Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Знакомство с народной игрушкой"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;
2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.
3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx | 257.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие
«Путешествие в историю народной игрушки»
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;
2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.
3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.
Ход занятия
1.Введение в тему занятия.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.
-Сегодня я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них.
-Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые еще не умеют ходить, разговаривать? (Погремушки)
-Давно- давным тоже были погремушки, но они были совсем необычными – глиняными.
-Ребята, как вы думаете, из чего сделана глиняная погремушка? (Из глины)
-А как вы считаете, почему она так называется? (Потому что гремит)
-Правильно. Внутрь этой погремушки насыпались мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался характерный шум.
-А чтобы такая игрушка была красивой, ее расписывали – рисовали на ней узоры.
Игра «Закончи предложение»
У меня есть погремушка, а у вас не погремушки…(погремушки)
Я играю (чем?)… погремушкой
Я положила…(погремушку)
-Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит она из чего сделана? (Из соломы)
-Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.
-Давайте назовем ласково части тела куклы.
Игра «Назови ласково»
(Головка, волосики, носик, глазки, ушки, ручки)
-А как можно назвать ласково куклу? (Куколка)
-А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице)
-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная.
-Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков)
-Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею.
-Давайте мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная)
-Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук)
-В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками.
-Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки)
-А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная…(поменьше, маленькая)
Игра «Сочиним стихотворение про куклу»
Бабушка мне сшила …(куклу)
Яркую, нарядную.
Целый день играю с …(куклой)
Холю ненаглядную.
рассказала всем о …(кукле),
Хвасталась девчонкам.
Имя выбрала для …(куклы) –
Назвала Аленкой!
-Ребята, а это свистулька.
На кого она похожа? (Это птичка)
-Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная)
-А как вы считаете, почему она называется «свистулькой»? (Потому что свистит)
Игра «Договори словечко»
-Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели.
Физминутка
-Ребята, а это что за игрушка?
-Да, это лошадь. Она сделана из глины.
-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)
-Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая)
-А жеребенок? (Жеребенок легче)
-А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше)
-В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки.
-А это кукла из коры березы.
-Ры-ры-ры- это кукла из коры.
-Чек-чек-чек- из коры платочек.
-Ша-ша-ша- наша кукла хороша.
А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая)
-Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый)
-Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький)
-Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются «самоделки»?
-Вам они понравились? А мой рассказ понравился?
-Спасибо, ребята! Вы – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"
Целью данного занятия является приобщение детей к народным традициям. Дети знакомятся с раздичными видами кукол, с помощью воспитателя делают куклу-стригушка....
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Спички детям не игрушка»
Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички;Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен;Разъяснить детям причины возникн...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему " Игрушки"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Описание игрушки».Цели: развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовыв...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»
Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
Воспитатель предлагает детям отправиться на необычную выставку....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
1.Мотивационно-организационный этапВоспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь&ra...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. "Русские народные сказки"
quot;Русские народные сказки"...