ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вершино-Дарасунский детский сад №2
ДОКЛАД На тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ» Подготовил: педагог-психолог МБДОУ Вершино-Дарасунский детский сад №2 Е.В.Шолохова пгт. Вершино-Дарасунский, 2024г. Возраст от рождения до 7 лет рассматривается как уникальный период психо-эмоционального развития ребёнка. Решающими в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т.е. общение, обучающие воздействия, влияние окружающей среды, организация жизни в целом. При этом именно психолого-педагогическое воздействие во многом определяет уровень развития ребёнка. Необходимо учитывать общие закономерности этого возраста, индивидуальные особенности каждого ребёнка, что позволит определить «зону ближайшего развития». С этой целью в ДОУ создана особая культура поддержки и помощи ребёнку в социальной ситуации развития - служба психолого-педагогического сопровождения (СППС). Объект сопровождения: обеспечение психолого-педагогических условий. Предмет сопровождения: полноценное развитие личности ребёнка во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Цель: создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствие с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Задачи:
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребёнка в ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста. Для полноценного развития ребёнку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали и предоставляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта. Мы стремимся к созданию таких условий на протяжении всего дошкольного детства, но особое внимание уделяется детям раннего возраста. Работа в данном направлении позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития. Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста, в условиях нашего ДОУ состоит из двух блоков: I блок Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение I этап социологический.
II этап адаптационный.
II блок Сопровождение развития детей в группах раннего возраста. Комплекс мероприятий направленных на работу с администрацией, педагогами, родителями, детьми. Планирование работы по направлениям: организационная работа, медико-оздоровительная работа, психологическое обеспечение адаптационного периода, построение педагогического процесса. С целью комплексного подхода в организации помощи родителям в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста, эффективно взаимодействуют специалисты:
Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую и психолого-педагогическую диагностику:
Эффективность данной системы работы подтверждается анализом степени адаптации детей. Также в течении учебного года проводятся психолого-педагогические занятия по программе «Адаптируемся вместе». Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников. Начинается с момента прихода ребенка в ДОУ, заканчивается периодом перехода ребенка в подготовительную группу. Задачи:
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников заключается в:
|
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Для обследования применяются методический кейс «Диагностика готовности ребенка к школе», экспресс-диагностика Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Проводятся групповые занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста по программе Н.П.Слободняк «Я учусь владеть собой». Ведётся работа по формированию инициативности, самостоятельности, ответственности у детей подготовительной группы по программе Г.Б.Мониной «Лесенка роста». Занятия по формированию позитивной мотивации к обучению проходят по программе Н.Ю.Куражевой «Цветик – семицветик» Приключения будущих первоклассников.
Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи проводятся групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
- Поставленные цели и задачи реализуются
- Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
- Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
- Происходит повышение профессионального уровня педагогов
- Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной игры детей раннего и дошкольного возраста
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс кон...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отнош...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.Эпизоды из жизни, общественные сюжеты занимают значительное место в играх детей. В игре ...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».
Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1. Понятие – режиссерские игры2. Стадии развития ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...
