Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром
картотека (старшая группа)

Абубакирова Екатерина Алексеевна

Игровые технологии

по ознакомлению дошкольников с предметным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3prilozhenie_kati.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение3

Игровые технологии

по ознакомлению дошкольников с предметным миром

 «ИГРА С МЯЧОМ»

Дидактическая задача. Развивать умение детей ориентироваться   в прошлом и настоящем предметов.

Игровое действие. Разделение.

Материал. Мяч.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят в кругу. Ведущий называет предмет из прошлого и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет предает настоящего времени, например:

веник — пылесос,

счеты — калькулятор,

пишущая машинка — компьютер,

солнечные часы— механические часы  и т.д.

 «НАЙДИ ПАРУ»

Дидактическая задача. Побуждать детей к сравнению предметов по их функциям. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Способствовать развитию внимания, логического мышления.

Игровое действие. Соединение.

Материал. Предметные карточки.

ХОД ИГРЫ

Ведущий предлагает игрокам взять на выбор любую предметную карточку. Перед тем как выполнить задание, участники игры должны вспомнить историю создания предмета. Работая с карточкой, игрок объединяет в пару предметы, имеющие одну и ту же функцию. Например,

счеты — калькулятор,

свеча — электрическая лампочка,

веник — пылесос,

костер — электроплита,

бревно - лодка,

пещера — жилой дом,

угольный утюг — электрический утюг,

самовар — электрический чайник,

терка — овощерезка.

Выиграет тот игрок, кто первым выполнит задание.

«ЗНАЮ ВСЕ ПРОФЕССИИ»

Дидактическая задача. Формировать у детей умение группировать предметы по назначению, закрепить название профессий. Способствовать развитию внимания, быстрого и увлекательного чтения.

Игровое действие. Группирование.

Материал. Карточки с названиями профессий, предметные карточки с изображением орудий труда.

ХОД ИГРЫ

(первый вариант)

Ведущий предлагает игрокам карточки с названиями профессий. Игрок, прочитав название профессии на карточке, среди предмет-дых картинок находит те орудия труда, которые необходимы для, Данной профессии. Выигрывает игрок первым выполнивший задание ведущего.

(второй вариант)

Ведущий загадывает загадку про человека той или иной профессии, игроки находят варианты ответов на карточках с названиями профессий.

Загадки

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель)

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На все смотреть и все запоминать

И все родное, русское любить. (Воспитатель)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота —

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

С огнем бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?  (Пожарники)

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит,

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор)

«УМНЫЕ МАШИНЫ»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в видах транспорта с помощью описания его признаков. Развивать наблюдательность, внимание.

Игровое действие. Отгадывание.

Материал. Предметные карточки с изображением транспорта.

ХОД ИГРЫ

Дети встают в круг, ведущий находится в центре круга. Ведущий загадывает игрокам загадку об «умных машинах», кто первым отгадает загадку, отправляется на поиски отгадки (предметной карточки с изображением транспорта) по групповой комнате. Победителем в игре считается тот, у кого окажется больше всех предметных карточек.

Загадки

Летит птица — небылица,

А внутри народ сидит,        

Меж собою говорит. (Самолет)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский. (Вертолет)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь — сороконожка.

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет. (Тепловоз, вагоны)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная машина)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой. (Экскаватор)

Плывет белый гусь —

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет. (Комбайн)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

«УГАДАЙ, ЧТО ЗАГАДАЛА»

Дидактическая задача. Побуждать детей определять материал по его свойствам. Закреплять умение задавать вопросы.

Игровое действие. Ловля мяча, загадывание, отгадывание.

Игровое правило. Задать вопрос, после того как поймал мяч.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят полукругом. Напротив — воспитатель (позже ведущим может быть ребенок) с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает мяч детям по очереди. Тот, кому брошен мяч, должен задать о материале вопрос, предполагающий ответ «да» или «нет». Выигрывает тот, кто первый определит загаданный материал.

«КТО ВПЕРЕД?»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей объединять предметы по назначению, классифицировать по материалу, из которого они сделаны.

Игровое действие. Группирование.

Материал. Мяч.

ХОД ИГРЫ

Все игроки стоят в одну линию. Ведущий бросает мяч игроку и дает задание:

  • назвать столярные инструменты,
  • металлическую посуду,
  • фарфоровую посуду,
  • письменные принадлежности,
  • предметы, удовлетворяющие потребности детей в труде,
  • изделия из хлопка,
  • кожаные изделия,
  • пластмассовую бижутерию и т.д.

Если игрок дал правильный ответ, то он делает шаг вперед. Если ответ не верный, то игрок остается на своем месте. Игра заканчивается, ведущий называет имя  победителя.

«ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ»

Дидактическая задача.    Закреплять умение детей классифицировать объекты   по назначению. Развивать интерес к окружающим предметам.

Игровое действие. Классифицирование.

Материал. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Шоферы», макеты.

ХОД ИГРЫ

Ведущий предлагает игрокам отправиться на экскурсию по городу. Во время экскурсии водитель останавливает «автобус» на остановках, а ведущий просит игроков объяснить почему они так называются.

Виды остановок: «Ветлечебница», «Ателье», «Аптека», «Зоопарк», «Парикмахерская», «Цирк», «Гастроном», «Стадион» и т. д. За правильный ответ игрок получает фишку. В конце экскурсии каждый игрок подсчитывает количество выигранных фишек.

«ХИТРЫЙ ФОТОАППАРАТ»

Дидактическая задача. Способствовать развитию наблюдательности, памяти, умения различать природный и рукотворный мир.

Игровое действие.  Разделение.

Материал. Предметные карточки с изображением предметов природного и рукотворного мира.

ХОД ИГРЫ

Ведущий обращает внимание игроков на то что, надев «волшебные очки» они превращаются в фотографов, при этом фотографы будут фотографировать не все предметные карточки, а только те, на какие укажет ведущий. Ведущий начинает счет до 20, а игроки в это время фотографируют своими «волшебными очками» предметные карточки с изображением предметов рукотворного мира. После окончания счета, игроки закрывают глаза.

Ведущий вызывает одного из игроков и просит назвать сфотографированные предметы на карточках. После этого другие игроки дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют не пропустили ли они что-нибудь. Аналогичное задание выполняется с предметными карточками, на которых изображены предметы природного мира.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Дидактическая задача. Побуждать детей к запоминанию предметов природного и рукотворного мира. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Способствовать развитию  памяти, мышления.

Игровое действие.  Группирование.

Материал. Мяч.

ХОД ИГРЫ

(первый вариант)

Карточки для чтения лежат на столе в определенной последовательности.

Кресло, диван, кастрюля, стол.        

Миксер, пылесос, мясорубка, ложка.

Самолет, вертолет, машина, карандаш.

Сметана, творог, колбаса, сыр.

Батон, сарделька, торт, сушка.

Кастрюля,   ножницы, самолет, стул.

Панама, футболка, сапоги, рубашка.

Стол, мяч, шина, шары.

Игрок, прочитавший  слова в ряду, выделяет лишнее слово.

(второй вариант)

Игроки стоят в круг. Ведущий бросает мяч игроку и называет четыре слова. Три слова можно объединить одним, четвертое — от них отличается, оно лишнее. Задача игрока — угадать какое «слово лишнее? При правильном ответе игрок бросает мяч ведущему, если затрудняется с ответом передает мяч другому игроку.

«ЧТО БЫЛО   - ЧТО БУДЕТ?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов. Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.

Игровое действие. Соединение.

Материал. Большие карточки, разделенные на три части: в средней части изображен предмет настоящего времени, первая и третья — пустые; предметные картинки с изображением предметов прошлого и будущего времени.

ХОД ИГРЫ

(первый вариант)

Перед каждым игроком на столе расположена большая карточка, в руках у ведущего картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Ведущий называет предмет (прошлого или будущего), а игроки на своих карточках находят этот же предмет настоящего времени. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки участников игры.

(второй вариант)

Игроки делятся на три команды. Ведущий дает задание составить цепочки путешествий в прошлое, настоящее и будущее предметов

  • предметы транспорта;
  • предметы быта;
  • письменные принадлежности.

Варианты усложнения игры:        .

  • Включать путешествия в прошлое, настоящее и будущее других групп предметов (посуда, мебель, игрушки и т.д.)
  • Увеличить число путешествий в каждой группе предметов.
  • Изменять число команд и участников в каждой команде.
  • Включать рисование предметов.

«ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТЫ,

ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ТРУД НА ПРОИЗВОДСТВЕ»

Дидактическая задача. Побуждать детей выделять предметы, облегчающие труд на производстве. Объяснять, что использование этих предметов могут улучшить качество изготавливаемых предметов, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет.

Игровое действие. Группирование.

Материал. Карточки с изображением различных предметов, облегчающих труд человека на производстве, фишки.

ХОД ИГРЫ

Ведущий раскладывает все картинки на столе и предлагает участникам игры выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Игроки по очереди берут карточки, называют предмет, рассказывают, для чего он служит человеку. (Выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

 «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

Дидактическая задача. Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.

Игровое действие. Сравнение.

Материал. Предметные картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Фишки.

ХОД ИГРЫ

Участникам игры предлагают две картинки. Ребенок должен сравнить изображения, найти сходство и различие. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой — птица. Сходство: есть крылья, нос, клюв, хвост. Различие: птица — живая, самолет — неодушевленный предмет. Каждый дополнительный ответ оценивается фишкой. Выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

«СОБЕРИ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая задача. Побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

Игровое действие. Объединение.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.

ХОД ИГРЫ

(первый вариант)

Каждый игрок получает конверт, в котором находятся разрезные картинки с изображением частей предмета. По команде ведущего дети собирают предмет из частей и называют его. Игра заканчивается тогда, когда собраны все предметы.

(второй вариант)

Игроки делятся на команды. Каждая команда получает конверты с разрезными картинками:

  • мебель;
  • транспорт;
  • бытовая техника и т.д.

По сигналу ведущего каждый игрок команды начинает собирал, свой предмет. Игра заканчивается, когда задание выполнила одна из команд.

«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Дидактическая задача. Помогать детям ориентироваться в разнообразии современных электроприборов и их назначении. Обогащать словарный запас.

Игровое действие. Группирование.

ХОД ИГРЫ

Ведущий предлагает игрокам вспомнить все электрические приборы, помогающие человеку в быту:

  • убирать квартиру;
  • готовить пишу;
  •  стирать одежду;
  • делать прическу и т.д.

За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Дидактическая задача. Подводить детей к пониманию того, что человек создает предметы для украшения своей жизни. Побуждать находить предметы, выполняющие эстетические функции.

Игровое действие. Группирование.

Материал. Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Фишки.

ХОД ИГРЫ

(первый вариант)

Участники игры делятся на две команды. Игроки первой команды отбирают картинки с изображением предметов, которые необходимы в повседневной жизни, другая команда — предметы, приносящие удовольствие или создающие настроение. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

(второй вариант)

Перед игроками представлены картинки с изображением предметов. Ведущий загадывает загадку о предмете, ребенок первым нарвавший предмет, получает фишку. Игра заканчивается, когда отгаданы все предметы. Побеждает тот, кто получил больше фишек.

Загадки:

Без языка живет, не ест и не пьет,

А говорит и поет. (Радио)

Не дерево, а  с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Поверну волшебный круг,

И меня услышит друг. (Телефон)

«ПОКУПКИ»

Дидактическая задача. Показать детям богатство предметного мира. Закреплять способы использования предмета, его функциональные возможности.

Игровое действие. Группирование.

Материал. Карточки с названия предметов, которые могут продаваться в отделах магазина: музыка,   художественный салом, изделия народно-прикладного искусства, эмблемы данных отделов, фишки.

ХОД ИГРЫ

На столе перед детьми выложены карточки с названиями покупок. По сигналу ведущего «покупки в магазин» каждый игрок берем любую карточку с названием покупки, читает название покупки и относит карточку в тот отдел магазина, где, по его мнению, можем продаваться этот товар. Затем, каждый ребенок рассказывает всем, почему его товар продается в данном отделе и зачем он нужен людям. За лучший ответ игрок получает фишку.

Например,

музыка: ноты, пианино, скрипка, дудочка, магнитофон, барабан, музыкальный центр.

Художественный салон: кисти, бумага, краски, холст, палитра, картины.

Изделия ДПИ (декоративно-прикладное искусство): посуда, игрушки, салфетки, свистульки, полотенце.

«НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая задача. Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу. Закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

Игровое действие. Классифицирование.

Материал. Предметные картинки, классифицированные:

  • по назначению предметов — магнитофон, скрипка, нотная тетрадь,   музыкальный центр, кисточка.
  • по способу использования предметов — скрипка, барабан, гармонь,  дудочка, нотная тетрадь.
  • по виду музыкальных инструментов — скрипка, арфа, гитара, балалайка, маракас.
  • по качеству материалов — скрипка, ложки, балалайка, гитара, треугольник.
  • по составным частям инструмента — струна, дека, гриф, смычок (составные части скрипки), палочка (от барабана).

ХОД ИГРЫ

Ведущий показывает детям карточки, просит найти лишний предмет и объяснить, почему они так считают.

«ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ»

Дидактическая задача. Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и качествами материала и назначением предмета.

Игровое действие. Называние, объяснение, отгадывание.

Игровое правило. По сигналу взрослого начинать объяснения.

ХОД ИГРЫ

Предложить детям поразмышлять: что было бы, если бы Дальше называется известный дошкольнику материал и исчезновение одного его свойства. Например, «Что было бы, если бы стекло перестало быть прозрачным?» и т.п.

«УЗНАЙ ПО ЗВУКУ»

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении различать виды материалов по звуку.      Игровое действие. Отгадывание по звуку. Игровое правило. Называть вид материала по сигналу.

Материал. Предметы, сделанные из разных материалов, фишки.

ХОД ИГРЫ

Взрослый сидит напротив детей. Все предметы находятся за ширмой, рядом со взрослым. Поочередно взрослый извлекает звуки из предметов. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Выигрывают те, кто больше набирает фишек.

«РАССКАЖИ О МАТЕРИАЛЕ»

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о материалах (разновидности ткани, разновидности бумаги, искуса венный и натуральный материалы), из которых сделаны предметы.

Игровое действие. Подбрасывание, ловля, описание материала по признакам.

Игровое правило. Контролировать правильность описания материала.

Материал. Кубик с изображением на гранях разных видов материала.

ХОД ИГРЫ

Каждый играющий ребенок подбрасывает кубик, кубик опускается какой-то гранью на поверхность стола, ребенок называет материал, который ему выпал и описывает его. Другие игроки контролируют правильность описания свойств и качеств материала.

«РЕКЛАМА»

Дидактическая задача. Закреплять знания о свойствах и качествах материалов (структура, температура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость и т.д.).

Игровое действие. Рекламировать продукцию.

Игровое правило. При покупке товара покупатель должен объяснить, почему покупает.

ХОД ИГРЫ

Взрослый организует магазин с разными отделами. Дети — продавцы прежде чем продать товар, должны рекламировать свою продукцию, т.е. объяснить почему необходимо его купить, именно из этого материала, каковы его достоинства. После рекламы дети - покупатели расходятся по отделам и при покупке должны пользоваться следующей речевой конструкцией: «Я возьму этот предмет, потому что мне нравится, мне необходимо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром

Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром....

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с предметным миром посредством игровых технологий».

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с предметным миром посредством игровых технологий»....

Курсовая работа "дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром"

Предметный мир  в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь  научится ориентироваться в  многообразии предметного мира, использовать предметы по назнач...

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с предметным миром.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»Городского округа Ступино Московской области...

Семинар-практикум Особенности проведения дидактических игр по ознакомлению дошкольников с предметным миром (методика О.В. Дыбиной)

Методы и приёмы, способствующие формированию у детей дошкольного возраста представлений о предметном мире. Данный семинар-практикум готов к использованию старшими воспитателями....

Презентация ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ.

В презентации показан материал о значении сюжетно-ролевой игры для развития ребенка по средством оригами....

Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром

Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром...