Семинар-практикум "Использование исследовательских методов и приемов при ознакомлении детей с экологической культурой"
материал

Марина Сергеевна Фролышева

в семинаре представлен материал содержащий иссследовательсике методы и приемы при ознакомлении детей с экологической культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx30.74 КБ
Файл k_praktikumu.pptx572.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 25 компенсирующего вида

Семинар-практикум "Использование исследовательских методов и приемов при ознакомлении детей с экологической культурой"

подготовили

М.С. Фролышева

В.П. Валекайте

Мончегорск 2024г

Цель семинара-практикума: совершенствовать работу педагогов дошкольного образовательного учреждения по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством использования исследовательских методов и приемов. Повысить уровень профессионального мастерства и творческий потенциал педагогов в сфере экологического образования.

Задачи:

1. Уточнить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные).

2. Выявить умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

3. Расширить опыт педагогов использования исследовательских методов и приемов по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

4. Развивать познавательный интерес у педагогов.

5. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Подготовка к семинару:

Самостоятельное изучение ФГОС ДО, литературы и статей в периодических изданиях по предложенному списку, источников Интернет.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, макет «Весеннее дерево», стикеры – «цветочки с листиками», листы бумаги (формат А4, А5), ручки, цветные карандаши, стол для песочной терапии, разноцветный кварцевый песок, раздаточный материал (программа, буклеты с рекомендациями).

 

Методы и приемы: презентация, выступление, работа в группах, элементы арт-терапии «Песочное солнце», практические упражнения.

Содержание:

1. Введение

1.1 Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума.

2. Теоретическая часть (презентация)

«Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем –

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала.

И росли, как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

    

 Экологическая культура ребенка – это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребенка – непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

     Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

     Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой. Нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

     Современная напряженная экологическая обстановка требует использовать новые подходы к проблеме экологического воспитания. Вся работа направлена на активное приобретение детьми (необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно) навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.

   Я  Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция позволяет познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений за погодой, сезонными явлениями и обработки их результатов. Метеостанция обеспечивает проведение наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, организацию практических работ на территории детского сада. Продуманная организация и оборудование метеоплощадки обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание соответствующими методами.

     Наглядные методы:

- наблюдения (Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы.);

- рассматривание картин (Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.)

- экскурсии, целевые прогулки;

- демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

     Практические методы:

- продуктивная деятельность;

- экологические досуги;

- экологические игры (имитационные, предметные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

- театрализации, инсценировки;

- труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений;

- элементарные опыты, экспериментирование – это наблюдение, проводимое в специальных условиях;

- ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой;

- проведение физкультурно-оздоровительной работы;

- природоохранные акции.

     Словесные методы:

- рассказ воспитателя;

- экологическая беседа;

- чтение художественной литературы о природе;

- разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе;

- знание народного календаря и народных примет (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их, проверяют в ходе наблюдений).

     В достижении целей экологического воспитания огромная роль отводится методу проектирования, поскольку именно внутри него возможна максимально активная позиция ребенка в освоении окружающей действительности.

     Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих исследований, поэтому организация метеоплощадки, привлечение детей к природоохранным акциям, сортировке отходов, субботникам в дошкольном образовательном учреждении играет одну из главных ролей в экологическом воспитании дошкольников.

 

3. Практическая часть

3.1. Практическое задание «Что можно исследовать с детьми на метеоплощадке?»

     Задание: Команды по очереди должны назвать, чему могут научиться дети в ходе исследований на метеоплощадке. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

     Примерные ответы:

1. Научатся определять направление и силу ветра, используя для этого специальные приборы (термометр, дождемер, флюгер).

2. Сформируют элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.

3. Будут развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

4. Разовьют познавательную активность и любознательность.

5. Научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.

6. Расширят словарный запас.

7. Познакомятся с приборами-помощниками, будут использовать их для определения состояния погоды.

     Просмотр презентации о профессии метеоролога, подготовленной педагогами.

3.2. Практическое задание «Устройство метеоплощадки» (дидактическая игра «Найди пару»).

     Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Она должна быть удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов.

     Задание: Каждой из команд предлагаются одинаковые карточки с изображением приборов метеоплощадки и описанием их функций. Необходимо соединить картинку и описание по принципу дидактической игры «Найди пару».

     Правильные ответы:

1. Флюгер – ориентировка по сторонам света.

2. Ветряной рукав – позволяет определить силу ветра.

3. Спиртовой термометр – служит для определения температуры воздуха.

4. Осадкомер (или дождемер) – при его помощи измеряется количество осадков.

5. Стенд магнитно-маркерный – для ведения таблицы прогноза погоды.

6. Барометр – отмечает перемены, происходящие в воздухе атмосферное давление.

3.3. Блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду?»

     Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей. Наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

     Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

     Предлагаю вашему вниманию небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду?»

     Задание: Ведущий напоминает участникам семинара-практикума начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а они должны закончить строчку. При выполнении задания действует правило «поднятой руки».

     Приметы:

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Чайник сильно шумит при закипании  к ненастной погоде

- Красный закат летом к ненастью, зимой к морозу

     Может быть кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

     Физкультминутка Я показываю

 

3.4. Практическое задание «Разгадай кроссворд» (задание выполняется в группах).

     Задание: Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием. 2 конверта содержат задание «Разгадай кроссворд». 

Затем проверяется кроссворд, разгаданный педагогами двух других команд. Большой плакат с кроссвордом заполняется на доске.

     Кроссворд «Природа вокруг нас» (плакат)

1. Необратимое историческое развитие живой природы. (Эволюция.)

2. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник.)

3. Была река, текла река –

Вдруг, на глазах исчезнув,

Она нырнула свысока,

С обрыва, словно в бездну. (Водопад.)

4. Состояние погоды известной местности относительно жары и стужи, сухости, сырости, длительности времен года и прочее. (Климат.)

5. Они летают, некоторые ходят, прыгают, ползают, опыляют цветки культурных растений. Все имеют шесть ног. (Насекомые.)

6. Смена мест обитания животных. (Миграция.)

7. «Двоякоживущие» (земноводные). (Лягушки.)

8. Лесные этажи. (Ярусы.)

3.5. Не черный ящик

1.Удивительный природный материал, которые сочетает в себе легкость и малый вес, устойчивость к гниению, бактерицидные, антисептические свойства и обладает лечебным воздействием. Издавна на Руси используют изготовленные из него «берегини» и «обереги». (береста).

2.В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть он служил наглядным пособием. (Лук)

3.Если долго жевать корочку этого продукта первой необходимости, то его кисловатый вкус меняется на сладкий. Что лежит в черном ящике? Почему? (это корочка черного хлеба). Это происходит потому, что в черном хлебе содержится крахмал и он расщепляется ферментами слюны до сахара (глюкозы).

4.Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский рассказывал, что сибиряки любят длинными зимними вечерами собираться за столом и вести, как они говорят, «сибирский разговор». В «черном ящике», находится непременный атрибут «сибирского разговора». Внимание, вопрос: Что там? (Непременным атрибутом «сибирского разговора» являлись кедровые орешки. Сибиряки сидели за столом, грызли орешки и большей частью молчали.).

3.6. Творческое задание «Нарисуй пословицу».

     Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Следующее задание творческое.

     Задание: Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

     Пословицы:

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Любишь кататься – люби и саночки возить.

5. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

6. Яблоко от яблони недалеко падает.

     

3.7. Практическое задание «Найди нужное».

     Экологическая культура – это не только эмоциональное восприятие (умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия.

     «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», – писал М. Пришвин.

     Формированию бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду.

     Какие формы работы можно использовать, решая такие задачи как:

- воспитание экологической культуры;

- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?

     Задание: Примеры форм работы, используемых в группах, необходимо распределить в соответствии с решаемыми задачами.

     Формы работы в решении определенных задач:

- воспитание экологической культуры (содержание в порядке территории детского сада; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки); реставрация книг (экономное природопользование));

- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными (уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников).

3.8. Шуточная игра «Концовки-обманки». по очереди

     А сейчас предлагаю немного расслабиться. Поиграем в шуточную игру «Концовки-обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка… (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает… (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает… (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени… (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось… (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно… (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу… (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал… (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте… (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает… (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает… (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала… (курица, корова).

3.9. Упражнение-рефлексия «Осеннее дерево».

     Задание: Каждый участник вписывает свое мнение о семинаре-практикуме на осенних листочках и, если мероприятие понравилось, – прикрепляют цветок к дереву, если нет – отдают цветок ведущему.

 

4. Подведение итогов.

     На этом наш семинар-практикум подходит к концу. Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе по формированию у наших детей основ экологической культуры.

 

     Эпилог

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

 И Землю удивительную эту.

Используемая литература

1. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников./ Т.В. Волосникова// Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20.

2. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников./   Г.А. Горбунова// Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 10-16.

3. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

6. «МЫ». Программа экологического образования детей./                      Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Основные понятия экологии, как научная основа формирования системы экологических представлений детей. http://helpiks.org  

8. Петрова Е.А. «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников» http://p-izmerenie.ru   

9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

10. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

11. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум "Использование исследовательских методов и приемов при ознакомлении детей с экологической культурой" Подготовили: М.С. Фролышева высш кв. категория Д.П. Валекайте высш кв категория

Слайд 2

Метео площадка

Слайд 3

Наглядные методы: наблюдения (Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы.); рассматривание картин (Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.) экскурсии, целевые прогулки ; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Слайд 4

Практические методы: продуктивная деятельность ; экологические досуги; экологические игры (имитационные, предметные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные); театрализации, инсценировки ; труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений; элементарные опыты, экспериментирование – это наблюдение, проводимое в специальных условиях; ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой; проведение физкультурно-оздоровительной работы; природоохранные акции

Слайд 5

Словесные методы: рассказ воспитателя; экологическая беседа; чтение художественной литературы о природе; разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе; знание народного календаря и народных примет (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их, проверяют в ходе наблюдений).

Слайд 6

чему могут научиться дети в ходе исследований на метеоплощадке . 1. Научатся определять направление и силу ветра, используя для этого специальные приборы (термометр, дождемер, флюгер). 2. Сформируют элементарные экологические знания и представления через прогнозирование. 3. Будут развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. 4. Разовьют познавательную активность и любознательность. 5. Научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы. 6. Расширят словарный запас. 7. Познакомятся с приборами-помощниками, будут использовать их для определения состояния погоды.

Слайд 7

«Устройство метеоплощадки » 1. Флюгер – ориентировка по сторонам света. 2. Ветряной рукав – позволяет определить силу ветра. 3. Спиртовой термометр – служит для определения температуры воздуха. 4. Осадкомер (или дождемер) – при его помощи измеряется количество осадков. 5. Стенд магнитно-маркерный – для ведения таблицы прогноза погоды. 6. Барометр – отмечает перемены, происходящие в воздухе – измеряет атмосферное давление.

Слайд 8

Народные приметы Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде) Уж на дороге греется – (перед дождем) Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают) Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели) Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге) Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам) . Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя) Из березы течет много сока – (к дождливому лету) С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде) Чайник шумно закипает – к похолоданию Красный закат летом к ветреной погоде, зимой к морозу

Слайд 9

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками

методическая разработка по использованию потешек в работе с детьми  младшего дошкольного возраста...

"Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания". Выступление на педсовете

Значение детской природоведческой книгиГлавная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоря...

Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей

Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей...

Семинар-практикум"Игровые методы и приемы в работе по формированию звуковой культуры речи у детей с ОВЗ"

Материал представлен и может быть использован как для родителей так и для педагогов...

Методы и приемы по приобщению детей к народной культуре и традициям Родного края

Методы и приемыпо приобщению детейк народной культуреи традициямРодного края...