Конспект педагогического мероприятия с детьми.
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект входит в цикл занятий "Главные битвы ВОВ". Разработан на закрепление полученных знаний о битве за Берлин.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 668.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок», села Тавайваам
Конкурс «Живая память Победы»
Номинация: «Великие битвы Великой войны»
Методическая разработка
педагогического мероприятия с детьми на тему:
«Битва за Берлин»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Работу выполнила:
Карпец Людмила Валерьевна,
воспитатель
Анадырь
2025 г.
Тема: «Битва за Берлин».
Возраст детей: Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: содействовать формированию у ребенка адекватной ценностной оценки представлений о военных действиях и социальных взаимоотношениях.
Программные задачи:
- уточнить и закрепить представление детей о битве за Берлин;
- способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий при взаимодействии со сверстниками;
- содействовать формированию понимания об истинных человеческих ценностях.
Словарная работа: разведка боем, наступательная операция, капитуляция.
Предварительная работа: цикл бесед о наступательной операции за Берлин, рассматривание фотографий, альбомов с техникой, разыгрывание битв.
Воспитатель приглашает детей в круг для обсуждения «важного вопроса»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Совсем скоро мы будем праздновать один из главных праздников нашей страны! Какой?
Ответы детей: День Победы!
Воспитатель: Да, День Победы! Этот праздник радостный, но со слезами на глазах. Как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Этому празднику предшествовала длинная и жестокая война. Целых 4 года наш народ воевал против фашистов. Было много битв и сражений, но больших и поворотных, когда враг терпел огромные поражения и отступал, было пять. Давайте вспомним какие это были сражения.
Ответы детей
Воспитатель: Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, Белорусская операция и битва за Берлин!
Находим на карте отмеченные ранее места битв.
Воспитатель предлагает пройти в зону просмотра презентации.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, песню и догадайтесь о какой битве сегодня пойдет речь?
Песня «Последний бой», первый куплет и припев
Ответы детей
Воспитатель: Соглашусь! И если перенестись во времени в 1945 год, то сейчас, в эти дни, идет последнее сражение – битва за Берлин или Берлинская наступательная операция! А как вы думаете, почему операцию назвали наступательной?
Ответы детей
Воспитатель: Потому что наши солдаты, уже защитили нашу Родину, отвоевали наши земли, но шли дальше, наступали на вражескую территорию, чтобы победить врага окончательно - заставить его признать поражение и прекратить все военные действия.
Воспитатель: Заключительным сражение в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин. Она длилась с 16 апреля по 8 мая 1945года. И была самой тяжелой за всё время. Давайте вместе разберемся почему.
За год до завершения войны Красная армия начинала думать о важности этой операции. Германия тоже к ней готовилась заранее. Уже в январе немцы начали готовить свою столицу - Берлин к обороне.
Воспитатель: На самом деле Берлин уже являлся природной крепостью, потому что был удачно расположен - окружен со всех сторон реками, каналами и лесами, а в окрестностях есть холмы, которые преодолеть ещё сложнее, чем водоёмы.
Воспитатель: Но враги были хитры и умны, они не надеялись на погоду, природные условия, и очень тщательно готовили к обороне не только Берлин, но и его окрестности!
- На улицах города были возведены баррикады – искусственные препятствия.
- Использовали всю возможную боевую технику, а танки, которые не могли ездить, превращали в неподвижные огневые точки. Их вкапывали в землю и прикрывали завалами битого кирпича, строительных материалов, мешками с песком и железными рельсами.
- Многоэтажные бункеры и жилые дома были оснащенные пулеметами и зенитными установками и были использованы как пункты обороны. Двери в помещения заваливали мешками с песком и землей, закрытые окна использовали как укрепления откуда велся прицельный огонь.
- Также немецкие солдаты использовали тоннели метро и подвалы для перемещения и нападения на советских солдат.
Воспитатель: Наша армия тоже активно готовилась к этому событию. Заранее разведчики сделали аэрофотосъемку города, получив больше 150 тысяч фотографий. Потом их распечатали и собрали в карту, по которой собрали точный макет города. На подступы к окрестностям города была стянута боевая техника. Какая?
Ответы детей
Воспитатель: танки, артиллерия (гаубицы, пушки, зенитные установки), авиация (истребители). По количеству военной техники наша армия в разы превосходила соперника.
Воспитатель: Участвовали во взятии Берлина три фронта. С трех сторон они должны были окружить город и взять в кольцо:
- 1 белорусский фронт, под командованием маршала Георгия Константиновича Жукова.
- 2 белорусский фронт, под командованием маршала Константина Константиновича Рокоссовского.
- 1 украинский фронт, под командованием маршала Ивана Степановича Конева.
Воспитатель: Считается, что наступательная операция началась 16 апреля. Но 13, 14 и 15 апреля тоже были значимыми днями в этой операции. По приказу Г.К. Жукова была произведена разведка боем. 13 и 14 апреля советские войска начали наступление, но не в полную силу. Чтобы враг проявился, показал свои огневые точки и солдаты смогли обнаружить, где расположены силы противника. А 15 мая всё прекратилось и больше ничего не происходило. Это сбило врагов с толку. Они решили, что наступление смогли отразить и отправили танковые войска обратно…
Воспитатель: А настоящее наступление случилось ночью 16 апреля, в три часа ночи по местному времени. Все ждали когда будет готова авиация и артиллерия 1-го белорусского и 1-го украинского фронтов. Когда все были готовы случилось то, что противник совсем не ожидал. Наша армия ослепила противника с помощью 143 мощных прожекторов. У немцев была прекрасная система ночного слежения и только сильный и внезапный свет прожекторов смогли их ослепить. Благодаря этому советская артиллерия и авиация смогли нанести сокрушительный удар по передовым позициям врага. А наша армия смогла продвинуться на 2 километра в Берлину. После такого смелого и быстрого наступления солдаты воспрянули духом.
Воспитатель: Но впереди еще много препятствий. Мы помним, что врагу помогало хорошее расположение города – каналы, реки. Но наши инженерные войска работали усиленно. Они ставили понтонный мосты, переправы, по которым перемещалось огромное количество нашей техники.
Воспитатель: Но холмы преодолеть было в разы сложнее, чем водоемы. Как думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Таким сложным препятствием стала местность города Зелова, который располагался недалеко от Берлина. Танки не могли передвигаться по крутым склонам холмов. Наступление пехоты тоже было очень сложным, ведь с холмов всё было отлично видно нашим врагам, а нам наоборот ничего не было видно. Иногда солдаты просто стреляли, не видя противника, наугад. Но через 3 дня и Зееловские холмы были взяты.
Воспитатель: 21 апреля советские солдаты ворвались в город. Но именно тут начались самые сложные бои.
Воспитатель: Но нет такой силы, которая смогла бы остановить нашего советского солдата. Хотя против них воевали все жители Берлина и даже подростки и дети. Бои проходили везде: на улице, в домах, подвалах, переходах, на крышах, чердаках, в метро. Минировалось всё, и даже мебель в домах.
Воспитатель: После нескольких дней сложнейших боев город взяли в кольцо, и 25 апреля произошла встреча с союзниками на реке Эльбе. Фашистам некуда было отступать.
Воспитатель: 30 апреля было взято главное здание Берлина – Рейхстаг. И солдаты Михаил Егоров и Мелитон Кантария первыми водрузили наше знамя Победы на крыше Рейхстага. Позже здание пылало красным цветом от советских флагов, которые оставляли наши солдаты.
Воспитатель: Всего за две недели, 14 дней наши солдаты смогли взять Берлин. 2 мая Германия сложила оружие! В этот день был подписан приказ о капитуляции.
Воспитатель: Но некоторые немецкие войска продолжали оборону города. И только 8 мая в 22:43 был подписан приказ о полной и безоговорочной капитуляции всей Германии. В берлинском предместье Карлхорст в здании бывшего военно-инженерного училища был подписан Акт о безоговорочной капитуляции всех вооруженных сил Германии. От Советского Союза капитуляцию фашистской Германии принял маршал Жуков.
Воспитатель: В Москве в момент подписания документа уже наступило 9 мая. Поэтому День Победы мы празднуем именно 9 мая!
Воспитатель: Ребята, мы с вами долго готовились к этому занятию! Кое-какие данные вспомнили, что-то новое узнали. Вы все запомнили? Всё понятно или остались вопросы?
Ответы детей. Уточнения по вопросам, если они остались.
Воспитатель: Как думаете, можно как-то проверить всё ли вы запомнили? Как?
Ответы детей
Воспитатель: Предлагаю вам небольшую викторину. За каждый правильный ответ будете получать знамя Победы. Отвечая на вопросы, попробуем на карте воспроизвести битву за Берлин.
Ребятам предлагается карта и макеты военной техники.
Вопросы:
- Когда началась Берлинская наступательная операция? (16 апреля)
- Что такое «разведка боем»? (наступление не в полную силу для обнаружения сил противника)
- Как наши враги укрепляли город? (баррикады, неподвижные огневые точки)
- Как наша армия готовилась к наступлению?
Раскладываем карту наступления на Берлин
- Какая военная техника принимала участие во взятии Берлина?
Разбираем макеты военной техники
- Сколько фронтов участвовало в наступлении? Почему?
Расставляем с ребятами военную технику по трём фронтам
- Какой трюк впервые использовали наши солдаты, чтобы ослепить противника?
(прожекторы) Включаем лампу
- Какие высоты нашей армии дались сложнее всего на подступах к Берлину? Почему? Находим на карте Зелов
- Какие сложности ждали наших солдат в Берлине? (Холмы)
- Когда наши солдаты взяли Рейхстаг? Когда на нем появилось знамя Победы? (30 апреля)
- Кто установил знамя Победы?
Устанавливаем фигуры солдат и знамени на Рейхстаге
- Почему Рейхстаг «горел» красным цветом?
- Что означает слово капитуляция? (полное поражение)
- Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции? (8 мая)
- Почему День Победы мы празднуем 9 мая, а не 8-го?
Дорогие ребята, мне очень радостно, что вы справились со всеми вопросами! И теперь нам предстоит важное дело. Все знамена, которые вы получили в этой викторине, предлагаю поместить на здание Рейхстага.
Дети наклеивают знамена на Рейхстаг.
Воспитатель: Ребята, у нас получилось воссоздать битву? Смогли мы одержать победу? Горит ли Рейхстаг от наших знамен? А все ли смогли получить знамя и водрузить его на Рейхстаг? А можно сказать, что победу принесли только те ребята, кто ответил на вопросы и завоевал знамя? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, Победа общая! Даже те, кто не ответил на вопросы, помогали распределять наши войска, мы вместе дошли до Берлина и победили! Как и солдаты, которые не дошли до Берлина внесли свой огромный, неоценимый вклад в общее дело – Победу над фашизмом!
Список литературы
https://www.kp.ru/putevoditel/istoriya/berlinskaya-nastupatelnaya-operatsiya-1945-god/
https://biographe.ru/history/bitva-za-berlin/
https://congo.mid.ru/ru/embassy/news/khronologiya_pobedy_shturm_berlina/
https://russiainphoto.ru/exhibitions/1045/#1
https://www.culture.ru/materials/50793/voina-za-mir
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"
Цель: формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....
Конспект педагогического мероприятия с детьми Тема: "Украсим матрешку "
Конспект педагогического мероприятия с детьми Тема: "Украсим матрешку"...

конспект педагогического мероприятия с детьми «Поделка кораблик из бросового материала»
Данное мероприятие разработано для детей второй младшей группы (ручной труд)....
Конспект педагогического мероприятия с детьми Тема: "Шофёр ведёт грузовую машину"
Составление рассказа "Шофёр ведет грузовую машину"...

Конспект педагогического мероприятия с детьми "Колыбельная для Пеленашки" (средняя группа)
Конспект занятия, на котором дети знакомятся с народной куклой Пеленашкой, её изготовлением, поют колыбельные песни....

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы :Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы...





















