе. Ласточки. Стрижи. Составь и отгадай.

Практика. Что за птица? Чьё это перо? Работа с дидактическими карточками и рисунками. Распознавание птиц по окраске пера и наоборот.

Теория. Домашние птицы. Куры. Гуси. Утки. Индюки и индюшки. Зарисовка по трафаретам.

Практика. Игра «Угадай – ка».

Раздел 8. Основы экологии.
Теория.
Предмет и задачи экологии.

Практика. Влияние экологических факторов на животных.

Практика. Влияние экологических факторов на растения.

Практика. Конкурс рисунков «Этот мир придуман не нами».

Итоговое занятие.

Практика. Подведение итогов за год.

Промежуточная аттестация.

В результате обучения по данной программе воспитанники

2 года обучения должны:

знать:

  • зоологию как науку;
  • болезни животных;
  • уход и лечение больных животных;
  • представителей морских животных;
  • животных суши;
  • типы лесов, приспособления обитателей животных к жизни леса;
  • животных пустыни;
  • представителей класса Птицы;
  • основы экологии. - различать типы лесов;

уметь:

  • уметь ориентироваться по учебной литературе по представителям различных животных;
  • составлять пищевые цепи;
  • самостоятельно работать с определителями;
  • составлять пищевой рацион
  • и производить кормление животных зооуголка под руководством педагога;
  • различать животных, жизнь которых связана с сушей;
  • различать типы лесов;
  • различать птиц леса, парка, домашних птиц.

Учебно-тематический план (3 год обучения).

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение.

2

2

1.

Животные Европы.

28

12

16

Природные зоны Европы

2

Поведение животных.

2

Животные арктических пустынь, тундры и лесотундры.

2

В мире животных.

2

Животные тайги, смешанных и широколиственных лесов.

2

Условия жизни.

2

Животные степей и лесостепей.

2

Разделение животных по способу питания.

2

Животные области высотной поясности.

2

В высоте.

2

Животные Европы.

2

Путешествие по Европе.

2

Мир Европы.

2

Угадай животное по описанию.

2

2.

Животные Азии.

26

10

16

Природные зоны Азии.

2

Поведение животных.

2

Животные тайги и смешанного леса.

2

Составление и отгадывание ребусов.

2

Животные степи и лесостепи; пустыни и полупустыни, саванны.

2

Этот мир.

2

Животные вечнозелёных и влажных тропических лесов.

2

Разделение животных по способу питания.

2

Мир животных леса.

2

Животные области высотной поясности.

2

Мир Азии.

2

Путешествие по Азии.

2

Среди животных.

2

3.

Раздел. Животные Северной Америки.

24

10

14

Природные зоны Северной Америки.

2

Поведение животных.

2

Животные арктических пустынь, тундры и лесотундры.

2

В мире холода.

2

Животные тайги, смешанных и широколиственных лесов.

2

Составление списка животных данного региона.

2

Животные степи, лесостепи, полупустыни и пустыни, вечнозелёных лесов.

2

Разделение животных по способу питания.

2

Животные области высотной поясности.

2

Мир Северной Америки.

2

Путешествие по Северной Америке.

2

Животные и растения.

2

4.

Животные Южной Америки.

24

10

14

Природные зоны Южной Америки.

2

Составление списка животных данного региона.

2

Животные пустыни и полупустыни.

2

Поведение животных.

2

Животные области высотной поясности.

2

Разделение животных по способу питания.

2

Кто лишний?

2

Животные степей, смешанных лесов, экваториальных лесов, саванн, вечнозелёных лесов.

2

В мире животных.

2

Мир Южной Америки.

2

Путешествие по Южной Америке.

2

Этот удивительный мир.

2

5.

Животные Африки.

26

10

16

Природные зоны Африки.

2

Составление списка животных данного региона.

2

Животные вечнозелёных лесов, пустынь и полупустынь.

2

В пустыне.

2

Животные саванн, редколесий, области высотной поясности.

2

Поведение животных.

2

Разделение животных по способу питания.

2

Животные влажных, экваториальных и переменно-влажных лесов.

2

Интересная жизнь.

2

Растительный мир Африки.

2

Каковы они, растения Африки?

2

Путешествие по Африке.

2

Животные и растения Африки.

2

6.

Животные Австралии.

18

8

10

Природные зоны Австралии.

2

Составление списка животных данного региона.

2

Животные саванн и редколесий, пустыни и полупустыни.

2

Поведение животных.

2

Животные лесов.

2

Животный мир Австралии.

2

Мир Австралии.

2

Путешествие по Австралии.

2

Животные Австралии.

2

7.

Раздел. Животные Антарктиды.

14

6

8

Особенности животного мира ледяного континента.

2

Составление списка животных данного региона

2

Звери.

2

Составление ребусов.

2

Птицы.

2

Мир Антарктиды.

2

Попробуй, отгадай

2

8.

Животные природных зон России.

28

14

14

Природные зоны России.

2

Составление списка животных данного региона.

2

Животные крайнего севера и тундры.

2

Разделение животных по способу питания.

2

Поведение животных.

2

Животные лесной полосы.

2

Разделение животных по способу питания.

2

Животные степи и пустыни.

2

Животные субтропических лесов.

2

Выявление видового состава леса

2

Животный и растительный мир.

2

Животные области высотной поясности

2

Путешествие по России.

2

Мир природы

2

9

Редкие и исчезающие животные.

22

10

12

Млекопитающие.

2

Представители млекопитающих.

2

Птицы.

2

Представители класса птиц.

2

Земноводные.

2

Представители класса земноводных

2

Насекомые.

2

Представители класса насекомые.

2

Исчезающий мир.

2

Красная книга.

2

Красная книга Тамбовской области.

2

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

216

94

122

Содержание программы (третий год обучения).

Введение. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 1. Животные Европы.

Теория. Природные зоны Европы. Общая характеристика.

Практика. Поведение животных. Определение особенностей поведения животных, жизнь которых связана с различными природными зонами. Работа с дидактическими карточками.

Теория. Животные арктических пустынь, тундры и лесотундры (лемминг, северный олень, белый медведь, полярная гагара, белая сова, белая куропатка, песец). Общая характеристика.

Практика. Викторина «В мире животных»

Теория. Животные тайги, смешанных и широколиственных лесов (соболь, росомаха, барсук, бурый медведь, рысь, свиристель, хорь, лось, кабан, олень, зубр).

Практика. Условия жизни. Описание условий жизни животных. Составление таблицы.

Теория. Животные степей и лесостепей (лань, испанская рысь, лисица, олень, кабан, сурок, хомяк, тушканчик, степной орёл, дрофа). Общая характеристика животных.

Практика. Разделение животных по способу питания, в зависимости от проживания в том или ином регионе.

Теория. Животные области высотной поясности (горные козлы, альпийский сурок, горные бараны, улар). Общая характеристика.

Практика. Поле чудес «В высоте»

Теория. Животные Европы. Круглый стол.

Практика. Путешествие по Европе. Представление проекта.

Практика. Мир Европы. Конкурс рисунков.

Практика. Игра «Угадай животное по описанию».

Раздел 2. Животные Азии.

Теория. Природные зоны Азии. Общая характеристика.

Практика. Поведение животных. Определение особенностей поведения животных, жизнь которых связана с различными природными зонами.

Теория. Животные тайги и смешанного леса (бурый медведь, рысь, лось, бурундук, горностай, соболь, глухарь, белка)

Практика. Составление и отгадывание ребусов.

Теория. Животные степи и лесостепи, пустыни и полупустыни, саванны (верблюды, сурок, суслик, хомяк, тушканчик, дрофа, фламинго, кобра, степная гадюка).

Практика. Поле чудес «Этот мир»

Теория. Животные вечнозелёных и влажных тропических лесов (индийский слон, носорог, буйвол, лань, антилопа, марал, индийская кобра, крокодилы, гиббон, орангутанг).

Практика. Разделение животных по способу питания, в зависимости от проживания в том или ином регионе.

Практика. Викторина «Мир животных леса»

Теория. Животные области высотной поясности (гималайский медведь, як).

Практика. «Мир Азии». Конкурс рисунков.

Практика. Путешествие по Азии. Представление проекта.

Практика. Викторина «Среди животных».

Раздел 3. Животные Северной Америки.

Теория. Природные зоны Северной Америки. Общая характеристика.

Практика. Поведение животных. Определение особенностей поведения животных, жизнь которых связана с различными природными зонами.

Теория. Животные арктических пустынь, тундры и лесотундры (белый медведь, морж, тюлени, северный олень).

Практика. Викторина «В мире холода».

Теория. Животные тайги, смешанных и широколиственных лесов (барибал, гризли, енот, росомаха, олень-вапити, рысь, лисица, канадский бобр, американская норка, опоссум).

Практика. Составление списка животных данного региона. Оформление таблицы.

Теория. Животные степи, лесостепи, полупустыни и пустыни, вечнозелёных лесов (муравьед, бизон, луговая собачка, койот, мексиканский сокол, карликовая лисица, пеликан, аллигатор).

Практика. Разделение животных по способу питания, в зависимости от проживания в том или ином регионе).

Теория. Животные области высотной поясности (индейка, кондор, снежная коза, пума, ягуар).

Практика. «Мир Северной Америки». Конкурс рисунков.

Практика. Путешествие по Северной Америке. Представление проекта.

Практика. Игра - путешествие «Животные и растения».

Раздел 4. Животные Южной Америки.

Теория. Природные зоны Южной Америки. Общая характеристика.

Практика. Составление списка животных данного региона.

Теория. Животные пустыни и полупустыни (шиншилла, слоновая черепаха).

Практика. Поведение животных. Определение особенностей поведения животных, жизнь которых связана с различными природными зонами.

Теория. Животные области высотной поясности (лама, горный тапир, пума, кондор, магелланов пингвин, очковый медведь).

Практика. Разделение животных по способу питания, в зависимости от проживания в том или ином регионе.

Практика. «Кто лишний?» Игра.

Теория. Животные степей, смешанных лесов, экваториальных лесов, саванн, вечнозелёных лесов.

Практика. Игра «В мире животных». Работа с дидактическими карточками.

Теория. Мир Южной Америки. Конкурс рисунков.

Практика. Путешествие по Южной Америке. Представление проекта.

Практика. Викторина «Этот удивительный мир».

Раздел 5. Животные Африки.

Теория. Природные зоны Африки. Общая характеристика.

Практика. Составление списка животных данного региона.

Теория. Животные вечнозелёных лесов, пустынь и полупустынь (одногорбый верблюд, антилопы, фенек, леопард, полосатая гиена, очковый пингвин, газель).

Практика. Поле чудес «В пустыне».

Теория. Животные саванн, редколесий, области высотной поясности (африканский слон, чёрный носорог, буйвол, гепард, жираф, пятнистая гиена, лев, бегемот, лев, бегемот, зебра, павиан, горная горилла, гривистый баран, страус, марабу, крокодилы).

Практика. Поведение животных. Определение особенностей поведения животных, жизнь которых связана с различными природными зонами.

Практика. Разделение животных по способу питания.

Теория. Животные влажных экваториальных и переменно-влажных лесов (буйвол, леопард, карликовый бегемот, лемур, горилла, шимпанзе, птица-носорог, хамелеон).

Практика. «Интересная жизнь». Конкурс рисунков.

Теория. Растительный мир Африки. Общая характеристика растений данного региона.

Практика. Каковы они, растения Африки? Конкурс рисунков.

Практика. Путешествие по Африке. Представление проекта.

Практика. Кроссворд «Животные и растения Африки».

Раздел 6. Животные Австралии.

Теория. Природные зоны Австралии. Общая характеристика.

Практика. Составление списка животных данного региона.

Теория. Животные саванн и редколесий, пустыни и полупустыни (кенгуру, динго, коала, сумчатый муравьед, утконос, ехидна, гребнистый крокодил, эму).

Практика. Поведение животных. Определение особенностей поведения животных, жизнь которых связана с различными природными зонами.

Теория. Животные лесов (древесный кенгуру, тасманский дьявол, вомбат, шалашник, казуар, киви, лирохвост).

Практика. Игра-лото «Животный мир Австралии»

Практика. Мир Австралии. Конкурс рисунков.

Теория. Путешествие по Австралии. Представление проекта.

Практика. Игра «Животные Австралии».

Раздел 7. Животные Антарктиды.

Теория. Особенности животного мира ледяного континента.

Практика. Составление списка животных данного региона.

Теория. Звери: тюлень-крабоед, тюлень Росса, морской леопард, морской лев.

Практика. Составление ребусов.

Теория. Птицы: альбатрос, буревестник, поморник.

Практика. Мир Антарктиды. Конкурс рисунков.

Практика. Викторина «Попробуй, отгадай».

Раздел 8. Животные природных зон России.

Теория. Природные зоны России. Общая характеристика.

Практика. Составление списка животных данного региона.

Теория. Животные крайнего севера и тундры (белый медведь, тюлень, волк, песец, морж, северный олень, лемминг)

Практика. Разделение животных по способу питания, в зависимости от проживания в том или ином регионе.

Практика. Поведение животных. Определение особенностей поведения животных.

Теория. Животные лесной полосы (лось, бурый медведь, марал, кабан, тигр, пятнистый олень, волк, лиса, рысь, росомаха, куница, соболь, заяц, белка, бурундук).

Практика. Разделение животных по способу питания. Лесная полоса.

Теория. Животные степи и пустыни (сайгак, корсак, ушастый ёж, хомяк, тушканчик, суслик, камышовый кот).

Теория. Животные субтропических лесов. (косуля, рысь, кабарга).

Практика. Выявление видового состава леса.

Практика. Животный и растительный мир. Круглый стол.

Теория. Животные области высотной поясности (горный кабан, горные козлы, ирбис, серна)

Практика. Путешествие по России. Работа с картой.

Практика. Игра – путешествие «Мир природы».

Раздел 9. Редкие и исчезающие животные.

Теория. Млекопитающие. Общая характеристика.

Практика. Представители млекопитающих. Составление списка млекопитающих.

Теория. Птицы. Общая характеристика.

Практика. Представители класса птиц. Составление списка птиц.

Теория. Земноводные. Общая характеристика.

Практика. Представители класса земноводных. Составление списка земноводных.

Теория. Насекомые. Общая характеристика.

Практика. Представители класса насекомые. Составление списка насекомых.

Практика. Исчезающий мир. Конкурс рисунков.

Теория. Красная книга. Пути сохранения животных.

Практика. Викторина «Красная книга Тамбовской области».

Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов работы за год.

Практика. Итоговая аттестация.

В результате обучения по данной программе воспитанники

3 года обучения должны:

знать:

  • животных Европы;
  • животных Азии;
  • животных Северной Америки;
  • животных Южной Америки;
  • животных Африки;
  • животных Австралии;
  • животных Антарктиды;
  • животных природных зон России;
  • редких и исчезающих животных.

уметь:

  • определять принадлежность к отрядам, семействам;
  • отличать млекопитающих по внешним признакам;
  • показывать взаимосвязь живых
  • организмов на примере пищевых цепей;
  • проводить самостоятельные
  • наблюдения за животными зооуголка, делать выводы и заключения на основе этих наблюдений;
  • разрабатывать и совершенствовать правила общения и обращения с животными.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (1 год обучения).

Раздел.

Формы занятий.

Методы, приёмы.

Дидактический материал.

Форма подведения итогов.

Введение.

Учебное занятие.

Словесный, наглядный.

Иллюстрации, специальная литература.

Выявление уровня подготовленности воспитанников для обучения по образовательной программе (тестирование)

1.

Связь животных со средой обитания.

Учебное занятие, тестирование

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Тест «Животные и среда обитания».

2.

Обитатели водной среды.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Зоо-викторина «Богатый мир водоёма».

3.

Лес как среда обитания животных.

Учебное занятие, игра-путешествие

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра-путешествие «В гости к Берендею».

4.

Животные – обитатели луга и степи.

Учебное занятие, игра Поле чудес

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Поле чудес

« Кто они?»

5.

Растительный и животный мир культурных ландшафтов.

Учебное занятие, игра

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра «Угадай-ка».

6.

Человек и животный мир. Охрана природы.

Учебное занятие, конкурс

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Конкурс рисунков «Моя Красная книга».

Итоговое занятие.

Учебное занятие

Словесный, наглядный.

Иллюстрации,

специальная литература.

Промежуточная аттестация

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (2 год обучения).

Раздел.

Формы занятий.

Методы, приёмы.

Дидактический материал.

Форма подведения итогов.

Введение.

Учебное занятие

Словесный, наглядный.

Иллюстрации, специальная литература.

1.

Зоология как наука.

Учебное занятие

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

2.

Связь животных со средой обитания.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Викторина «Будем здоровы».

3.

Жизнь в море.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Викторина «Морские жители».

4.

Животные, избравшие сушу.

Учебное занятие, игра

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра «По миру животных».

5.

Лес как среда обитания животных.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Викторина «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт».

6.

Животные пустыни.

Учебное занятие, игра Поле чудес

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Поле чудес «Обитатели пустынь».

7.

Их стихия – небо.

Учебное занятие, игра

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра «Угадай – ка».

8.

Основы экологии.

Учебное занятие, конкурс

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Конкурс рисунков «Этот мир придуман не нами».

Итоговое занятие

Учебное занятие

Словесный, наглядный.

Иллюстрации, специальная литература.

Промежуточная аттестация

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (3 год обучения).

Раздел.

Форма занятий.

Методы, приёмы.

Дидактический материал.

Форма подведения итогов.

Введение.

Учебное занятие

Словесный, наглядный

Иллюстрации, специальная литература.

1.

Животные Европы.

Учебное занятие, игра

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра «Угадай животное по описанию».

2.

Животные Азии.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Викторина «Среди животных».

3.

Животные Северной Америки.

Учебное занятие, игра-путешествие

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра - путешествие «Животные и растения».

4.

Животные Южной Америки.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Викторина «Этот удивительный мир».

5.

Животные Африки.

Учебное занятие

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Кроссворд «Животные и растения Африки».

6.

Животные Австралии.

Учебное занятие, игра

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра «Животные Австралии».

7.

Животные Антарктиды.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Викторина «Попробуй, отгадай».

8.

Животные природных зон России.

Учебное занятие, игра-путешествие

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Игра – путешествие «Мир природы».

9.

Редкие и исчезающие животные.

Учебное занятие, викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация иллюстраций.

Практический: наблюдение, зарисовка.

Натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, географические карты.

Викторина «Красная книга Тамбовской области».

Итоговое занятие

Учебное занятие

Словесный, наглядный

Иллюстрации, специальная литература.

Итоговая аттестация

Литература для педагога.

  1. Акимушкин И. Мир животных. Москва Молодая гвардия, 1974, 371 с.
  2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных, Ярославль Академия развития, 2003 год, 238 с.
  3. Афонькин С.Ю. Жизнь в пресной воде, Москва 2010 год, 93 с.
  4. Александровская Т.О. и др. Рыбы, амфибии, рептилии Красной книги Москва 1988 год, 206 с.
  5. Безуель Сильви Мир живой природы в деревне, Москва 2000 год, 126 с
  6. Брэм А. Жизнь животных. Москва Слово, 1992 год. 371 с.
  7. Валери Ле Дю Мир моря. Изд-во Махаон, 2009 год, 125 с.
  8. Волцит О.В. Черняховский М.Е. жизнь животных. Беспозвоночные. Энциклопедия. Природа России. ООО Астрель, 1999 год, 766 с.
  9. Всё о животных. Млекопитающие. Минск Харвест, 2000 год, 590 с.
  10. Громова О.Е. и др. Стихи и рассказы о животном мире. Москва . 2005 год. 175 с.
  11. Живой уголок в детском салду. Мамина школа. Москва АСТ 2000 год, 141 с
  12. Жизнь животных под ред. Зенкевича Л.А., том 6, 675 с.
  13. Ж Юный натуралист. Москва Молодая гвардия.
  14. Коляда М.Г. Тайны животного мира. Удивительные факты из жизни животных. Донецк, 2006 год, 287 с.
  15. Кусто Ж-И, Паккале И.Лососи, бобры, каланы. Л.1983 год. 234 с.
  16. Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели. Лесная промышленность, 1991 год, 153 с.
  17. Книга для чтения по зоологии, составитель Молис С.А., 175 с.
  18. Красная книга Тамбовской области (животные). Коллектив авторов, Тамбов 2000 год, 350с.
  19. Маммилярии. Автор-составитель Комарова Г.В., Москва 2006 год, 15с.
  20. Методические рекомендации к региональному курсу Экология животных. Шутова С.В.; Селиванова О.В., Тамбов 2006 год. 48с.
  21. Они должны жить (амфибии, рептилии, рыбы), автор текста Черкасова М.В., Москва В.о. Агропромиздат, 1988. 215 с.
  22. Познавательная энциклопедиция. Экология Русич, 2000 год.
  23. Руковский Н.Н. Убежища четвероногих. Москва В.О. Агропромиздат. 1991 год. 141 с.
  24. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Москва 2000 год, #1089;.
  25. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные Лесная промышленность, 1987 год, 132 с.
  26. Сергеенко Ю.В. Черепахи, Москва 2007 год, 63 с.
  27. Спангенберг Е.П. Встречи с животными Москва Высшая школа, 1987 год, 147с.

  1. Сладков Н. Рептилии (змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы), Москва Детская литература, 1988 год, 45с.
  2. Тишурина О.Н. Растения леса ООО Дрофа, 2003 год, 16 с.
  3. Тишурина О.Н. Животные леса ООО Дрофа, 2003 год, 16 с.
  4. Энциклопедический словарь юного натуралиста, Москва Педагогика, 1981 год, 398 с.
  5. Я познаю мир амфибии. Автор-составитель. Сергеев Б.Ф. Москва, 2003 год, 477 год.
  6. Я познаю мир Животные Автор-составитель Ляхов П.Р. Москва 2001 год, 543 с.
  7. Эйнар Генри Детская энциклопедия изд-во Махаон, 2006 год, 125 с.
  8. 1000 сказок, басен, загадок о животных, составитель Дмитриева В.Г. 2008 год, 479 с.

Литература для детей и родителей.

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников, Москва 2005 год, 191 с.
  2. Баксис Д. Дрессировка и воспитание хомячка, Киров 2005 год, 63 с.
  3. Волина В.В. Математические задачи в стихах. «Дрофа», Москва 2002 год, 16с.
  4. Детские народные подвижные игры. Составители: Кинеман А.В. и др. Москва, 1995 год, 223 с.
  5. Житков Б. Рассказы о животных Москва 2010 год, 62 с.
  6. Иофина И.О. Ваш аквариум. Ульяновск 2005 год, 62с.
  7. Сказки о животных, составитель Позина Е. Москва 2010 год, 63 с.
  8. Хомич Е.О. Детская энциклопедия Что? Зачем? Почему? Минск 2007 год, 319 с.
  9. 500 загадок для детей. Москва 2006 год, 120с.
  10. Таинственные лабиринты, развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие "Добро пожаловать в театр"

Игра - путешествие знакомить ребят с правилами  поведения в театре. ...

Развлечение "Добро пожаловать на Кубань"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Фоторепортаж "Добро пожаловать к нам в группу"

Фотографии и описание некоторых игровых уголков подготовительной к школе группе в соответствии с темами недели....

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

РАБОЧАЯПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)...

РАБОЧАЯПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи

Образовательная область: «Познавательное развитие » Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений» Группа компенсирующей направленности...