Влияние художественно-эстетической среды на личность ребёнка
консультация

Лапина Оксана Анатольевна

Эта консультация поможет педагогам в оформлении  художественно-эстетической среды в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Консультация на тему:

Влияние художественно-эстетической  среды                                                           на развития личности ребенка

                                                                      Подготовила: воспитатель Лапина О.А.

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании педагогического процесса дошкольного образования с самого раннего детства и осуществляется разными средствами. Одним из средств является изобразительная деятельность - это духовно-практическое освоение мира, помогает ребенку овладеть приемами лепки, рисования и аппликации, благотворно влияет на общее развитие малыша: пробуждает эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, воспитывает чувство прекрасного, формирует трудолюбие, развивает психические процессы: мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности. Систематическое овладение необходимыми средствами и способами практической деятельности обеспечивает детям радость познания и творчества, их всестороннее развитие (эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое), позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей жизни.

Компонентом системы педагогической работы является организация развивающей предметно-пространственной среды – это центры активности и творчества по изобразительной деятельности (на современном этапе уголка по изобразительной деятельности недостаточно), стимулирующие самостоятельность ребенка, обеспечивающее индивидуальное образование в ходе совместной деятельности на основе диалога со взрослыми и сверстниками, педагогическую поддержку. Центр изобразительного творчества в группах организуются, исходя из задач программы каждого возраста, по которой работает детский сад, для каждого возрастного периода свои художественные задачи обучения, соответственно и организация условий различна. Но мало организовать центры, необходима плодотворная совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей в этих центрах: разнообразные игры с изобразительными материалами – бумагой, карандашами, красками и др.,( чтобы ребенок мог свободно действовать с материалом и развивать движения руки в овладении выразительными средствами; рассматривание и игровые ситуации с созданными образами; эксперименты с материалами; пальчиковые игры ( и т.д.

Правильная организация социокультурного пространства групповой комнаты создается, чтобы ребенок мог увлеченно заниматься любимым делом (рисованием, лепкой, экспериментированием и т.д) и обеспечивает становление самостоятельности, активности, уверенности в успехе путем общения в свободной форме. Главный акцент в ФГОС сделан именно на развитие воспитанников через игру, свободный диалог, общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, педагогами.

Педагогические условия развития творческой личности ребенка в изобразительной деятельности

Задача взрослых - организация интересной и содержательной работы во всем педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности), искать поводы для накопления опыта восприятия и общения, которые разнообразны: наблюдения, подкрепленные поэтическими текстами, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование, используя разные творческие задания: «Оживи предмет», «Найди разное», определи и др., раскрывая эстетические

качества предметов и явлений, обсуждение, размышление - высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т.д. В дошкольные годы особое значение имеет развитие образных форм познания, окружающего - восприятия, образного мышления, воображения. Разнообразные игровые задания организовывают образное познание окружающего, позволяют накапливать художественный опыт, развивают культуру чувств, с точки зрения красоты. Например, задания  на развитие внимания и наблюдательности: найди одинаковые предметы, найди отличия, чего не хватает; на развитие восприятия: кто больше увидит, найди ошибку; на развитие воображения: придумывание  сказок, героями которых могут быть средства выразительности - пятна, линии и изобразительные материалы; на что похоже, чем может быть; дорисовать, превратить в другой образ; на развитие образного мышления: поиск общих признаков, что лишнее, объедини событие; игры на развитие ассоциаций – найди сходство, найди лишнее и др. Расширять возможности ребенка в деятельности, художественно-познавательный опыт через проживание различных ситуаций: что было бы…, представь. Сочетание разных видов детской деятельности способствует развитию художественного восприятия и связано с работой воображения, образного мышления, ассоциациями (творческие факторы). Развитие творчества в изобразительной деятельности предполагает обогащение чувственной сферы ребенка, формирование образной речи, используя упражнения для развития эмоционального словаря, т.к. художественное освоение мира происходит одновременно с речевым развитием, внимание выразительности речи детей, используя устное народное творчество (загадки, пословицы, сказки), литературные тексты, обогащая словарь эпитетами, сравнениями; например, как красочно и по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Дети приобретают эмоционально - эстетическую культуру, подбирая слова к объектам, описывают, придумывают, оценивают.

Для полноценного проведения НОД и отражения полученных впечатлений в деятельности необходимо овладеть умениями рисовать, лепить, вырезать (работа с ножницами вызывает большие трудности), это исполнительная сторона изобразительной деятельности и находится на низком уровне развития у детей, слабо развита моторика (пальцы, кисти рук) и создает немало препятствий, т.к. мало внимания уделяется действиям с изобразительными материалами и инструментами, выразительным возможностям материала - цвету, линии, форме и т.д. Развитая моторика – это показатель физического и психического здоровья ребенка, координации движений руки и глаза, самоконтроль за движением руки. Перед взрослыми стоит задача – научить приемам работы с разными материалами, освоение средств выразительности: обучение изображению формы предметов (предметное рисование); обучение композиции - пространственному расположению предметов (сюжетное рисование); обучение цветовым соотношениям (декоративное рисование). При постоянном внимании педагогов и родителей, повторении правил умелость руки развивается успешно и за короткое время, этому способствует игровое обучение: различные игры, система развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, овладение формообразующими движениями, разными видами мазков – примакивание, завиток, точка требуют и разного положение руки; отработка навыка легкости движений, без напряжения держать карандаш и кисть помогают рисуночные игры, развивая

мелкую и крупную моторику руки. Дети учатся необходимым движениям с инструментом, контролировать действия при передаче изображения путем повторения упражнений в разных ситуациях. Рука должна быть послушной и уверенной, для этого нужно много упражняться, развивая руку и глаз, например: аккуратно закрашивать, не выходя за контур, штриховать в определенном направлении, используя разный нажим. Знакомство со способами изображения развивает творчество детей, используя игровые приемы, развивающие игры и упражнения, помогающие осваивать разные выразительные средства: графические и живописные упражнения, смешивание красок - заливка, растяжка, мазок с тенями в декоративном рисовании; игры с цветной бумагой, упражнения с бумажной пластикой – новый вид изобразительной деятельности в аппликации, совершенствуют моторику руки, развивает фантазию, требует точных движений, ловкости – приемы работы с бумажной пластикой схожи с лепкой (скатывание бумажных комочков, раскатывание между ладонями и др.). Совместная и самостоятельная деятельность детей по освоению выразительных средств изображения должна находить дальнейшее продолжение в режиме дня и дома, чтобы ребенок испытал радость творчества, например: оформить галерею творчества детей (культурная практика), когда они учились рисовать разные линии и штрихи «Веселые линии», пригласить на экскурсию детей других групп, устроить показ детских работ с выступлениями самих детей, разыгрывание сценок с линиями и т.д.

Обучение дошкольников рисованию песком

Новый вид изобразительной деятельности дошкольников - рисование песком, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Песок для детей остается наиболее притягательным материалом и вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей.

Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка, заполняя различные сосуды песком. Эта техника способствует развитию мелкой моторики у детей, позитивно влияет на общее самочувствие детей. Дети получают возможность рисовать разными выразительными материалами, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. Этот особый инклюзивный подход помогает «особым» детям ощущать себя обычным ребенком, принимая искреннюю заботу и дружбу. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы - это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки

слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Умение использовать в педагогической деятельности прогрессивные образовательные технологии - показатель высокой квалификации педагога, его мастерства и любви к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные игры в семье как одно из условий влияния социальных факторов на становление личности ребёнка.

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и обществ...

ВЛИЯНИЕ АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

Важным условием успешного воспитания детей является  авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, до...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Сообщение на педагогическом совете « Влияние экологической театрализованной игры на личность ребёнка»

Сообщение на педагогическом совете « Влияние экологической театрализованной игры на личность ребёнка»...

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка.

Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни....

"Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка" консультация для родителей

​Авторитет родителей - это важная составляющая успешности восритания детей в семье. Эта статья полезна для родителей и воспитателей....