Отчет по теме самообразования «Технология «дети-волонтеры» как средство эффективной социализации старших дошкольников» 2024г
материал (подготовительная группа)

Бондаренко Вероника Викторовна

Отчет опроделанной работе за год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная,

добровольная деятельность на благо других.»

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди

молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе.

Каким же образом волонтерство может войти и проявиться в

дошкольной среде?

Зачатки ценностей растущей личности, маленького гражданина своей страны начинают формироваться именно в дошкольном детстве. Такие понятия как духовно – нравственное и патриотическое воспитание, социально –коммуникативное развитие воспитанников актуальны в дошкольных образовательных учреждениях.

Волонтерство – это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие.

Работу по волонтерскому движению мы начали в сентябре 2023 года. Мы с ребятами просмотрели презентацию на тему «Кто такие волонтеры», узнали чем они занимаются, и какую работу они выполняют. У детей загорелись глаза, все ребята выразили желание стать добровольцами – волонтёрами! Ведь мы будем помогать людям, нашим братьям меньшим, животным и птицам, беречь родную природу, быть примером для всех. Нести всем только добро. Так сформировалась наша команда.

Высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Мы с ребятами придумали свой девиз – «Добро начинается с меня». В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы вовлекли родителей. Следующим шагом было торжественное посвящение в волонтеры. На празднике юные добровольцы читали стихи, играли,  отгадывали загадки о доброте, вежливости, взаимопомощи, принимали участие в создании эмблемы. В конце мероприятия состоялось торжественное посвящение в волонтеры. Ребята дружно произнесли клятву, и каждому был вручен значок волонтера. Эмблема получилась яркая. Множество ладошек означало - "мы", то что мы все разные, но ведем совместную работу и связаны одним делом. Тянущиеся вверх руки говорят о готовности оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, мной были определены следующие задачи:

- воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

- развитие коммуникативных навыков.

В процессе работы придерживалась таких принципов:

- добровольности;

- партнерства и сотрудничества;

- творчества и соавторства;

- развития и самореализации;

- создания ситуации успеха.

Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе мы проводили множество бесед, в процессе которых ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?". Чтение художественной литературы помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. 

Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.

Чтобы команда действительно была сплоченная, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.

Социальная акция.

Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость. Это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую сторону свое окружение, свой мир!

В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в новом учебном году первого октября прошла наша первая акция «День пожилых людей». 

Была проведена вводная беседа с детьми на тему «Кто такие пожилые люди», с целью формирования представлений о людях преклонного возраста, формирования нравственных чувств, уважения к ним, желания заботиться о них. Примером такого отношения послужило знакомство с героями произведения А. Гайдара «Тимур и его команда». Мы обсуждали с ребятами, могли бы они стать участниками такой команды, как еще можно помочь людям пожилого возраста.

Для своих бабушек и дедушек юные волонтеры сделали своими руками открытки с пожеланиями здоровья и благополучия. Для волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.

Следующая акция «Вместе ярче» была приурочена к «Всемирному дню энергосбережения» Большой интерес у детей вызвали презентации «От костра до лампочки», «Как электричество поступает в дома». Ребята узнали, что такое энергия, что нужно делать, чтобы беречь в доме свет и тепло. Так же мы с ребятами вспомнили правила безопасного обращения с электричеством.

В рамках мероприятий по энергетической эффективности была также организована работа с родителями. В частности консультация «Основные рекомендации по энергосбережению».

В результате экологической акции дети узнали, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли. В заключение акции нашими волонтерами была оформлена стенгазета «Берегите энергоресурсы – не дайте погаснуть голубой планете!»

Акция «Зелёная ёлочка». Это экологическая акция, цель которой привлечение внимание дошкольников к проблеме вырубки елок в канун Нового года.  В ходе акции в нашей группе прошли следующие мероприятия: Беседа на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов». Ситуативный разговор «Что будет, если каждый срубит одну елочку в лесу?» Просмотрели презентации: «С кем дружит ель?», «Полезные свойства ели», читали художественную литературу. В группе детского сада украсили искусственную елку, прошла организованная образовательная деятельность по экологии, посвященная проблеме сохранения живых елей, на которых дети узнали, какое значение имеют ели для животных и людей, для всей природы в целом.

Акция «Покормите птиц зимой». 

Целью данной акции является расширение знаний о жизни птиц, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края. Дети через беседы, просмотры презентаций, познавательные занятия и наблюдения узнали о различных видах птиц нашей местности, узнали характерные особенности внешнего вида, поведения, изготовили плакат «Зимующие птицы нашего края». Посмотрев презентацию «Как помочь птицам пережить зиму», ребята загорелись желанием изготовить кормушки. Узнав много нового о правильной подкормке птиц, волонтеры захотели поделиться этими знаниями с ребятами младших групп. Так мы изготовили буклеты «Чем кормить птиц зимой», смастерили кормушки, раскрасили их. Наши волонтеры с огромным удовольствием и гордостью вручили ребятам младших групп кормушки и буклеты, поделились своими знаниями с малышами, а так же повесили кормушку на своей площадке и следили за тем, чтобы кормушка не была пустой. Некоторые ребята проявили инициативу, смастерили кормушки из бросового материала с родителями и повесили их возле дома. Дети действительно научились заботиться о птицах, испытывали радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. В нашей группе на окне мы также установили кормушку, чтобы дети могли наблюдать, как пернатые прилетают за подкормкой.

 

Акция «Волонтеры – друзья малышей»

Следующая наша акция «Волонтеры – друзья малышей».  В рамках этой акции наши волонтеры посещали ребят из младших групп, с целью поделиться опытом, научить чему – то, оказать помощь.  Такое межвозрастное и межличностное общение неоценимый вклад в нравственном и коммуникативном воспитании детей, особенно для тех, у кого нет младших братьев и сестер. Ребятам очень понравилось взаимодействовать с малышами, оказывать помощь, чему-то научить младших детей: играть в различные игры, одеваться, заправлять кровати. Наши волонтеры своими руками создали книгу «Правила поведения в детском саду для малышей», чтобы поделиться своими знаниями. Так же ребята систематически оказывали помощь малышам в уборке участка от снега.

Мы отметили, что помогая младшим дошколятам, у детей – волонтёров формируется ощущение взрослости, повысилась самооценка, уверенность в себе.

Акция «Вода – основа жизни на Земле»

Следующая акция приурочена к «Всемирному Дню воды».

Значение воды на Земле бесценно, поэтому так важно воспитать в подрастающем поколении бережное отношение  к воде, как к источнику жизни. Дети  познакомились с круговоротом воды в природе и закрепили эти знания в своих рисунках, просмотрели познавательные презентации «Пресная и соленая вода», «Реки и озера России», «Морские обитатели», узнали, как вода попадает в каждый дом и как важно экономно её расходовать. Дошкольники закрепили знания о свойствах воды,  повторили, где встречается вода в природе и в каком состоянии она может быть.  В группе прошла организованная образовательная деятельность по экологии, посвященная проблеме загрязнения водоемов. Совместно с родителями мы оформили выставку рисунков «Реки о озёра России». И в заключение волонтеры изготовили буклеты для младших групп с целью приобщения к бережному отношению к воде.

Акция «Наша планета Земля»

Тема загрязнения окружающей среды очень актуальна. Сделать вклад в зеленое будущее нашей планеты мы можем уже сегодня, приучая младшее поколение любить и уважать природу. Отличный способ привлечения детей к деятельности по охране окружающей среды – это  Экологические проекты и Природоохранные акции.

Дети посмотрели, как красива наша планета, когда мы о ней заботимся, сравнили с картинками, на которых видно, как она выглядит, когда человек её загрязняет. Мы поговорили с ребятами о последствиях загрязнения окружающей среды, познакомились с красной книгой России, обсудили, что мы можем сделать, чтобы не допускать таких последствий. Так же мы посмотрели презентации «Что такое мусор», «Как перерабатывают и утилизируют мусор», «Правила поведения в природе». Закрепляли знания с помощью дидактических игр. В рамках мероприятий была также организована работа с родителями. В частности консультация «Сортируем мусор – бережем природу». Волонтеры изготовили стенгазету  "Мы против мусора.

Акция «Я помню! Я горжусь!»

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. Акция «Я помню! Я Горжусь!» началась с проведения тематического занятия. В ходе мероприятия мы вспомнили о страшных днях войны, о героях войны, разучивали песни военных лет. Посмотрели презентации  «Блокада Ленинграда», «Битва за Москву», «Дети – герои». Вместе с ребятами оформили выставку «Дети – герои ВОВ». Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте. Мы решили совместно с родителями оформить выставку в группе «Память поколений». Ребята приносили фотографии своих прадедов, рассказывали о судьбах своих героев. В заключение акции ребята изготовили поделки «Свеча памяти» в память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину.

 Проведя сравнительный анализ  итогов диагностики, полученных на начальном и завершающем этапах, я сделала вывод, что организация волонтерского движения способствует позитивной социализации дошкольников. У детей повысился уровень проявления коммуникативных способностей, самостоятельности, инициативности, ответственности, духовно-нравственного развития;  сформировалось ощущение взрослости, возникло стремление к решению новых, более сложных задач, желание к проявлению инициативы. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка и уверенность в себе.

     Я надеюсь, что благодаря волонтерскому движению ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. И продолжат заниматься волонтерской деятельностью дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации детей – дошкольников

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...

Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Сценарий конкурса чтецов  «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...

«Дети волонтеры» как средство эффективной социализации детей дошкольников.

Целью технологии «Дети - волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармон...

«Технология «Дети - волонтёры»» как средство эффективной социализации дошкольников»

Опыт работы:«Технология «Дети - волонтёры»» как средство эффективной социализации дошкольников» Воспитатель Шумакова Ирина Александровна(Коркинский муниципальный район)...

«Технология эффективной социализации старших дошкольников – «Ситуация месяца»

Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.Основной задачей ...

План самообразования «Технология «дети-волонтеры» как средство эффективной социализации старших дошкольников» 2023 / 2024

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом....