Конспект занятия в старшей группе Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: знакомство с национальной культурой России.
Задачи:
- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;
- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;
-расширять словарный запас детей;
- развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;
- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 362.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
Цель: знакомство с национальной культурой России.
Задачи:
- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;
- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;
-расширять словарный запас детей;
- развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;
- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.
Ход занятия.
Организационный момент.
1. Эмоционально – психологический настрой детей.
Воспитатель встречает детей в группе проводит до музея.
Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик и встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.
Вводная часть.
Вступительная беседа об игрушках.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: у нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.
(Дети называют свои любимые игрушки).
Воспитатель: из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Пластмассы, резины, ткани, металла.
Воспитатель: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.
2. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: А сейчас, присядьте, пожалуйста, на коврик и послушайте меня. Давным-давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?
Дети: Дома, на выставках, в музеях.
Воспитатель: да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.
3. Игровая мотивация. (Беседа о музее)
Воспитатель: Кто знает, что такое музей?
Дети: где много старинных предметов.
Воспитатель: это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты.
Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в «Музей русской народной игрушки». Этот музей необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки, рассматривать и даже играть с ними. В музее столы называются – стендами, а игрушки – экспонатами. Что такое русская народная игрушка? Почему она так называется?
(Ответы детей).
Воспитатель: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.
III. Основная часть.
1. Правила поведения в музее:
Воспитатель: А кто из вас был в музее? Поднимите руки.
(Рассказы детей).
Воспитатель: как вы думаете, как надо себя вести в музее?
Дети: НЕ бегать, не кричать, внимательно слушать.
Воспитатель: Молодцы.
Правила поведения в музее:
• Не кричать, не шуметь, не мусорить
• По залам музея следует передвигаться бесшумно
• Громко разговаривать недопустимо
• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой
• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Воспитатель: А кто такой экскурсовод?
Дети: это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.
Воспитатель: но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?
Дети:
Экскурсия по музею.
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».
Педагог предлагает пройти к первому столу – стенду.
1). Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)
Воспитатель: посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?
Дети: это дымковские игрушки (если дети затрудняются ответить, педагог помогает им).
Воспитатель: Кого вы узнали?
Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.
Воспитатель: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?
Дети: из глины.
Воспитатель: посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?
Дети: Красную, желтую, синюю.
Воспитатель: Какие элементы узора вы видите на игрушках?
Дети: Колечки, кружочки, волнистые линии
Воспитатель: для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.
Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.
2). Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)
Воспитатель: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: из тряпочек.
Воспитатель: это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка.
(Рассматривание игрушек, показ иллюстраций).
Воспитатель: Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)
Очень куколку люблю.
Я ей песенку спою.
Дети: Кукле пеленашке.
Воспитатель:
Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.
Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.
Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.
А вы заметили, что куклы чем-то необычны?
Дети: нет лица.
Воспитатель: считалось, что если у куклы нету лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.
Дети переходят к последнему стенду
3). Загадка о матрёшке. (3 стенд)
Воспитатель: Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Наша русская…(матрешка)
Воспитатель убирает платок с игрушек.
Воспитатель: правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?
Дети: Матрешка разнимается на две половинки.
4). Рассматривание матрёшек, игры с ними.
Воспитатель: Матрешка разнимается на две половинки, и в одной матрешке можно увидеть еще одну.
Игры с матрёшками.
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.
Дети: 7 (Дети считают)
Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них?
Дети: из дерева. Трава, листочки, цветы.
Воспитатель: Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки)
Воспитатель: Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.
5). Работа в творческой мастерской.
(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).
Воспитатель: посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.
(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).
Воспитатель: у меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.
6). Самостоятельная деятельность детей.
7). Выставка работ детей.
Воспитатель: у вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок.
(Дети придумывают имена своим матрёшкам).
8). Стих.
Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот они матрешки – крошки!
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».
Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?
Дети: В русском народном музее.
Воспитатель: что вы можете рассказать родителям об этом музее?
Дети: видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрёшки).
Воспитатель: как помогли мастеру – художнику?
Дети: разукрасили сарафаны матрёшкам.
Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.
2. Рефлексия.
(Приём рефлексии «Солнышко»).
Воспитатель: на доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не понравилось, прикрепляете голубой лучик.
Кукла пеленашка.
Кукла бабочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: Заучивание стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки», с использованием мнемотаблицы.
Заучивание стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки», с использованием мнемотаблицы.В данном коспекте предлагаю использовать загадку, игры на вниманиеи мнемотаблицу благодаря которой дети зап...

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе. Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики».
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе.Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики».Программное содержание:Познакомить детей с русской народной сказкой «...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Знакомство с народной игрушкой"
1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.3.Воспитывать интерес к культуре своего народа....

НОД открытого интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
для воспитателей...
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Экскурсия по родному городу Магнитогорску»
Конспект содержит в себе информацию о городе в котором мы живём.О его достопримечательностях о людях которые строили наш город.Так же прилагается презентация....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Экскурсия в музей «Русской народной игрушки
Цель: Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.Задачи:Образовательные:• Познакомить с популярной русской народной...

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
Цель: знакомство с национальной культурой России.Задачи:- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;- формировать представ...

















