Консультация для педагогов на тему " Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 263.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи старшего дошкольного возраста»
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей
Акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Последовательность работы с мнемотаблицами
Для работы с мнемотаблицами нужно придерживаться определенного плана.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Где можно использовать мнемосхемы?
• Обогащение словарного запаса.
• Обучение пересказу.
• Составление рассказов.
• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
• Отгадывание загадок.
Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.). Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе - по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов .При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов тоже можно использовать мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала
Дидактические игры с использованием мнемотаблиц
Мнемотехника многофункциональна. На основе использования её приёмов можно создать разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
В процессе своей работы я подобрала серию дидактических игр и упражнений, направленных на увеличение словарного запаса, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на умение составлять описательные рассказы, передавать связно и выразительно художественный текст, на составление сказок, творческих рассказов.
Примеры дидактических игр
1.Дидактическая игра «Лото – «Живой мир».
Задачи игры:
• закрепить знания о диких и домашних животных;
• учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам;
• обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных;
• подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных;
• развивать умение употреблять предложения сложных конструкций;
• воспитывать культуру речи;
• развивать координацию движений и умение владеть своим телом при показе пантомимы.
Мотивация: Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.
Правила игры: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
2.Игра «Какая сказка спряталась?»
Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.
3. Игра «Угадай, кто я?»
Развивает словарный запас, расширяет представления детей о характерных признаках и повадках животных.
Цель: составить описательный рассказ о животном.
Ход игры.
Вариант №1 Детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется рассказ.
Вариант №2 Детям предлагают мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и составить связный рассказ.
Вариант №3 Ребёнок сам создаёт мемотаблицу о каком – либо животном и предлагает другим детям угадать это животное.
4. Игра «Фантазёры».
Цель: развивать умение составлять творческие рассказы; закрепить понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец), учить использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
Для игры необходимо изготовить общую карту – схему и две карты схемы – помощницы для составления рассказов. Можно использовать общую карту - схему для составления рассказов, можно привлекать карточки из других схем. У каждого рассказа, составленным ребёнком должно быть: название, интересное содержание и конец.
Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет достаточно точно передать сюжет, не сбиваясь от начала до конца.
Вывод
Итак, используя мнемотехнику в процессе образовательной деятельности, я предполагаю, что у детей:
1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;
2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;
3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы;
4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;
5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;
6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.
Таким образом, мнемотехника может успешно использоваться педагогами и родителями для развития связной речи ребенка, а также для совершенствования его психических процессов – памяти, мышления, воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...

Консультация для педагогов на тему: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее з...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...

Стендовый доклад для педагогов на тему: "Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста".
Мнемотехника – это в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и в...


