Рабочая программа по дополнительному образованию «Корригирующая гимнастика »
методическая разработка по физкультуре по теме

Наумова Елена Николаевна

 Рабочая программа по кружку «Корригирующая гимнастика ».

Главная направленность программы корригирующей гимнастики -это коррекция физического и психического развития детей с нарушением интеллекта.
В программе  представлены различные здоровьесберегающие технологии:
-дыхательные упражнения по А .Н. Стрельниковой;
-пальчиковая гимнастика ;
-психогимнастика по методике  М.Чистяковой
-игровой самомассаж, массаж биологически активных зон по А.А Уманской и К.Динейки;
- офтальмотренаж (гимнастика для глаз);
-ходьба по «дорожкам здоровья» (для развития стоп);
-упражнения на тренажерах;
-прыжки на батуте;
-плавание в сухом бассейне;
-упражнения на мячах прыгунах (хопах) с рожками;
-упражнения на дисках здоровья;
- игры малой подвижности;
-релаксационная гимнастика, беседы о здоровье.
Большое значение  в программе уделяется индивидуальному подходу. В процессе работы учитываются особенности  физических и психических  нарушений каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku_korrigiruyushchaya_gimnastika.docx151.93 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида»

Программу разработал : воспитатель Кутешова Елена Николаевна

Рабочая программа по дополнительному образованию

  «Корригирующая гимнастика »

Пояснительная записка

Проблема охраны здоровья детей в специальном дошкольном учреждении стоит очень остро.

Характерной особенностью детей с нарушением интеллекта является наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.

У них наблюдаются диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие, нарушение опорно-двигательного аппарата ,

сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т.д. ,низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.

Снижение тонуса коры головного мозга затрудняет выполнение движений детьми, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах , напряженность ,угловатость;

Детям с нарушением интеллекта присуща быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Имеются нарушения в развитии физических качеств - силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.

Недоразвитие двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта  приводит к большим трудностям в овладении всеми видами деятельности. Поэтому важное значение в коррекционно- воспитательном  процессе в специальном дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование  и коррекцию моторных функций. С целью коррекции данных нарушений  был организован кружок  «Корригирующая  гимнастика».

Главная направленность программы корригирующей гимнастики -это коррекция физического и психического развития детей с нарушением интеллекта.

В программе  представлены различные здоровьезберегающие технологии:

-дыхательные упражнения по А .Н. Стрельниковой;

-пальчиковая гимнастика ;

-психогимнастика по методике  М.Чистяковой

-игровой самомассаж, массаж биологически активных зон по А.А Уманской и К.Динейки;

- офтальмотренаж (гимнастика для глаз);

-ходьба по «дорожкам здоровья» (для развития стоп);

-упражнения на тренажерах;

-прыжки на батуте;

-плавание в сухом бассейне;

-упражнения на мячах прыгунах (хопах) с рожками;

-упражнения на дисках здоровья;

- игры малой подвижности;

-релаксационная гимнастика, беседы о здоровье.

Большое значение  в программе уделяется индивидуальному подходу. В процессе работы учитываются особенности  физических и психических  нарушений каждого ребёнка.

Содержание

Цель: 

-корректировать и компенсировать нарушения психофизического развития, мелкой и общей  моторики.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами корригирующих упражнений, дыхательных упражнений, самомассажа;
  • Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков; существление профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Образовательные задачи:

  • Ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
  • Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в   соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • Развитие координации движений и ориентировки в пространстве;
  • Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция  эмоционально-волевой  сферы и игровой деятельности;
  • Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня психофизического развития  у детей с ОВЗ;
  • Преодоление  нарушений двигательных функций, имеющихся у детей с ОВЗ;
  • Стабилизация эмоционального фона у детей;
  • Снижение заболеваемости;
  • Потребность в ведении здорового образа жизни.

Разделы программы

Беседы о здоровье  – это беседы, посвященные здоровому образу жизни.

Задачи:

-повышать знания детей о собственном теле, здоровье человека;

-вырабатывать привычку вести здоровый образ жизни.

Корригирующие упражнения -это такие упражнения, которые непосредственно укрепляют мышцы корпуса, способствуют развитию координации движений, ритма, пространственной ориентировки и коррекции психических процессов.

Задачи:

-укрепление всех мышечных групп;

-формирование правильной осанки ;

-развитие координации движений, ориентировки в пространстве;

-коррекция интеллектуальных функций ( речи, внимания, восприятия) ;

-воспитание гармоничного физического развития детей .

Игровые упражнения на фитболах- эти упражнения помогают избирательно воздействовать на организм ребенка  и используются для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

-формировать правильную осанку, развивать мышечную систему;

-развивать у детей умение ощущать себя, свои мышцы, своё тело ,управлять каждой группой мышц (шеи, лица, рук, ног, туловища)

-развивать координацию движений;  сенсорные и моторные функции;

-осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата;

-корригировать речь детей.

Дорожки здоровья-  представляет собой массажный коврик с различными поверхностями , при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Коврики и элементы на них красочные и яркие, детям доставляет огромное удовольствие прогулка по таким дорожкам здоровья в детском саду.

Задачи:

-развитие координации движений, равновесия;

- осуществление профилактики плоскостопия.

Упражнения на тренажерах (велотренажер, беговая дорожка, ходики)-  спортивные тренажеры удовлетворят потребность детей в движении, развивают их выносливость, улучшат координацию, помогут справиться с нервными перегрузками.

Задачи:

-повышать двигательную активность;

-укреплять  нервную систему;

-развивать координацию движений , мышцы рук и ног;

-развивать сердечно-сосудистую  и дыхательную системы.

Прыжки на батуте – прыжки на батуте позволят детям при постоянных занятиях укрепить вестибулярный аппарат, улучшить координацию движений, а также предотвратить заболевания опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

-развивать координацию движений;

-укреплять вестибулярный аппарат;

-осуществлять профилактику  нарушений опорно-двигательного аппарата.

Сухой бассейн-  это своего рода «емкость» с мягкими толстыми стенками, заполненная цветными яркими пластиковыми шариками, полыми внутри и твердыми при небольшом нажатии.

Задачи:

  • развивать все группы мышц тела;
  • способствовать расслаблению, снятию напряжения, стресса;
  • оказывать положительное влияние на весь организм;
  • снимает психическое напряжение и поднимает настроение;

Тренажер диск здоровья - представляет собой предельно простое устройство, оно поможет сформировать правильную осанку и развить координацию движений.

Задачи:

     - оказывает общеукрепляющее действие на мышцы и суставы;

     - тренирует вестибулярный аппарат;

     -улучшает кровообращение органов малого таза;

    -снимает психическое напряжение и поднимает настроение;

     - формирует правильную осанку.

Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки  собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.

Задачи:

-воздействовать через биоактивные точки  на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости;

-способствовать повышению функциональных возможностей организма;

-способствовать снижает утомление и быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок.

Дыхательные упражнения - комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.

Задачи:

-способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;

-содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;

-способствовать повышению иммунитета.

Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения  зрения  и снятия усталости глаз.

Задачи:

-улучшать  кровоснабжение глазных яблок;

-нормализовать тонус глазодвигательных мышц;

-способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.

Задачи:

-способствует развитию речи, творческого мышления;

-активизировать  моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрироваться.

Психогимнастика- специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоциональной и личностной сферы).

Задачи:

  • преодоление барьеров в общении;
  • развитие лучшего понимания себя и других;
  •  снятие психического напряжения.
  • коррекция эмоционально - волевой сферы.

Игры малой подвижности– это детские игры, в которых игроки не двигаются вообще или двигаются крайне мало.

Задачи:

-развивать внимание, речь , ориентировку в пространстве;

-оказывать  благотворное влияние на психическую деятельность.

Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.

Задача:

-способствовать снятию напряжения мышц после физической нагрузки.

Организация образовательного процесса

 Кружок «Корригирующая гимнастика» посещают 10 детей в возрасте от 5 до 8 лет, которые являются инвалидами и имеют  V группу здоровья.

Занятия кружковой работы проводятся 2 раза в неделю , во второй половине дня.

Продолжительность  25- 30 мин.

Корригирующая гимнастика разработана   согласно  основным педагогическим принципам:

  • Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
  • Принцип постепенности.  Предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе занятий.
  •  Принцип доступности. Упражнения разучиваются  от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
  • Принцип наглядности. Предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
  • Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Структура кружка «Корригирующая гимнастика»

Каждый комплекс кружка проводится в игровой форме и имеют свой сюжет.

Комплексы  состоят из  трёх  частей: вводной, основной  и  заключительной.

I. Вводная часть (5-7 минут).

Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.

В содержание вводной части входят: различные виды ходьбы и бега, укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

II. Основная часть (15-20 минут).

В этой части используются корригирующие упражнения упражнения, которые непосредственно укрепляют мышцы корпуса, способствуют развитию координации движений, ритма , пространственной ориентировки и коррекции психических процессов, оказывают физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитывают  физические качества детей.

Также в основную часть  включены  ходьба по «дорожкам здоровья» (для развития стоп), упражнения на тренажерах, прыжки на батуте, плавание в сухом бассейне, упражнения на мячах фитболах ,упражнения на дисках здоровья; пальчиковая гимнастика , психогимнастика , игровой самомассаж, офтальмотренаж (гимнастика для глаз), дыхательные упражнения(способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер) .

III. Заключительная часть (3-5 минут).

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Проводятся игры малой подвижности; выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме.

Список литературы:

1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».-Волгоград: Учитель,2007.-151с.

2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение,1991.-с.15-41.

3. Зарин А.П. Ложко Е.Л. Музыка и движение в коррекционно –воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта.- СПб, 1994.

3. Картушина М.Ю.Быть здоровыми хотим.- М.:ТЦ Сфера,2004.-384с.

4. Потапчук А.А. Овчинникова Т.С.. Двигательный игротренинг для дошкольников.- Спб.: Издательство «Речь»,2002.176с.

5. Страковская А.н. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей.-М.:Медицина,1987.-240

6. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика.М:Метафора,2002.

7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-4 лет,5-7лет.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2003.-104с.

8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб.: Лань,1996.-32с.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение.М.,1990-с.3-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...