Дополнительная программа по гимнастике
рабочая программа
для детей посещающую дополнительную услугу по гимнастике "Олимпиец" для детей от 4 до 7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.97 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание | Стр. |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
1.1 | Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.3 | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы | 4 |
1.4 | Планируемые результаты основания Программы | 4 |
1.5 | Система оценки результатов освоения программы | 4 – 6 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 6 |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника | 6 |
2.1.1 | Взаимодействие взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы) | 6 – 9 |
2.1.2 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся | 9 – 10 |
2.1.3 | Учебно-тематический план Программы | 10 – 11 |
2.1.4 | Календарно-тематическое планирование и содержание Программы | 11 – 16 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 16 |
3.1 | Методические и оценочные средства (Критерии и способы определения результативности. Формы подведения итогов) | 16 – 17 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение | 17 – 18 |
3.3 | Учебно – методическое обеспечение | 18 – 29 |
3.4 | Кадровое обеспечение | 29 |
3.5 | Список используемой литературы | 29 |
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре, «здоровый образ жизни», «физическая культура жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания всё чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя её неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка здоровым, разносторонним, физически развитым и современным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В последнее время в ДОУ увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно – двигательного аппарата и искривления позвоночника. Главное значение для ребенка – движение и активный отдых, которые должны помочь детям избавиться от синдрома гиподинамии. Итак, физическая культура есть основа основ дошкольного воспитания. Исходя из этого, была разработана авторская программа дополнительного образования «Художественная гимнастика для дошколят», которая составлена на основе авторской методики обучения детей заслуженного тренера РФ И. А. Винер «Физическая культура. Гимнастика» и разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Основное содержание программы составляют упражнения гимнастики с предметами и без предметов, акробатика и вольные упражнения под музыку, которые помогают детям освоить элементы художественной гимнастики. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться владеть своим телом. Дети учатся осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомятся с элементарными правилами техники безопасности.
Еще в 20 веке князь С.М. Волконский писал, что «гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений». Гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всём мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная музыка, при выполнении вольных упражнений, яркая одежда, танцевальные и акробатические движения создают положительные эмоции. Художественная гимнастика развивает хорошую осанку, красивую походку, пластичность движений, силу, выносливость, гибкость и др. Она базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется с точностью. Занимаясь гимнастикой, дети 4 получают представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых парах, является для них новым, интересным и необходимым.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивает разностороннее физическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития, интеллектуальных и личностных.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: теоретическое обоснование и экспериментально проверить влияние трех взаимосвязанных компонентов художественной гимнастики – движения, артистизма и музыки на воспитание здорового и современного дошкольника.
Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений, посредством гимнастических упражнений.
Задачи:
−укреплять здоровье и повышать работоспособность дошкольников;
−развивать основные физические качества, повышать функциональные возможности организма, двигательное воображение и творческую фантазию;
−учить моделировать разные акробатические упражнения, танцевальные шаги и упражнения с предметами в процессе двигательной активности;
−способствовать формированию правильной осанки, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
−развивать интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
−формировать представления о физической культуре в целом и о гимнастике в частности.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы и подходы к реализации программы:
- систематичность – занятия гимнастикой должны проводиться регулярно, в определенной системе, потому что регулярные занятия дают больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;
- доступность - физическая нагрузка на занятиях гимнастикой должна быть доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности;
- активность – так как основной формой деятельности дошкольников является игра, необходимо использовать, как можно больше игр и игровых упражнений, благодаря которым, процесс обучения элементам гимнастики становиться разнообразными и интересным для детей;
- наглядность - для успешного прохождения материала по гимнастике, объяснение должно сопровождаться показом упражнений, а также на занятиях по гимнастике необходимо использовать наглядные пособия (рисунки, плакаты, инвентарь и т.д.);
- последовательность и постепенность - во время обучения детей элементам гимнастики и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений. Обучение гимнастике нужно начинать с освоения несложных движений по гимнастике: упражнения на растяжку, строевые упражнения. На занятиях по гимнастике нужно использовать игр, в которых используется элементы, которые дети уже научились делать. Такие формы проведения занятий, повышают интерес к ним.
- Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Обязательным условием: для успешного выполнения программы является тесная работа с родителями детей. Педагог обучает родителей, как правильно выполнять страховку, сообщает об успехах и трудностях детей, составляет с ними планы совместных занятий.
1.4. Планируемые результаты основания Программы
Результатом реализации программы по художественной гимнастике следует считать развитие двигательных навыков, повышение двигательной активности ребенка дошкольника, улучшение зрительно - пространственной координации движений, повышение соматических показаний здоровья воспитанников, проявление активности, самостоятельности в разных видах двигательной деятельности
Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
1. Развитие двигательных способностей за счет внедрения в образовательный процесс спортивной секции по художественной гимнастике;
2. Выполнение гимнастических, музыкально – гимнастических, сценических комбинаций на высоком техническом уровне;
3. Повышение соматических показаний здоровья ребенка;
4. Вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ, повышение их педагогической компетентности в области «физическая культура».
Результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Физическое развитие», направлении «Художественная гимнастика».
1.5. Система оценки результатов освоения Программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются уровень подготовленности детей по гимнастике путем наблюдений за ребенком, критериально – ориентированного тестирования.
Мониторинг проводится 2 раза в год. Возможна периодичность мониторинга, которая обеспечивает полную оценку динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.
В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды, вспомогательные средства обучения, протокол обследования навыков упражнений в разных возрастных группах.
Таблица 1
Протокол обследования навыков детей в секции художественной гимнастики
Диагностика оценки вестибулярного аппарата 2024 – 2025 г.
№ | Ф.И. | Повороты вокруг себя с закрытыми глазами (10 сек) | Стоять на бревне, лежащем на полу (30 сек) | Оценка | |||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
Начало года Конец года
В – высокий В - % В - %
С – средний С - % С - %
Н – низкий Н - % Н - %
Таблица 2
Диагностическая оценка координации движений 2024 – 2025 г.
№ | Ф.И. | Простые | Средней трудности | Повышенной трудности | Оценка | ||||||||||
«петушок» | «ласточка» | «кольцо» | «стрела» | Переворот в сторону | Стойка на руках и голове | Начало года | Конец года | ||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | ||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
Начало года Конец года
В – высокий В - % В - %
С – средний С - % С - %
Н – низкий Н - % Н - %
Таблица 3
Диагностика оценки физического состояния 2024 – 2025 г.
№ | Ф.И. | Бег 30 с | Прыжки в длину с места | Упражнения на гибкость | |||||||||||||
Шпагат | Мост | Наклоны вперед | Удержание под. ног | Поднятие ног в висе | Оценка | ||||||||||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
Начало года Конец года
В – высокий В - % В - %
С – средний С - % С - %
Н – низкий Н - % Н - %
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения:
Высокий уровень (В) – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
Средний уровень (С) – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
Низкий уровень (Н) – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника:
2.1.1. Взаимодействие взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы)
Таблица 4
№ | Формы занятий | Задачи занятия | Особенности построения занятия |
1 | Традиционный тип | Ознакомление с новым программным материалом | Обучение гимнастическим упражнениям, знакомство с правилами техники безопасности, содержанием, техникой различных видов движений. |
Смешанного характера | Разучивание новых элементов и совершенствование освоенных ранее. | Организация дифференцированного обучения с учетом здоровья детей, двигательной активности, уровня освоения двигательных навыков. | |
Вариативного характера | Формирование двигательного воображения | На знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий. | |
2 | Занятие тренировочного типа | Направленно на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. | Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости. |
3 | Игровое занятие | Направленно на формирование двигательного воображения. | Построено на основе разнообразных движений. |
4 | Занятие по интересам | Направленно на развитие двигательных способностей, формирование индивидуальности, развитие творчества, инициативности и самостоятельности. | Детям предоставляется возможность самостоятельно выбора движений с предметами гимнастики. |
5 | Контрольно-проверочное занятие | Направленно на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. | Участвуют воспитатели и методист. Составляют «Протоколы оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей» с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. Проводится 2 раза в год. Можно проводить в виде соревнований. |
6 | Занятие «Забочусь о своем здоровье» | Направленно на приобщение к ценностям здорового образа жизни, получение представления о своем теле и своих физических возможностях. | Обучение приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию медицинской помощи, страховки. |
7 | Занятие – соревнование | Направленно на развитие инициативности, самовыражения, уверенности в своих силах, опирающиеся на разнообразный моторный опят. | Личное и командное первенство. |
Для освоения курса применяются в сочетании разные методы:
− словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания;
− наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, жестов;
− практические: предусматривают многократное повторение движений, сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений;
− помощь, идеомоторные, музыкальные.
Отработка упражнений должна проводиться с эффективным контролем за исходными и промежуточными положениями и применением помощи: фиксации, поддержки, подталкивания, подкрутки, ограничения. В том случае, если ребёнок не может сразу освоить упражнение, необходимо включить его образное мышление, представление упражнения, мысленное его восприятие. Для этих целей все упражнения в программе имеют ассоциативные названия, которые помогут ребёнку понять и запомнить их. Для закрепления правильного исходного и промежуточного положений эффективно использовать мышечную память, закрепляя положение тела в определённых позициях. Все задания выполняются в темпе, ритме, динамике музыки и с ориентиром на акценты. Это помогает детям правильно выполнять упражнение, чувствовать ритм и использовать музыкальное сопровождение для создания образа. Важным элементом моделирования занятий является включение в них различных вариантов и форм соревновательной и игровой деятельности детей, что способствует успешному закреплению техники выполнения упражнений.
В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной/общеразвивающей программе применяются:
- игры;
- занятия;
- беседы;
- аудио и видео занятия;
- открытые занятия для родителей.
Средства обучения:
Общеразвивающие и специальные упражнения:
- комплекс подводящих упражнений;
- элементы из спортивной и художественной гимнастики.
Подготовительные упражнения без инвентаря, и с инвентарем:
- простые упражнения на тренировку запястий и голеностопа;
- различные упражнения на растяжку с педагогом, самостоятельно с упором о стенку, в парах;
- строевые упражнения с оттяжкой носка;
- упражнения «Лягушка», «Коробочка», «Крылышки», «Часики», «Ветер дует», «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст», «Бабочка», «Елочка», «Снежинки», «Книга», «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче», «Экскаватор», «Мостик», «Кошечка», «Зайка», «Лисичка».
Упражнения для разучивания техники выполнения упражнений с различными предметами.
Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию координации;
- формированию осанки;
- развитию гибкости;
- развитию выносливости;
- развитию чувства ритма.
Подвижные игры: «А ну-ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко», «Успей догнать», «Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежная крепость», «Эстафеты».
Основной подход в обучении детей элементам гимнастике – учить гимнастике технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, согласованным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья.
В программе предлагаются варианты упражнений, которые являются базовыми. На их основе для разнообразия содержание занятий дает детям творческие задания. Завершающей частью каждого учебного года является подготовка детей к показательным выступлениям. Рекомендуется составлять групповые показательные выступления. При этом каждый ребёнок может использовать в выступлении те упражнения, которые позволят ему лучшим образом продемонстрировать свои умения. Общие движения должны быть доступными для исполнения всеми детьми данной группы.
2.1.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Содержание работы с семьёй по образовательным направлениям:
«Здоровье»:
− информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребёнка (питание, общение, закаливание, разные виды движений). «Физическая культура»:
− стимулирование двигательной активности ребёнка совместными физическими занятиями, прогулками.
«Безопасность»:
− знакомство родителей с техникой безопасности и страховкой во время выполнения гимнастических упражнений в домашних условиях.
«Социализация»:
− заинтересовать родителей в занятиях художественной гимнастикой с детьми, обеспечивающей успешную социализацию, усвоения гендерного поведения;
− сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. «Познание»:
− ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками в области гимнастики и своего здоровья. «Коммуникация»:
− развивать у родителей навыки общения с ребёнком; − показать значение доброго и теплого общения.
«Музыка»:
− раскрыть возможности музыки как средство развитие артистических способностей ребёнка.
Таблица 5
Перспективный план по взаимодействию с родителями
Формы работы | Содержание | Время проведения |
Родительские собрания | 1. «Возрастные особенности физического развития дошкольников в области художественной гимнастики» 2. «Условия для физического развития ребенка в семье» 3.«Особенности совместной работы педагогов и родителей по укреплению здоровья детей» | В течении года |
Консультации | 1.«Какие упражнения художественной гимнастики можно закреплять в домашних условиях»; «Техника безопасности и страховка» 2.Индивидуальные консультации | II квартал Постоянно |
Анкетирование родителей | «Какое место занимает физическая культура в вашей семье» | В течении года |
Открытые просмотры секции по художественной гимнастике | Отчетное занятие по гимнастике | Май |
Совместные развлечения детей, родителей, педагогов | 1.Всеросийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» 2.«Всемирный день здоровья» | Декабрь Апрель |
Просьбы и поручения | Изготовление атрибутов и костюмов к праздникам; Участие в спортивных праздниках и развлечениях. Посещать открытые мероприятия | В течении года |
2.1.3. Учебно – тематический план Программы
Таблица 6
№ | Раздел | Кол-во часов | Теоретически-практический | Практический |
1 | Диагностика | 4 | 4 | |
2 | Знакомство с гимнастикой | 2 | 2 | |
3 | Упражнения в равновесии | 10 | 1 | 9 |
4 | Акробатика | 10 | 1 | 9 |
5 | Упражнения с гимнастическим мячом | 8 | 1 | 7 |
6 | Упражнения с гимнастической лентой | 8 | 1 | 7 |
7 | Упражнения с гимнастическим обручем | 8 | 1 | 7 |
8 | Упражнения с гимнастической скакалкой | 8 | 1 | 7 |
9 | Хореографическая подготовка | 8 | 1 | 7 |
10 | Вольные упражнения под музыку | 5 | 1 | 3 |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
72 | 10 | 61 |
2.1.8. Календарно – тематическое планирование и содержание Программы
Таблица 7
Календарно-тематическое планирование занятий художественной гимнастики
для детей 4 – 7 лет
№ | Тема занятия | Цель | Содержание |
1 – 4 | Диагностика | Выявить уровень физической подготовленности детей. | − Диагностика оценки вестибулярного аппарата. − Диагностическая оценка координации движений. − Диагностика оценки физического состояния. |
5 – 6 | Знакомство с художественной гимнастикой | Рассказать, что такое гимнастика. Познакомить с предметами гимнастики. | История гимнастики, предмет гимнастика. Обруч, лента, мяч, булавы. Просмотреть видеоролик. |
7 – 8 | Упражнение в равновесии с опорой у гимнастической стенки | Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений у гимнастической стенки. | − Обучение ходьбе «гимнастическим» шагом, правильное положение рук, спины. − Обучение упражнениям «Слон и хобот» на растяжку мышц шеи, растяжка плечевого пояса, мышц спины, «замок», «кольцо», «птичка на ветке». − Равновесия на одной ноге. |
9 – 10 | Акробатика | Развивать у детей мышечную силу, равновесие и гибкость. | − Ходьба «гимнастическим» шагом − Упражнения для развития гибкости, выносливости, координации, силы, быстроты: группировки и перекаты |
11 – 12 | Упражнения с гимнастическим мячом | Знакомство с гимнастическим мячом. Развивать ловкость и внимательность при работе с мячом. | Обучение удержанию мяча и передачам его из руки в руку, перекаты, подбрасывание |
13 – 14 | Упражнения с гимнастической лентой | Продолжить формирование правильной осанки. Повышение функциональных возможностей организма: обучать правильному дыханию при выполнении упражнений, умения восстанавливать дыхание. | − Обучать правильно, держать палочку с лентой (длина 3 метра), осанку − Обучение простейшие вращения гимнастической лентой |
15 – 16 | Упражнения с гимнастическим обручем | Развивать глазомер, чувство ритма, темпа движений | − Обучать правильно, держать обруч − Обучать вращать, катать, подбрасывать и выполнять упражнения с обручем. − Обучать выполнять упражнения под музыку |
17 – 18 | Знакомство с булавами | Знакомство с упражнениями с булавами | − Обучать правильно, держать булавы − Вращать и подкидывать |
19 – 20 | Упражнения с гимнастической скакалкой | Развитие выносливости. Обучать правильному дыханию при выполнении упражнений, умения восстанавливать дыхание | − Обучать правильно, держать скакалку − Вращения скакалкой в разных плоскостях |
21 – 22 | Хореографическая подготовка | Формировать у детей танцевальные движения. | Изучать: − шаг с носка, на носках, полуприседы на одной ноге, другую вперёд на пятку, перекаты с пятки на носок − пружинистые полуприседы. − приставной шаг в сторону − шаг с небольшим подскоком −комбинации из танцевальных шагов. |
23 – 24 | Упражнение в равновесии с опорой у гимнастической стенки и ковриках. | Подготовить у детей мышцы к различным упражнениям. | Совершенствование упражнениям: − «слон и хобот» на растяжку мышц шеи − растяжка плечевого пояса, мышц спины: «замок», «кольцо», «птичка на ветке» «мостик» − на растяжку мышц ног «стрела». |
25 – 26 | Акробатика | Развивать у детей мышечную силу, равновесие и гибкость | Обучать упражнениям для развития гибкости, выносливости, координации, силы, быстроты: − группировки и перекаты, − кувырки − упражнения «петушок», «ласточка», «полушпагат», «берёзка», «ракета», «мостик», «верблюд» и др. |
27 – 28 | Упражнения с гимнастическим мячом | Сообщение новых терминов при изучении вновь изучаемых упражнений и о технике их выполнения. | − Совершенствование удержанию мяча и передача его из руки в руку, перекаты, подбрасывание − Обучать отбивать мяч и его удердживать. |
29 – 30 | Упражнения с гимнастической лентой. | Продолжить формирование правильной осанки. Повышение функциональных возможностей организма: продолжать обучать правильному дыханию при выполнении упражнений, умения восстанавливать дыхание. | − Обучать правильно, держать палочку с лентой (длина 3 метра), осанке − Совершенствование простейшие вращения гимнастической лентой − Обучение упражнениям «змейка», «рисуем круг» в разных плоскостях |
31 – 32 | Упражнения с гимнастическим обручем | Формировать у детей точность выполнения упражнений. | Совершенствовать: − правильно, держать обруч − вращать, катать, подбрасывать и выполнять упражнения с обручем. |
33 – 34 | Упражнения с гимнастической скакалкой | Повышение функциональных возможностей организма: продолжать обучать правильному дыханию при выполнении упражнений, умения восстанавливать дыхание. | − Совершенствовать правильно, держать скакалку − Вращения скакалкой в разных плоскостях − Выполнять комплекс упражнений под музыку. |
35 – 36 | Хореографическая подготовка (игроритмика) | Развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно. | Виды упражнений: − хлопки в такт музыки (образнозвуковые действия «горошинки»); − ходьба сидя на стуле; − акцентированная ходьба; − акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками; − увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру; − поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт. − ходьба и прыжки в полуприседе; − хлопки руками под музыку; − движения руками в различном темпе. − выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками; − удары ногой на каждый счёт и через счёт − шаги на каждый счёт и через счёт (шаг вперёд с левой, держать, шаг вперёд с правой, держать) |
37 – 38 | Упражнение в равновесии с опорой у гимнастической стенки и коврике. | Подготовить у детей мышцы к различным новым упражнениям. | Совершенствование упражнениям: − «слон и хобот» на растяжку мышц шеи − растяжка плечевого пояса, мышц спины: «замок», «кольцо», «птичка на ветке» «мостик» − на растяжку мышц ног «стрела» − «коробочка», «ёжик», наклоны ноги врозь, «крокодил», «экскаватор». |
39 – 40 | Акробатика | Развивать у детей мышечную силу, равновесие и гибкость. | Совершенствование: − группировки и перекаты, − кувырки − упражнения «петушок», «ласточка», «полушпагат», «берёзка», «ракета», «мостик», «верблюд» и др. Обучение перевороту в сторону. |
41 – 42 | Упражнения с гимнастической лентой. | Повышение функциональных возможностей организма при работе с лентой. | − Обучать правильно, держать палочку с лентой (длина 3 метра) Совершенствование: − простейшие вращения гимнастической лентой − упражнениям «змейка», «рисуем круг» в разных плоскостях − упражнения в ходьбе и беге. |
43 – 44 | Упражнения с гимнастическим обручем | Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно. | Совершенствовать: − правильно, держать обруч\ − вращать, катать, подбрасывать и выполнять упражнения с обручем − выполнять упражнения под музыку. |
45 – 46 | Упражнения с гимнастической скакалкой | Совершенствовать согласованные движения с выполнением заданий. Совершенствование комбинации под музыку. | − Совершенствовать правильно, держать скакалку − Вращения скакалкой в разных плоскостях − Выполнять комплекс упражнений под музыку |
47 – 48 | Хореографическая подготовка | Способствовать повышению общей культуры ребёнка. | Учить: − приставной шаг в сторону − шаг с небольшим подскоком − комбинации из танцевальных шагов − сочетание шагов с носка и шагов с небольшим подскоком − мягкий высокий шаг на носках − приставной и скрестный шаг в сторону |
49 – 50 | Упражнение в равновесии на гимнастической скамейке | Развивать у детей равновесие, продолжить формирование правильной осанки. | Обучать: − правильно ходить по скамейке, держать равновесие, осанку − выполнять прыжки, повороты, соскоки |
51 – 52 | Акробатика | Развивать у детей мышечную силу, равновесие и гибкость. Научить упражнениям акробатики. | Совершенствование: − группировки и перекаты, − кувырки − упражнения «петушок», «ласточка», «полушпагат», «берёзка», «ракета», «мостик», «верблюд» и др. − переворот в сторону «колесо». |
53 – 54 | Упражнения с гимнастической лентой. | Продолжить формирование правильной осанки. Повышение функциональных возможностей организма: совершенствовать самоконтроль правильного дыхания. | Совершенствование: − вращения гимнастической лентой − упражнениям «змейка», «рисуем круг» в разных плоскостях − упражнения в ходьбе и беге − упражнения с прыжками. |
55 – 56 | Акробатика | Разучивание акробатических комбинаций. | Совершенствование: − группировки и перекаты, − кувырки − упражнения «петушок», «ласточка», «полушпагат», «берёзка», «ракета», «мостик», «верблюд» и др. − переворот в сторону «колесо». |
57 – 58 | Упражнения с гимнастическим мячом | Совершенствовать согласованные движения с выполнением заданий. Совершенствование комбинации под музыку | Совершенствовать удержание мяча и передача его из руки в руку, перекаты, подбрасывание, отбивание мяча и его удержание, различные упражнения в композиции под музыку. |
59 – 60 | Упражнения с гимнастическим обручем | Совершенствовать согласованные движения с выполнением заданий. | Совершенствовать: − правильно, держать обруч − вращать, катать, подбрасывать и выполнять упражнения с обручем в движении − выполнять комплекс упражнения под музыку. |
61 – 62 | Упражнения с гимнастической лентой. | Совершенствование перестроений в движении, согласованных передвижений в ходьбе и беге с выполнением заданий. Продолжить разучивание учебной комбинации | Совершенствование: − вращения гимнастической лентой − упражнениям «змейка», «рисуем круг» в разных плоскостях, «варим кашу» − упражнения в ходьбе и беге − упражнения с прыжками − комбинации под музыку. |
63 – 64 | Упражнения с гимнастическим мячом | Совершенствовать согласованные движения с выполнением заданий. Совершенствование комбинации под музыку. | Совершенствовать удержание мяча и передача его из руки в руку, перекаты, подбрасывание, отбивание мяча и его удержание, различные упражнения в композиции под музыку. |
65 – 66 | Вольные упражнения под музыку | Содействовать развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. | Разучивать: − вольные упражнения без предметов «В каждом маленьком ребёнке»; − вольные упражнения без предметов «Калинка» − вольные упражнения с элементами акробатических упражнений; − вольные упражнения «Облака». |
67 – 68 | Упражнение в равновесии на гимнастической скамейке | Развивать у детей равновесие, продолжить формирование правильной осанки. | Совершенствовать: − правильно ходить по скамейке, держать равновесие, осанку − выполнять прыжки, повороты, соскоки − выполнять упражнения. |
69 – 70 | Вольные упражнения под музыку | Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений. | Совершенствовать: − вольные упражнения без предметов «В каждом маленьком ребёнке»; − вольные упражнения без предметов «Калинка» − вольные упражнения с элементами акробатических упражнений; − вольные упражнения «Облака». |
71 – 72 | Итоговое занятие для родителей. | Показать | Демонстрация изученных элементов и вольных упражнений под музыкальное сопровождение. |
III. Организационный раздел
3.1. Методические и оценочные средства (Критерии и способы определения результативности. Формы подведения итогов)
Об уровне результата можно судить по тому, насколько он приблизился к цели. Сравнивая цель и конечный результат, можно судить об эффективности занятия. Прирост физической и технической подготовленности измеряется количественно и качественно с помощью тест - нормативов. Оценивается динамика развития физических качеств и технической подготовленности, сравниваются различные результаты, показанные в тестах, что позволяет судить о перспективности отдельных гимнасток.
Учет – это процесс выявления, регистрации, осмысления и оценки фактов, имеющих отношение к подготовке занимающихся: посещаемость, пройденный материал, качество его усвоения, результаты тестирования, медицинские наблюдения и др.
Основой управления тренировочным процессом является педагогический контроль. С его помощью получают информацию о ходе подготовки спортсменов, о правильности или ошибочности педагогических воздействий на занимающихся, что, в конечном счете, повышает качество тренировочной работы.
Особо важное значение имеет педагогический контроль за специальной физической подготовкой, так как только гармоничный и достаточно высокий уровень развития физических способностей позволит гимнасткам успешно прогрессировать.
Педагогический контроль специальной физической подготовки осуществляется методом контрольных испытаний с помощью специальных упражнений или тестов.
Для получения достоверной информации об уровне специальной физической подготовленности гимнасток при проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Контрольные упражнения должны быть доступны для всех гимнасток одного возраста.
2. При необходимости сопоставить результаты гимнасток одного возраста, выбирать тесты, доступные самым младшим.
3. Контрольные упражнения должны быть по возможности простыми, быстро измеряемыми, наглядными по результатам и легко воспроизводиться.
4. Какое упражнение выбрать и сколько тестов провести педагог должен решить самостоятельно, в зависимости от задач, стоящих перед ним.
5. Контрольные испытания нужно проводить в одинаковых условиях для всех гимнасток. При повторных испытаниях соблюдать все условия предшествующего: время проведения, характер нагрузки перед испытанием, порядок прохождения тестов и др.
6. В связи с тем, что одни упражнения могут отрицательно повлиять на качество исполнения других, целесообразно придерживаться следующего порядка проведения контрольных испытаний.
- гибкость;
- оценка скоростно-силовых качеств;
- координация;
- функция равновесия и вестибулярная устойчивость;
- сила;
- выносливость.
7. Если гимнасток много и соревнования по СФП проводятся методом круговой тренировки (станциями), чтобы сохранить равенство условий, надо разработать малые круги прохождения тестов в рамках одного или схожих физических качеств.
Невозможно строить работу, не зная способности ребенка, поэтому очевидно значение первоначального обследования. Обследование проводится по показателям развития физических качеств и двигательным навыкам.
Форма подведения итогов – контрольные занятия, для которых разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по художественной гимнастике.
В начале учебного года оцениваются физические качества ребенка: гибкость, координационные способности, скоростно-силовые качества. Повторное тестирование проводится середине и в конце учебного года и оценивается динамика развития физических качеств.
Переход с этапа на этап предусматривает выполнение программно-нормативных требований. Взросление гимнасток не означает автоматический перевод на более высокий уровень занятий. Для перехода на каждый следующий этап подготовки необходимо выполнить переводные нормативы, а также принимать участие в соревнованиях и выполнить разрядные нормативы.
Большое значение в систематизации спортивной подготовки гимнасток имеет разрядная классификация, которая должна помочь гимнастке последовательно, ступенька за ступенькой, подняться от подножья до вершины спортивного мастерства.
Разрядная классификация включает:
- количество элементов и соединений (именующих трудность);
- нормативную трудность элементов;
- уровень соревнований, удостоверяющих выполнение разрядных нормативов.
3.2. Материально – техническое обеспечение
Таблица 8
№ | Наименование оборудования. | Количество | |
Учебно – практическое оборудование | |||
1. | Палка гимнастическая с лентой (для художественной гимнастики) | 20 шт | |
2. | Бревно гимнастическое напольное | 1 шт | |
3. | Скакалка короткая гимнастическая | 20 шт | |
4. | Палки гимнастические | 30 шт | |
5. | Спортивные комплексы | 2 шт | |
6. | Стенка гимнастическая | 5 шт | |
7. | Коврики (индивидуальные) | 20 шт | |
8. | Мостик гимнастический | 1 шт | |
9. | Мат поролоновый | 5 шт | |
10. | Мат большой | 4 шт | |
11. | Фитболы | 5 шт | |
12. | Мяч гимнастический | 20 шт | |
13. | Скамейка гимнастическая | 2 шт | |
14. | Обруч малый гимнастический | 11 шт | |
Технические средства обучения | |||
1. | Бумбокс | 1 шт | |
2. | Ноутбук | 1 шт | |
Экранно – звуковые пособия | |||
1. | Аудиозаписи музыкальные | ||
2. | Электронное пособие «программа гармоничного развития детей средствами гимнастики» | 1 шт | |
3.3. Учебно – методическое обеспечение
Занятие состоит из трех частей:
1. Водная часть разминка (5 -10 минут)
Построение, сообщение задач, разминка в ходьбе, у гимнастической стенки.
Цель – подготовить ребенка к занятию.
1. Упражнения по «кругу»: спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени);
2. Формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий);
3. Танцевальные шаги, соединения и комбинации;
4. Общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног – голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища – шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отдела позвоночника («сверху вниз»);
5. Хореографические упражнения;
6. Специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления);
7. Упражнения в равновесии;
8. Соединения наклонов, равновесий, поворотов, волн и взмахов;
9. Прыжки.
2. Основная часть (20 - 25 минут, в зависимости от возраста)
Упражнения: акробатические, с предметами, на растяжку и гибкость, вольные.
Цель – обучение различным упражнениям художественной гимнастике.
1. Изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом;
2. Музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.
3. Заключительная часть (2 -5 минут, в зависимости от длительности обучения)
1. Общая физическая подготовка :упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости ( прыжковой, равновесной и др.);
2. Самостоятельна двигательная активность детей, игры, подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы.
В зависимости от степени трудности средства художественной гимнастики условно подразделяются на два вида: подготовительные и основные упражнения. К первой группе относятся:
− разновидности ходьбы, бега, подскоков;
− движения с расслаблением;
− ОРУ; − элементы танцев.
Во вторую группу движений (основных) входят те виды, освоение которых связано с относительно формирование двигательного навыка и требует определенного уровня развития физических качеств.
К ним относятся:
− упражнения без предмета (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки);
− упражнения с предметами (лента, обруч, булавы, скакалки);
− соединения и комбинации упражнений без предмета и с предметами (индивидуальные, групповые, произвольные).
Подготовительные упражнения.
Разновидности ходьбы и бега, подскоки. Применение данных упражнений способствует развитию силы мышц ног, воспитанию выносливости, формированию правильной осанки. Наиболее часто используются следующие виды ходьбы: ходьба на полупальцах, на пятках, в полуприседе, острый шаг (выполняется перекатом с носка на всю стопу), пружинный шаг (выполняется с резким подъемом на полупальцы после небольшого приседа), высокий шаг (высоко поднимая колени), выпадами. Бег отличается наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующие терминологические определения. Например, острый бег, пружинный бег, высокий бег. Среди разновидностей бега часто применяются бег на носках с продвижением вперед, назад, на месте, с поворотами, бег со сменой ног впереди, сгибая ноги назад.
ОРУ.
Данная группа движений в занятиях художественной гимнастикой приобретает специфическую особенность, а именно: слитность, округлость, волнообразность, пружинность, целостность. Например, махи руками выполняются плавными движениями, руки при этом сохраняют округлость. Наклоны туловища сочетаются с «отставанием» от движения головы, рук, т е. исполняются «стеканием». Резкие махи ногами, наклоны туловища часто выполняются пружинными движениями. Многие ОРУ выполняются в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа на животе, в стойке на коленях, в седах. Помимо упражнений динамического характера в художественной гимнастике применяются и статические: наклоны в седе, лежа на спине, ноги за голову и др.
Элементы танцев.
В художественной гимнастике широко используются элементы классического танца. К ним относятся следующие простейшие движения: полуприседы, приседы, выставление ноги на носок, малые махи, резкие сгибания, плавные сгибания с полуприседом на опорной ноге, круговые движения ногой по полу, по воздуху, махи, поднимание ног и др. Упражнения выполняются у опоры: лицом к опоре, держась обеими руками, боком, держась одной рукой (левой, затем правой), а также на середине зала. Шаги с подскоками вперед, назад, с поворотами; шаги галопа в сторону, вперёд; полька, шаги польки в сочетании с различными подскоками; элементы танцевальных движений: «Ковырялочка», «Приподания», чередование шагов на полупальцах, на пятках; хореографический бег на высоких полупальцах.
Упражнения без предметов.
Волны и взмахи. В волнах и взмахах проявляется способность занимающихся к слитности движения, смене напряжений и расслаблений мышечного аппрата. Более сложными движениями являются взмахи. Взмах включает в себя две фазы действий. Первая фаза — ускорение движений свободных звеньев тела. Вторая фаза — движение маховых звеньев по инерции. Взмахи могут выполняться руками, туловищем, всем телом (целостный взмах).
Последовательность разучивания.
1. В упоре на коленях прогнуться в поясничном отделе позвоночника, затем скруглить спину.
2. Из седа на пятках «проползание» вперед в упор лежа на бедрах.
3. Волна туловищем в седе на пятках, руки за спиной.
4. То же, что упр. 3, но поднимаясь в стойку на коленях.
5. Из о.с. лицом к опоре оттянуться от опоры и выполнить волну вперед.
6. То же, что упр. 5, но из круглого приседа на полу пальцах.
7. И. п. — боком к опоре, круглый полу присед, правая (левая) впереди на носке, рука вперед-кверху. Волна вперед, тяжесть тела передается с опорной ноги на свободную, рука опускается до положения назад-книзу.
8. Основные формы волн вперед: из круглого полу приседа на двух ногах, из круглого полу приседа на одной, другая впереди на носке (исполняется на середине зала).
9. Обратная волна: лицом к опоре, боком к опоре, на середине зала.
10. Боковая волна: лицом к опоре с передачей тяжести с одной ноги на другую, лицом к опоре на двух ногах, боком к опоре в стойке на двух ногах, на середине зала.
11. Взмахи, как более сложная форма движений, изучаются после освоения волн, в той же методической последовательности.
Равновесия.
Наиболее просты в исполнении равновесия на двух ногах. Значительно сложнее равновесия на одной ноге, требующие специальной тренировки. Исходной базой для изучения равновесий на одной ноге являются:
1. Достаточная гибкость в суставах, особенно в тазобедренном
2. Оптимальный уровень развития силы мышц ног и туловища.
3. Умение точно выполнять равновесия на двух ногах: на всей стопе е различными положениями рук, на полу пальцах и пр.
4. Владение основными движениями классического танца у опоры и на середине зала (полу приседы, приседы, выставление ноги на носок и др.).
Повороты.
Наиболее распространены повороты на двух ногах: приставлением, переступанием, скрестные, которые исполняются на месте, с продвижением по диагонали, дуге. Технически значительно сложнее повороты на одной ноге. Освоение поворотов на двух ногах не представляет большой сложности. Выполнение поворотов на одной ноге требует от занимающихся хорошей координации движений, точности действий, уверенной ориентировки в пространстве. Исходной базой для освоения поворотов являются: умение выполнять равновесия на двух ногах, вертикальные равновесия на одной, повороты на двух ногах.
Последовательность разучивания.
1.Имитация работы рук в стойке на двух ногах, на одной, с подъемом на полу пальцы.
2. Лицом к опоре из стойки ноги врозь поворот на одной ноге на 360°, то же из выпада.
3. Боком к опоре поворот на 180°, затем на 360°.
4. На середине зала повороты на 180°, затем на 360° и более.
Прыжки.
Прыжки в художественной гимнастике являются эффективным средством развития силы, выносливости, координации движений. Прыжки содержат в себе общие структурнотехнические действия, позволяющие выделить несколько характерных стадий: первая — подготовительная (разбег, наскок с замахом, амортизация), вторая — основная (отталкивание и отрыв от опоры), третья — стадия реализации (принятие и фиксация позы), четвертая — завершающая стадия (изготовка к приземлению), амортизация и переход к последующим действиям.
Последовательность разучивания.
Обучению прыжкам предшествует освоение элементов классического танца, разновидностей ходьбы, бега, подскоков, ОРУ. Следующий этап — освоение базовых элементов: прыжков на двух, со сменой ног, на одной ноге. Лишь после создания «прыжковой» базы приступают к изучению различного рода прыжков, методика обучения которых зависит от технической особенности каждого.
Упражнения с гимнастическими предметами.
Выполнение упражнений с предметами придает большую эмоциональность и насыщенность занятиям. Они позволяют развивать подвижность лучезапястного, локтевого, плечевого суставов, развивать силу мелких групп мышц плечевого пояса, совершенствовать координацию движений.
Наиболее характерными структурными движениями являются броски, махи, круги и каты. При выполнении упражнений в парах, тройках, в групповых комбинациях помимо приведенных движений возможны передачи, переброски, перекаты предмета друг другу. Для упражнений с мячом характерна мягкость движений, округлость форм, слитность и плавность перехода от одного движения к другому. В упражнении с мячом исключается жесткий захват предмета, поэтому все приемы мяча сопровождаются выраженной фазой амортизации, пальцы кисти, удерживающей мяч, при этом сомкнуты. При выполнении бросков обращается внимание на согласованную работу ног и активное маховое движение рукой. Ловля осуществляется с ярко обозначенной фазой амортизации, выражающейся в полу приседе и проводке рукой по направлению падения мяча.
Упражнения со скакалкой.
Упражнения со скакалкой способствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакалка — мягкий предмет, что определяет специфику работы с ней. Возможно применение веревочной скакалки, что позволяет выполнять броски, различного рода переводы. Необходимый размер скакалки определяется следующим образом: в стойке ноги врозь скакалка натягивается до подмышечных впадин. Наиболее характерными движениями со скакалкой являются прыжки через нее. Вращение скакалки осуществляется кистями рук при относительно жест-коп фиксации в локтевых суставах. Для снижения скорости вращения скакалки при прыжках с промежуточным подскоком, при выполнении прыжков через сложенную вдвое, втрое скакалку радиус вращения увеличивается за счет включения в работу плечевых суставов.
Упражнения с обручем.
Универсальность обруча позволяет расширять учебный материал практически беспредельно. С ним легко увеличивать количество новых упражнений для любого контингента занимающихся. Форма и материал обруча заставляют занимающихся быстро и решительно действовать, умело реагировать на неожиданное изменение полета обруча. Упражнения с обручем увеличивают силу рук, особенно пальцев и кистей. Они эффективно влияют на формирование правильной осанки у занимающихся, развивают точность движений. Обруч может быть изготовлен из пластмассы или из дерева. В международных правилах соревнований по художественной гимнастике зафиксированы следующие размеры обруча: диаметр 80—90 см, толщина 0,8—1,2 см. Размеры обруча должны соответствовать росту занимающихся и позволять свободно выполнять любые элементы. Обучению упражнениям с обручем должно предшествовать ознакомление занимающихся с различными положениями обруча в пространстве, способами держания и захвата обруча. Основными способами держания обруча являются хваты сверху и снизу. Этими способами можно держать обруч за верхний, нижний и боковые края одной или двумя руками независимо от того, находится ли обруч в пространстве вертикально или горизонтально. Обратный хват (ладонью назад или вверху) используется при выполнении сложных элементов. Соединения различных хватов и обилие перехватов делают упражнения с обручем разнообразными. Привычка гимнасток точно сохранять основные положения обруча обеспечивает и в дальнейшем, в более длинных и сложных соединениях, правильное движение предмета.
При первоначальном обучении перехваты следует показывать медленно, требовать от занимающихся точного сохранения плоскости обруча. Сопровождающими движениями являются махи и пружинные движения ног. Они помогают уменьшать излишнее напряжение при держании предмета, воспитывают умение непрерывно и слитно выполнять отдельные элементы и сохранять правильный ритм движений. При правильном выполнении упражнений обруч держат свободно, перехваты и ловля не задерживают движение обруча, работа туловища сливается органически с движением предмета. При выполнении упражнений с обручем встречаются следующие технические недостатки: неточное положение обруча в плоскости, остановка обруча при перехватах и ловле, касание обручем тела или пола, падение обруча, недостаточная работа левой рукой, общее недостаточно ловкое обращение с предметом. По технике движения предмета упражнения с обручем делятся на повороты, махи, круги, «восьмерки», перекаты, вращения, прыжки в обруч и через него, броски и ловля. Сложными являются те же элементы при выполнении их двумя обручами.
Упражнения с лентой.
Считается, что начинать обучение упражнениям с лентой следует со способа хвата палочки. Обучение упражнениям с лентой стоит начинать с махов и кругов в трех основных плоскостях. При этом важно добиваться равномерности, непрерывности, точности плоскости и рисунка. Лента должна летать «упруго» и бесшумно. Все упражнения разучиваются как правой, так и левой рукой, в одинаковом объеме, рекомендуется начинать одной рукой, другая рука опущена вниз или находиться на поясе. Затем то же движение выполняется другой рукой. Обучать упражнениям с лентой в облегченных условиях: на месте, замедляя темп, используя подводящие упражнения и упрощенные варианты предметов. Вес, размеры, фактура предметов должны соответствовать возможностям занимающихся, направленное варьирование веса и размеров предметов позволяет легче и быстрее обучать некоторым движениям, развивать необходимые двигательные качества (Степанова И.А., Карпенко Л.А., 2003). Передача ленты выполняется вначале медленно, затем постепенно ускоряется. Сохранить рисунок полета легче при перехватах ленты в крайних точках маха или круга; в дальнейшем выполнять перехват в различные моменты движения (Боброва Г.А., 1986). После освоения техники основных упражнений следует научиться выполнять их в различных темпах - от очень медленного (граничащего с падением) до очень быстрого.
Упражнения с булавами.
Обучение упражнениям с булавами следует начинать со способов держания и ношения. Булаву нужно держать за шейку у самой головки между большим пальцем и основанием указательного. Остальные пальцы при больших и некоторых средних кругах, а также при исходных и прочих статических положениях обхватывают головку, а указательный поддерживает булаву, регулируя скорость и направление ее движения. При изучении техники держания нужно взять булаву в левую руку за корпус шейкой вверх, поднять правую руку ладонью вверх, взять булаву за шейку (между большим пальцем и ладонью) и перевернуть корпусом вверх, поставить корпус в углубление между рукой и туловищем и согнуть пальцы, поддерживая ими булаву снизу. Это конечное положение называется основным, и его принимают при ходьбе, при построении и по команде «Смирно». При построении и размыкании группы для выполнения упражнений с булавами интервал должен быть не менее расстояния вытянутых с булавами в сторону рук, дистанция же – три шага. Обучая отдельным махам и кругам, целесообразнее сначала исполнять движения одной рукой, а потом уже двумя руками. Усвоив способы держания, выносы булав и основные махи хотя бы в одной из плоскостей (лицевой или боковой), необходимо сразу же сочетать их с движениями ног, различными стойками, шагами, движениями туловища.
Путь обучения должен быть таким:
− изучение нового элемента (круга или маха) одной рукой;
− соединение этого элемента с другими, ранее известными, в простейших вариантах, исполняя его одной рукой;
− исполнение круга двумя руками;
− исполнение нового элемента двумя руками в простейшем соединении с известными ранее элементами;
− исполнение элемента двумя руками в соединении с движениями туловища, передвижениями, прыжками;
− исполнение соединения в комбинации.
Все движения исполнять в обе стороны. К комбинированию движений следует приступить сразу же после усвоения техники первого круга. Совмещать с движениями ног и туловища можно только хорошо усвоенные движения с булавами. На каждом занятии нужно повторять упражнения, усвоенные ранее. Повторяемые элементы следует включать в комбинации вместе с изучаемыми. При изучении новой комбинации надо повторить отдельно все входящие в нее элементы.
При исполнении упражнений с булавами необходимо наблюдать:
− за точностью конечных положений, из которых начинается движение в противоположном направлении; за точностью положения рук и положения булав по отношению к рукам;
− за полным сгибанием рук при средних кругах и полным выпрямлением при малых и больших; не требовать во время больших махов и кругов в лицевой плоскости и при скрещении рук перед телом полного выпрямления рук в локтях, так как незначительное сгибание локтей здесь необходимо;
− за доведением каждого элемента до конца так, чтобы конечное положение совпадало с исходным, обращая особое внимание на выпрямление рук после средних кругов, что обеспечивает чистоту выполнения последующего элемента и сохранение нужного направления.
Изучение кругов двумя руками следует начинать с параллельных кругов.
Акробатика.
Акробатика – одно из основных средств физической культуры. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и сил. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта. Большинство из них являются основным содержанием вольных упражнений вольной гимнастики. Акробатические упражнения представляют собой преимущественно движение с переворачиванием через голову.
Акробатические упражнения делятся в основном на три группы:
Первая группа:
Акробатические прыжки – перекаты, перевороты, сальто.
Вторая группа:
Балансирование – стойка на лопатках, на плече, на голове и руках, на предплечьях, на руках, а также стойка на одной руке.
Третья группа:
Бросковые движения – подбрасывание и ловля партнера.
Группировки.
Согласно специальной терминологии, под группировкой подразумевается согнутое положение тела при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, кисти захватывают голени. Для создания более детального представления группировки можно добавить, что при ее исполнении спина должна быть округленной, руками захватывать за середину голени, голова удерживается на груди, колени несколько разведены. Все вышеуказанное в группировке используется учащимися как подводящее упражнение для освоения перекатов, кувырков и сальто.
Группировка: лежа на спине, сидя и приседе.
Практически группировку можно осваивать в различных положениях туловища. Однако наиболее типичными из них являются: группировка, лежа на спине, сидя и в приседе. Важнейшим требованием при освоении и группировки является быстрое выполнение задуманных действий. Например: из положения стойки, руки вверх, быстро присесть, сгруппироваться; из положения, лежа на спине, руки вверх, быстро сгруппироваться до касания затылком пола – держать; из положения руки на спине, руки вверх, подавая плечи вперед – сесть, сгруппироваться.
Перекаты.
Вращательное движение тела с обязательным последовательным касанием опоры называется перекатом. При перекате не допускаются переворачивания через голову. Несмотря на вспомогательный характер упражнения, перекат является самостоятельным упражнением и выступает в качестве эффективного средства подготовки начинающихся акробатов. Иногда перекат может исполнять роль связующего звена между двумя основными элементами, но в основном, используется как подводящее упражнение для обучения кувырка.
Перекат назад: в группировке, согнувшись и прогнувшись.
Для освоения переката назад рекомендуются следующие учебные задания:
1. Из основной стойки принять группировку в приседе и перекатиться назад до касания затылком пола. Не теряя группировки, активным перекатным движением вперед возвратиться в исходное положение.
2. Из основной стойки выполнить наклон вперед согнувшись, руки назад – к низу. Опираясь ладонями о пол, не сгибая ног, мягко опуститься до положения седа, согнувшись захватом руками под коленями и перекатиться назад до касания носками пола за головой. Обратным перекатным движением, не раскрываясь вернуться в сед.
3. Из основной стойки наклониться вперед до положения согнувшись, руки назад – к низу. Падая назад и опираясь руками на пол лечь на спину. Не задерживаясь, продолжить перекат назад, одновременно поднимая прямые ноги вверх, по возможности не сгибаясь в тазобедренных суставах. Удерживая прогнутое положение, приблизиться к вертикали, а затем мягко опустить ноги до касания носками пола.
Далее активным движением ног вверх разогнуться и, не опуская таза, перекатиться вперед, последовательно касаясь, пола спиной, таза и ногами. Поднимая туловище и приближая его к ногам принять положение согнувшись повыше, с опорой на пятки и руками о пол сзади. Затем мягко опуститься в сед.
Перекат в сторону: в группировке, согнувшись и прогнувшись.
1. Из положения в приседе в группировке вывести тело из равновесия влево. Последовательно касаясь, пола предплечьем и плечом левой руки. Продолжая перекат на правый бок и опираясь руками о пол принять исходное положение.
2. Перекат, в сторону согнувшись (или крутой перекат) выполняется из седа (ноги вместе или ноги врозь) с захватом руками под коленями. Усилием рук максимально прижаться, наклоняя туловище к левой ноге. Поднимая правую, лечь на левый бок, продолжая перекат через спину, затем через правый бок и прийти в исходное положение.
3. Перекат, в сторону прогнувшись, выполняется из положения, лежа на спине или животе, руки вверх внизу или к груди.
Упражнения 1,2,3, можно выполнять из различных исходных положений в левую и правую стороны по 5 – 6 перекатов в каждом из подходов.
Перекат вперед в группировке, согнувшись, прогнувшись.
Перекат вперед выполняется из различных и.п. например:
1. Из стойки на лопатках, группируясь, перекат вперед, в присед;
2. Из положения, лежа на лопатках с касанием носками пола за головой, перекат вперед, согнувшись в сед;
3. Из стойки на коленях. Этот вид переката является наиболее трудным, поэтому для его выполнения требуется соответствующая предварительная подготовка. Прогибаясь к поясничной части и подавая тело вперед, перекатиться по передней поверхности ног и туловища. Удерживая прогнутое положение туловищ и упираясь руками о пол, ноги поднять максимально выше. Перекатным движением назад принять положение упора лежа на бедрах.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку на одном колене, одной рукой поддерживать под бедро, другой - под плечо. Вращательное движение тела с обязательным переворачиванием через голову называется кувырком. Характерной особенностью кувырков является последовательное касание опоры различными звеньями тела. Совершенное владение техникой выполнения кувырков имеет большое значение для успешного изучения акробатических прыжков типа сальто.
1. Кувырок назад:
а) в группировке,
б) согнувшись,
в) кувырок назад в группировке.
В упоре присев, подать плечи вперед, опираясь руками о пол несколько вперед. Активно оттолкнувшись руками, выполнить перекат назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки, опираясь руками о пол за головой, незначительно разгибаясь в тазобедренных и коленных суставах, перевернуться через голову, перейти в упор присев.
2.Кувырок назад согнувшись.
Из основной стойки наклониться вперед и сесть с прямыми ногами, опираясь руками о пол. Продолжая перекатывание через спину назад, опустить прямые ноги за голову ближе к рукам. Отталкиваясь руками и передавая тяжесть тела на ноги, выйти в основную стойку.
Страхование и помощь.
Стоя с боку на одном колене, в момент переворачивания через голову, помочь одной рукой под спину, другой - под плечо.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев, выпрямляя ноги, - упор стоя согнувшись.
2. В упоре присев покачивание телом вперед и назад.
3. В упоре, согнувшись, покачивание телом вперед и назад.
4. Из упора присев, выпрямляя ноги, прыгнуть вперед на согнутые руки. Оттолкнуться руками и вернутся в исходное положение.
5. В упоре стоя, согнувшись, руки несколько назад. Сгибание и разгибание рук.
6. Из упора стоя, согнувшись, прыгнуть вперед на согнутые руки. Переставляя руки вернуться в исходное положение. Ноги не сгибать.
7. Стоя, согнувшись с захватом руками за голени, притягивание туловища к ногам.
8. Из положения, лежа на спине, поднимая ноги, сгибаясь, перекат через спину на лопатки, касаясь, пола носками за головой.
9. Лежа на лопатках, ноги внизу за головой, поднимание и опускание ног. Встречные движения ног.
10. Из упора лежа силой, подавая тело вперед и переводя голову на грудь, медленно опустится на шею. Разгибая руки вернуться в исходное положение.
11. То же, но вернуться в упор, стоя согнувшись.
12. Из положения, лежа на лопатках. Ноги внизу за головой, руки опираются о пол у головы. Силой, разгибаясь, кувырок назад в упор присев с помощью партнера. Тоже, но в упор, стоя согнувшись. Кувырок, назад согнувшись из положения, лежа на спине на возвышении 2−3 матов.
13. Из основной стойки, наклоном вперед сесть с прямыми ногами. Далее выполнить кувырок, назад согнувшись и прийти в основную стойку. Упражнение выполнять на возвышении из 2−3 матов. То же, но на ровной площадке с помощью и без помощи.
Кувырок, назад согнувшись через плечо.
Обычно выполняется из седа, ноги вместе. Перекатом, назад согнувшись развести руки в стороны. В момент касания лопатками пола активно разогнуться, направляя ноги вверх. Одновременно с разгибанием повернуть голову в сторону и опереться согнутой рукой у головы. Продолжая перекат через грудь, опереться другой прямой рукой и медленно перекатиться через живот на бедра. Выпрямить руки, поднять голову, сохраняя прогнутое положение туловища.
Последовательность обучения.
1. В стойке на лопатках опускание и поднимание ног.
2. Стойка на плече, одна рука согнутая и опирается о пол у головы, другая рука прямая и опирается о пол немного впереди.
3. То же, но перекат в упор, лежа на бедрах с помощью.
4. То же, но самостоятельно.
5. Выполнить упражнения в целом с помощью и самостоятельно.
Страховка и помощь.
Стоять сбоку, поддерживая за голени по ходу движения.
Кувырок назад через плечо в упор, стоя на одном колене.
Из положения, сидя, быстрым перекатом назад лечь на спину, сгибаясь в тазобедренных суставах, ноги прямые. Разгибаясь, продолжить перекаты через лопатки. Наклонив голову в сторону и опираясь рукой у головы, выполнить кувырок через плечо. Опуская одну ногу накалено, выпрямить руки, активно понимая ногу назад – разогнуться.
Последовательность обучения.
1. Стоя на одном колене, руки на полу, движения свободной ногой – назад – прогнуться.
2. В упоре на коленях поочередное разгибание ног назад повыше.
3. В стойке на лопатках поочередное касание ногами пола за головой.
4. Тоже, но двумя ногами.
5. В стойке на лопатках поочередные наклоны головы в стороны.
6. Проводка кувырка назад через плечо с помощью со упражняющегося.
7. Со стойки на лопатках опускание ног вниз – назад с последующим кувырком назад через плечо.
Упражнение выполняется, сидя с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами.
Завершая перекат, назад согнувшись на спину, опереться руками о пол за плечами и быстро разогнутся в тазобедренных суставах, направляя ноги вверх. Одновременно разгибая руки выйти в стойку на руках и зафиксировать ее. Многие гимнасты выполняют данное упражнение через прямые руки. В этом случае опора производится всей внешней поверхностью рук, пальцы при этом направлены внутрь.
Последовательность обучения.
1. Серия фиксированных стоек на руках.
2. Многократные сгибания и разгибания туловища в стойке на лопатках, опираясь прямыми руками о пол за головой.
3. Из стойки на лопатках, руки прямые за головой, предварительно согнувшись, в темпе разогнуться и выйти в стойку на руках с помощью.
4. Из основной стойки наклоном вперед сед с прямыми ногами и кувырок назад в в стойку через прямые руки с помощью.
5. Тоже, но самостоятельно.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, оказать помощь хватом двумя руками за голеностопные суставы при выходе в стойку.
Кувырок вперед.
1. Кувырок вперед в группировке. Из упора присев, разгибая ноги и переставляя руки вперед, опереться на них. Медленно сгибая руки. Опустить голову на грудь и оттолкнуться ногами. Перекатываясь на спину, сгруппироваться. Продолжая поступательное движение тела вперед, оттолкнутся руками, передать тяжесть тела на ноги и принять упор присев.
2. Кувырок вперед согнувшись. Из основной стойки наклониться вперед. Подавая тело вперед, опереться руками о пол. Наклоняя голову вниз, медленно сгибать руки до касания затылочной частью, мягко опуститься на спину. Равномерно не разгибаясь, перекатиться вперед и принять положение седа. Кувырки 1 и 2 могут выполняться из различных исходных положений в различные конечные положения. Их надо выполнять быстро, четко придерживаться одного направления. Весьма важным моментом при выполнении кувырка является завершающее действие акробата. С целью совершенствования координации движений и развития физических качеств рекомендуется кувырок заканчивать мощным темпом выпрыгиванием вверх. Последнее имеет существенное значение для творчества и поиска оригинальных связок кувырка, с какими либо сложными элементами.
3. Кувырок вперед длинный с прыжка.
Рассматриваемый кувырок является разновидностью описанного выше кувырка а) и б). Его характерною особенностью является фаза полета после толчка ногами до касания опоры руками. Кувырок выполняется с небольшого наклона туловища вперед, незначительного сгибания ног в коленях, руки сзади. Махом руками вперед – вверх и энергичным толчком ногами, выполнить кувырок с небольшой фазой полета перед опорой руками. По мере освоения кувырка рекомендуется совершать его через невысокое препятствие с постановкой рук на опору как можно дальше вперед.
4. Кувырок вперед из стойки на голове и руках Усилием рук на опору, приподняться, наклонить голову на грудь, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах. Удерживая ноги повыше, медленно перекатиться на лопатки, затем быстро сгруппироваться и продолжить перекат вперед до упора присев. На первом этапе обучения упражнение выполняется с помощью. Вместо стойки на лопатках можно выполнять «мост», а вместо кувырка вперед – кувырок вперед на шпагат. Партнер, который стоит сбоку и удерживает двумя руками упражняющегося за голеностопные суставы, при переходе на лопатки.
Стойки.
Под стойками подразумевается вертикальное положение туловища в упоре ногами вверх. Они относятся к виду ограниченного устойчивого равновесия. В зависимости от контактной площади опоры стойки подразделяются к различным категориям трудности. Например, стойки могут выполняться в упоре на лопатках, на плечах, на предплечьях, на голове, на руках и др.
Стойки наиболее ярко подчеркивают специфику акробатику, как вида спорта и широко используются как основные рабочие положения.
1. Стойка на лопатках.
Стойка, при которой опора производится лопатками, шеей, затылком и локтями, считается основным вариантом стойки на лопатках. К тому же стойка при этом поддерживается кистями под поясницу, большими пальцами снаружи. Обычно стойка выполняется из положения, лежа на спине перекатом назад с подниманием прямых или согнутых ног.
Страховка и помощь.
Стоять сбоку, поддерживая под бедро и голень.
Последовательность обучения:
− прежде чем приступить к изучению стойки на лопатках, необходимо у занимающихся развить всю группу мышц, которая принимает участие в ее выполнении. Требуется повысить уровень силы мышц спины, поясничной части, пресса, укрепить мышцы шеи. Для этого используются упражнения общеразвивающего характера типа наклонов, поворотов и вращений, сгибаний – разгибаний туловища с предметом и без предмета, с отягощениями и без отягощений, с использованием резиновых амортизаторов, экспандеров и различного вида тренажеров. В уроке успешно применяется метод локального воздействия на какую-либо определенную группу мышц, методы повторных и динамических усилий и др.
Специальные упражнения желательно выполнять в положении характерном для стойки, например:
1. Лежа на спине поднимание и опускание ног; Встречное движение ног.
2. В висе согнувшись спиной к гимнастической стенке, поднимание и опускании ног; встречное движение ног.
3. Из виса согнувшись сзади на низкой перекладине переход в вис прогнувшись сзади и возвращение в исходное положение.
4. Из виса согнувшись на низких кольцах переход в вис прогнувшись и возвращение в исходное положение.
5. Из виса согнувшись поперек внутри брусьев переход в вис прогнувшись и возвращение в исходное положение и т.д. При выполнении указанных упражнений целесообразно применять различные режимы работы мышц: динамический и его разновидности – уступающий и преодолевающий; статический, а также различное их сочетание. Причем статические позы удерживать под различными углами положения тела относительно горизонта. Собственно, стойку на лопатках выполнять из различных положений: из упора присев перекатом назад; из упора присев перекатом вперед; из основной стойки наклоном вперед; из основной стойки наклоном назад – перекат назад; махом одной толчком другой, перекат вперед и т.д.
Положение рук могут быть следующими: руки на поясе, руки за головой, руки на полу вверху, руки на полу в стороны; руки на полу сзади, руки вдоль тела и т.д.
2. Стойка на голове и руках.
Название стойки свидетельствует о том, что при ее выполнении опора производится одновременно головой и руками. Опорные точки образуют соответственно равносторонний треугольник. Кисти расположены на ширине плеч, пальцы развернуты и обращены вперед. Значительная часть тела переносится на руки. В стойку можно выходить силой, махом и толчком согнувшись и прогнувшись, согнутыми и прямыми ногами, используя различные исходные положения. Стойка выполняется из упора присев; из упора присев на одну, другую назад; из седа на пятках; из положения, стоя на колене, другую ногу назад; из седа опорой руками слева, справа; из основной стойки наклоном вперед; из основной стойки махом одной толчком другой и т.д.
Последовательность обучения.
1. В сед на пятках, наклон вперед, руки вверх на полу. Подавая туловище вперед, опереться головой впереди рук на мат. Силой, сгибая ноги, выполнить стойку в группировке – держать. Медленно выпрямить ноги – держать с помощью или с касанием опоры пятками.
2. Повторить те же действия, но из упора присев. Все упражнения выполнять медленно и быстро, особое внимание обращать на самостоятельное выполнение заданий.
Страховка и помощь.
Стоять сбоку удерживать за бедро и спину.
3. Стойка на руках.
Стойка на руках характеризует жесткое положение туловища с достаточной оттянотостью в плечевых суставах. Кисти на ширине плеч, пальцы развернуты и направлены вперед, ноги вместе носки вытянутые. Прямолинейность стоки является залогом ее устойчивости. В случае потери равновесия стойка уравновешивается нажатием пальцами или противоположной частью ладони на пол. При падении вперед голова отводится назад, а при падении назад носки максимально вытягиваются. При значительном нарушении стойки ее восстановлению может помочь сгибание рук и туловища. Стойка на руках может выполняться махом одной и толчком другой, силой и толчком двумя ногами.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, удерживая одной рукой за голень – другой - за бедро маховой ноги. Самостраховка осуществляется: при падении вперед переставлением руки и поворотом туловища налево или направо с опусканием одной ноги или кувырком вперед, при условии владения этим двигательным навыком.
Последовательность обучения.
1. Кратковременное фиксирование стойки на носках, руки вверх. Жесткость стойки можно проверить путем небольшого надавливания на кисти направления сверху вниз партнером.
2. Из положения, лежа на животе, руки вверх. Захватив двумя руками за ноги в области голени лежащего, партнер поднимает его в стойку на руках, затем медленно возвращает его в исходное положение. Тело при этом удерживается прямым. Удерживания равновесия, стоя на одном колене, другую ногу назад, руки вверх.
3. Удержание равновесия на полусогнутой ноге, другую ногу назад руки вверх. При выполнении упражнений 3, 4 нога, туловище, руки удерживаются на одной прямой линии. В руках желательно удерживать отягощение 3 – 5 кг.
4. Из упора присев на левой, правой назад, толчок левой и махом правой выйти в стойку прямыми руками с помощью.
5. Из упора присев толчком ног выйти в стойку прямыми руками с помощью.
6. Из равновесия на левой, правой назад, толчком в левую выйти в стойку с помощью.
7. Из основной стойки, руки вверх, толчком левой и махом правой выйти в стойку с помощью. Упражнения 5, 6, 7, 8 – выполнять самостоятельно и с помощью. Совершенствование стойки на руках достигается путем удержания ног в различном положении, а также различными поворотами в стойке, хождением на руках и удержанием стойки на одной руке.
4.Стойка на руках толчком двух ног.
Последовательность обучения.
1. Из упора на коленях, кисти у колен, выпрямление ног в упор стоя согнувшись.
2. Из упора сидя на пятках, руки прямые, приподнять таз и выполнить упор согнув ноги – держать.
3. Из упора присев, передавая тяжесть тела на руки, силой поднять таз повыше и зафиксировать упор согнув ноги.
4. Тоже, но толчком ног.
5. Из упора стоя, передавая тяжесть тела на руки, приподнять таз повыше и зафиксировать упор согнув ноги.
6. Из упора присев, руки прямые, толчком ног, стойка на руках, ноги согнутые – держать с помощью.
7. Тоже, но ноги выпрямить с помощью и самостоятельно. При выполнении упражнений 2 – 7 ориентировать учащихся на воспитание чувства равновесия.
ПРИМЕРНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
1. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках (держать) перекатом вперед присев и в темпе прыжок вверх прогнувшись.
2. Два кувырка вперед слитно - перекатом назад стойка на лопатках (держать) – перекатом вперед присев и в темпе прыжок вверх прогнувшись.
3. Кувырок вперед – перекатом назад лежа на спине «мост» (держать) – лечь на спину и перекатиться назад с согнутыми ногами до упора руками за головой – в темпе два кувырка вперед с последующим прыжком вверх прогнувшись.
Подготовка к показательным выступлениям.
3.4. Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную общеразвивающую программу «Гимнастика».
3.5. Список используемой литературы
1.Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика. М.: Просвещение, 2011,-31с.
2.Винер – Усманова И. Художественная гимнастика. Теория и методика. - М.: Человек, 2015, - 120с.
3.Верхозина Л. Г. Гимнастика для детей 5 – 7 лет. – Издательство Учитель, 2013, -126с.
4.Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребёнка. - СПб.: КОРОНА принт,2001, -272с.
5.Карпенко Л. А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. – Советский спорт, 2014, -264 с.
6.Кудрявцев В.Т. Педагогика оздоровления. – Лика – Пресс, 2000, - 296 с.
7. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. М.: Сфера, 2009, - 176 с.
8.Сосина В. Хореография в гимнастике. – Олимпийская литература, 2009, - 136 с.
9.Сиготского В.А. «Примерная комплексная программа по гимнастике».
10.Смолевского В.М. опыт работы педагога «Гимнастика». - М.: Физкультура и спорт, 1987, - 336 с.
11.Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005, - 167 с.
12.Яковлева Т. С. Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2007, -136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Корригирующая гимнастика »
Рабочая программа по кружку «Корригирующая гимнастика ».Главная направленность программы корригирующей гимнастики -это коррекция физического и психического развития детей с нарушением интеллекта...

Дополнительная образовательная программа "Фитбол - гимнастика"
В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по развитию физических способностей детей – занятия на фитболах (больших гимнастических мячах). Фитбол–гимнастика не только благоприя...
Программа дополнительного образования "Фитбол- гимнастика".
Программа дополнительного образования. "Фитбол- гимнастика"...

Программа дополнительного образования «Фитбол – гимнастика»
Программа дополнительного образования "Фитбол - гимнастика"...








