комплексное занятие для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Путешествие по России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Комплексное занятие, где на уровне элементарных представлений, детей знакомят с разнообразием мест в России, обратив особое внимание на Барнаул, Москву, Кавказ, Камчатку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №206»
Конспект занятия
для детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)
Тема: «Путешествие по России»
Составитель:
Мельникова С.Н.
Калинина Е.Б.
воспитатели
г. Барнаул
Конспект занятия
Тема: «Путешествие по России»
Цель: на уровне элементарных представлений познакомить детей с разнообразием мест в России.
Задачи:
- углубить и расширить знания детей о разнообразии мест в России, обратив особое внимание на Барнаул, Москву, Кавказ, Камчатку;
- закрепить знание первого десятка, геометрических фигур, умение решать математические задачи, ориентировку в пространстве;
- расширить и активизировать словарь детей по теме;
- развивать связную, выразительную речь, умение составлять предложения;
- закрепить усвоение основ обучения грамоты;
- расширить способы игрового взаимодействия;
- развивать умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, действовать в реальной и воображаемой ситуации;
- развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;
- поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
- обогатить опытно-исследовательскую деятельность;
- развивать целенаправленность двигательной активности;
- воспитывать доброжелательное отношение к людям других народов, патриотические чувства к родному краю.
- развивать внимание, память, целостное восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- формировать произвольность поведения на занятии.
Оборудование, материалы: карточки трех разных народов России, глобус, карта, дидактический материал с подбором карточек достопримечательностей изучаемых регионов, рекламой путешествий, пазлы герба и флага, предметы необходимые в походе: рюкзак, компас, термос, веревка, спички, нож, ромашки, изображения рыб и морских обитателей, макет вулкана, наборы для опытно-экспериментальной деятельности, математические наборы, листы для оригами
Ход. занятия:
Дети заходят в группу.
Воспитатель обращает внимание детей, что скоро наступят не просто выходные, а праздничные дни. Какие? (1 Мая – день труда и весны, 9 Мая – день победы)
В эти дни хорошо побыть с семьей всем вместе. Что можно делать? (погулять, сходить в кино, в гости, съездить за город, на дачу, в деревню, отправиться в путешествие)
Я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашей стране. Хотите? но вот куда? (предложения детей)
Где и кто может помочь в этом вопросе? (В турагентстве)
Воспитатель предлагает пройти в турагенство за путевками.
- Как называется турагентство, которое поможет нам выбрать путешествие. (Дети самостоятельно читают)
Воспитатель от лица менеджера (тур.оператора) встречает детей, поощряет их желание путешествовать, узнать свою страну. Какую? (Россию)
Показывает на глобусе Россию
- Наша страна очень большая, поэтому природа разнообразная, уникальная. Когда на севере еще лежат снега, на юге во всю цветут цветы. Когда на востоке просыпается солнышко, люди идут на работу, в садик, в это время на западе еще все спят.
- Мы хотим туда, где начинается Россия, т.е. просыпается солнце, чтобы первыми встретить новый деть и где тепло (снег мы помним, недавно была зима)
- У нас есть отличное предложение. Рекомендую посетить Москву, побывать на Кавказе и отправиться на Камчатку. В этом путешествии вы увидите на сколько разнообразна наша страна, ее природа, люди. Люди, которые вас будут сопровождать называются гидами.
Выдает им путевку, уточняет и закрепляет правила безопасного поведения в путешествии. В ходе беседы побуждает детей к вежливому обращению.
- Пора отправляться в путь. На чем люди путешествуют? Кто управляет этим транспортом? (автомобиль, автобус – шофер, поезд – машинист, корабль – капитан, самолет – пилот) В нашем путешествии мы должны преодолеть большие расстояния. На чем лучше? (на самолете)
- Отправляемся в аэропорт. Предлагаю сконструировать волшебные самолеты, которые помогут нам.
Дети способом оригами складывают самолетики и делают их именными. Приклеивают свое имя на крыло.
- Приготовимся к полету: проверим шасси, накачаем шины с-с-с-с, заведем
мотор р-р-р-р. Расправили крылья, полетели.
- Наше путешествие начинается со столицы нашей Родины. Как же она называется? (Москва) А люди которые в ней живут как называются (москвичи)
Посмотрите, кто-то нас встречает. В Москве живут разные люди, но больше тех, у кого светлые волосы, кожа, глаза.
Дети знакомятся, с гидом – Иваном. Он интересуется откуда приехали дети.
(из Барнаула) – Как вас называть? (Барнаульцы)
Обращает внимание на достопримечательности столицы (Спасская башня Кремля, Красная площадь, МГУ).
Воспитатель от имени Ивана интересуется:
- Что вы знаете о своем родном городе? Дети рассказывают Ивану о г. Барнауле, его достопримечательностях.
Показывают фотографии своего города.
Иван подводит итог, что и Москва и Барнаул города одной страны. Какой?
Предлагает вспомнить главные символы России (герб, флаг, гимн), а еще есть неофициальные символы, какие (матрешка, ромашка, самовар, медведь береза)
- Посмотрите, под нашей березой находятся задания, которые нам приготовил Иван. Давайте соберем пазлы и посмотрим, что у нас получится.
Дети собирают пазлы.
- Что же у нас получилось? (герб, флаг)
Иван: - Я очень рад был с вами познакомиться. Куда же вы теперь отправитесь? (на Кавказ)
Воспитатель обращает внимание детей на путевку (убеждаются, что Кавказ находится далеко от Москвы, на юге).
Дети прощаются с Москвой, Иваном.
Идут в «аэропорт», где их ждут самолеты.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед
Полетел наш самолет.
- Смотрите, перед нами самый высокий горный район России. Он находится на юге нашей страны. Заходим на посадку.
Нас встречают жители Кавказа. Как их называют? (кавказцы)
Обратите внимание внешность этих людей другая. Кавказцы высокие, смуглые, с темными глазами. Давайте поздороваемся с нашими гидами Асланом и Аминой. Народы Кавказа очень гостеприимны, уважительно относятся к старшим и гостям. Мы с вами приезжие гости. Как можно нас назвать? (туристы)
Амина говорит, что у них очень популярны разные виды туризма. Но больше всего люди приезжают любоваться горами, т.к. Кавказ – самые высокие горы в России. Самая высокая гора –Эльбрус — самая высокая гора Европы и жемчужина Центрального Кавказа. Невероятно красивые ландшафты с белоснежными горными пиками, чистейшими водопадами, глубокими каньонами и альпийскими лугами привлекают в эти места тысячи любителей природы и покорителей вершин.
Аслан предлагает полюбоваться красотой Эльбруса у подножия, но к нему нужно отправиться в поход. Спрашивает, знаем ли мы, что должны брать с собой в поход туристы.
Практическая деятельность: дети собирают рюкзак в поход.
По окончании демонстрируется фото Эльбруса.
Аслан видит, что мы утомились. Нужно взбодриться. На Кавказе очень любят спорт. Но зарядка есть не только для тела, но и для ума. Он предлагает провести такую гимнастику.
- На дубе выросло 3 яблока, 2 яблока упало. Сколько яблок осталось на дубе?
- Кого больше в зоопарке тигров или животных?
- Заяц слабее, чем медведь. Заяц сильнее, чем стрекоза. Кто самый слабый?
- Четыре друга играли в шашки два часа, сколько времени играл каждый?
- У птицы крыло, у человека?
- Какой сегодня день недели?
- Сколько ушей у двух мышей?
Амина предлагает поиграть с цифрами
- Покажите цифру, которая обозначает число на один больше…, на один меньше….;
- Поднимите цифру, которая стоит перед числом …
- Поднимите цифру, которая следует за числом …
- Поднимите цифру, которая обозначает количество точек на карточке
- Какие цифры являются "соседями” цифры …
- Назовите правого соседа цифры…
- Назовите левого соседа цифры…
- Какую цифру я пропустила при счете…
- Амина предлагает вам сыграть в логическую игру магический квадрат. Из чего он состоит? Каких? Мы должны с вами установить закономерность и определить, какую геометрическую фигуру нужно поместить в пустую клетку. Почему вы так думаете? Назовите фигуру, которая стоит в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, в среднем ряду между кругом и квадратом. Молодцы!
- Амина говорит, что собирала ромашки пока шла к Эльбрусу. Просит составить и решить про них задачу. (составляют, решают)
- Спасибо за ваше гостеприимство, но нам пора отправляться дальше. Воспитатель обращает внимание на путевку. Следующий пункт – Камчатка.
Прощаются с Аминой и Асланом и идут на аэродром.
Повторяется артикуляционная гимнастика.
- Посмотрите внизу под крылом самолета очень много воды. По-моему мы приближаемся к краю восходящего солнца. (к Камчатке)
Подумайте, как называют этих людей (камчатцы)
- Посмотрите, нас встречает гид Хадко. Обратите внимание его внешность,
У этих людей особенная внешность. Что особенного вы заметили в их лицах?
Как вы думаете, почему у людей в Камчатки глаза такой формы? (солнце, соленый брызги моря, постоянный ветер с моря)
Правильно, все эти погодные условия за многие годы сделали так, что у людей в Камчатки узкие глаза и желтая кожа. Они не высокого роста. Это их отличительная черта.
- Наш гид Хадко интересуется, можете ли вы объяснить, почему Камчатку все называют краем восходящего солнца? (Потому что этот край находится восточнее других районов России и первый встречает восход солнца.)
Хадко говорит, что камчатцы очень гордятся своим краем, здесь много достопримечательностей и легенд. Легенды передаются из поколения в поколение. А их хранителями являются шаманы.
Предлагает пойти к шаману в гости и послушать легенду о создании земли Камчатки.
Воспитатель от имени шамана рассказывает легенду о вороне Кудхе и рыбе Камче.
Обращают внимание. Что полуостров Камчатка напоминает силуэт рыбы.
Профессия рыбака очень почетна, рыбы на полуострове действительно много, почему? (со всех сторон моря и океан)
Только ли рыба водится в океане?...
Хадко предлагает поиграть с названиями морских существ.
- с какого звука начинается ….
- каким звуком заканчивается …
- сколько звуков в …..
- разделите на слоги ….
- Камчатку называют не только краем легенд, восходящего солнца или рыбы, а еще курящейся или трясущейся землей.
Рассказать секрет почему?
На Камчатке много не просто гор, а вулканов. Что такое вулкан? (гора из которой может вырываться горячая лава). Многие вулканы действующие. Камчатцы и гости полуострова могут увидеть как извергаются вулканы. Это красивое, но очень опасное и даже страшное зрелище. Близко приближаться ни в коем случае нельзя.
Многие горы имеют трещины, расщелины и из них вырывается раскаленный пар и брызги воды, получается такая эко баня (хамам) на свежем воздухе.
Есть места, где подземные реки, через отверстия в земле, выбрасывают на поверхность воду и пар. Такое природное явление называется гейзером. На Камчатке очень много гейзеров. Вода в них очень горячая (кипяток) и в ней много ядовитых веществ.
Как думаете, можно купаться в гейзере или пить? (нет)
Долина гейзеров подогревает речки, которые бегут по земле, вода в них не замерзает и купаться в них можно, даже полезно.
Вот сколько удивительного таит в себе Камчатка, край где начинается Россия.
Хадко приглашает посетить камчатский музей Вулканариум. Где можно наглядно увидеть как действуют вулканы и гейзеры.
Демонстрируются опыты действия вулкана и гейзера (соединение соды и лимонной кислоты; выталкивание воды, посредством сжатия воздуха).
- А теперь попрощаемся с Хадко, заведем волшебные самолеты и отправимся домой в Барнаул.
(По ходу разговора отмечают и показывают все на карте)
- Как интересно, мы с вами начали - путешествие с ….
Москва – это …
- Затем отправились на …
- Кавказ – это …
- А еще побывали на …
- Камчатка – это …
- Ну, вот и подошло к концу наше удивительное путешествие. Вам понравилось оно? А что больше всего вам понравилось. Куда бы вы еще хотели отправиться в путешествие? (Дети делятся своими впечатлениями. Ищут на глобусе или карте новые места для путешествий).
Легенда о вороне Кутхе
Присаживайтесь у нашего костра, добрые путники! Отдохните после тяжелого перелета. Знаю, большие расстояния вы преодолели. Располагайтесь, а я поведаю историю о земле Камчатской? Немало народов её населяет, все свои сокровенные знания хранят. Чтобы здесь безопасно ходить, надо помнить легенды Камчатки. столь необычной и богатой земли.
Было это так давно, что никто из людей и не упомнит.
Только говорят, не было раньше ничего, вода одна. И летал над ней бог- Ворон, звали его Кутх, и был он белый, как снег.
Пролетая над своей территорией, Кутх увидел, что его уголок земли– матушки – это бескрайний океан. «Куда же я расселю свой народ?» – подумал Кутх. Тут он увидел в водах океана огромную рыбину. Её чешуя переливалась всеми цветами радуги, отражаясь в чистой воде.
Кутх крикнул: – Эй, кто там?
– Я хранительница безбрежного океана, – был ответ. – Умеющая плавать, или Камча. А твое?
-Умеющий летать, или Кутх. Помоги мне.
- В чем?
- Мне некуда расселить свой народ. Кругом океан, а моему народу нужна земля, он не такой, как я. Он не наделен способностью летать. Помоги моему народу спуститься на землю.
– А где сейчас твой народ?
– Он там, – и Ворон указал на небо.
– Видишь сияние звезд? Это мой народ.
– А как же ты сможешь опустить свой народ на землю?
– Ты увидишь, когда будет земля.
Камча заинтересовалась этим:
-Хорошо, я помогу тебе, но ты должен пообещать мне, что и мои дети, морские жители не останутся без заботы. Пусть твой народ живет в мире с моим.
– Я согласен, – ответил Кутх.
И тут Кутх увидел, как Камча стала плыть все быстрее и быстрее. Океан начал волноваться, как бы подгоняя Камчу своими все более и более возрастающими волнами. В момент, когда воды океана достигли огромной величины, Камча взмыла из вод в небо, своим хвостом подняла воды океана и оросила ими звезды, которые засияли еще ярче. Падая вниз, на воды океана Камча заякорилась хвостом за дальнюю землю, и сама превратилась в полуостров. С высоты своего полета Кутх увидел, что Земля, подаренная ему Камчей, сохранила ее очертания. В ее честь Кутх назвал эту землю Камчаткой. Вдохнул Кутх свой горячий дух в горы – и закипели, забурлили они. Одни до сих пор бурлят, другие вулканы спят до поры. Пока работал Кутх, опалил свои перья и стал черным.
В тот же момент звезды на небе засверкали всеми цветами радуги, радуясь вместе с вороном. Кутх поднялся до самых звезд, развернулся так, что одно крыло опустилось на землю, а второе простерлось до звезд, коснувшись их своим оперением. И тут же звезды, как бисер, волнами, стали стекать, по сине-черному крылу вниз, на землю, превращаясь в людей с яркими, сияющими глазами.
«Да», – подумал Ворон, – «это хорошее место для моего народа, и люди этого племени будут называться ительменами».
Много мифов есть о могучем, мудром, хитром и озорном Кутхе. Но редко его сейчас встретишь – говорят, обиделся он на то, что перестали люди слушать его советов. Но не бросил он совсем своих людей – нет-нет, да и прилетает, смотрит с высоты, как там они?
Увидишь на Камчатке ворона – не обижай его, поклонись, уважь – вдруг это сам Кутх прилетел проведать родной край?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе. КВН «Математика – царица наук»
Программное содержание: -Формировать чувство солидарности, умение сопереживать друг другу; -Упражнять детей в решении логических задач; -Совершенствовать навыки выпол...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки» Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Путешествие по сказке «Цветик - семицветик» В. Катаева.
Для составления данного конспекта была использована следующая литература: Основная общеобразовательная программа МДОУ, составленная на основе примерной общеобразовательной программы «От ро...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема: «Путешествие в город Чудесной речи» (образовательная область «Речевое развитие»)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»...

Конспект занятия для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Куда прячутся лягушки зимой?»
на уровне элементарных представлений знакомить детей с лягушкой, ее повадками, местом обитания и зимовки....

Конспект занятия для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Как птицы весну встречают»
Обогащение представлений детей увлекательными сведениями о жизни птиц, о необходимости заботы о них...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Наша Родина-Россия"
Конспект подгруппового логопедического занятия составлен для детей дошкольного возраста подготовительных групп с ТНР.Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша страна»Задачи:Корр...
