ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
материал

Шолохова Елена Викторовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sholohova.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вершино-Дарасунский детский сад №2

 

ДОКЛАД

На тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО

 СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ»  

Подготовил: педагог-психолог

МБДОУ Вершино-Дарасунский детский сад №2

Е.В.Шолохова

пгт. Вершино-Дарасунский, 2024г.

 Возраст  от рождения до 7 лет рассматривается как уникальный период психо-эмоционального развития ребёнка.

Решающими в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т.е. общение, обучающие воздействия, влияние окружающей среды, организация жизни в целом. При этом именно психолого-педагогическое воздействие во многом определяет уровень развития ребёнка. Необходимо   учитывать    общие закономерности этого возраста,  индивидуальные особенности каждого ребёнка, что позволит определить   «зону ближайшего развития».

С этой целью в  ДОУ создана особая культура поддержки и помощи ребёнку в социальной ситуации развития - служба психолого-педагогического сопровождения (СППС).

Объект  сопровождения:   обеспечение психолого-педагогических условий.    

 Предмет  сопровождения:   полноценное развитие личности ребёнка во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Цель: создание благоприятных условий  для развития эмоциональной сферы, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствие с его возрастными и  индивидуальными особенностями и склонностями.  

 Задачи:

  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям  с целью недопустимости  искусственного ускорения  и/или замедления развития;
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • Диагностика и коррекция нарушений развития и социальной адаптации;
  • Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий;
  • Поддержка родителей (законных представителей)  в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.

Направления работы по психолого-педагогическому    сопровождению:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психолого-педагогическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации учреждения, педагогов, родителей;
     

Программа обеспечения психологической безопасности

личности ребёнка в ДОУ.

  1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов.
  2. Система профилактики нарушений психо-эмоционального состояния детей средствами физического воспитания: оздоровительные игры, развитие движений, развитие мелкой моторики, формирование культурно-гигиенических навыков.
  3. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения:  использование  материалов различной структуры: круп, воды, ткани, песка и т.д.
  4. Элементы изотерапии: включение рисования красками в различные виды занятий, в свободную деятельность.
  5. Элементы музыкальной терапии: регулярно проводимые музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений.  
  6. Контроль и регулирование психо-эмоциональных и физических нагрузок с помощью релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики.
  7. Предоставление ребёнку возможно максимальной в соответствии с возрастом самостоятельности и свободы.
  8. Контроль самочувствия и настроения ребёнка, своевременная их коррекция.
  9. Создание комфортной предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Для полноценного развития ребёнку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали и предоставляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта. Мы стремимся к созданию таких условий на протяжении всего дошкольного детства, но  особое внимание уделяется детям раннего возраста. Работа в данном направлении позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития. Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста, в условиях нашего ДОУ состоит из двух блоков:

I блок         Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I этап социологический.

  • Социальный скрининг семьи, субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, прогноз адаптации («Анкета для родителей»);

 II этап адаптационный.

  • Режим посещения ДОУ (индивидуальный);
  • Отслеживание течения периода адаптации (лист адаптации);
  • Использование здоровьесберегающих технологий (игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия);
  • Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

II блок   Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

Комплекс мероприятий направленных на работу с администрацией, педагогами,  родителями, детьми. Планирование  работы по направлениям: организационная работа,  медико-оздоровительная работа, психологическое обеспечение адаптационного периода, построение педагогического процесса. С целью   комплексного подхода в организации помощи   родителям    в вопросах развития и воспитания   детей раннего возраста, эффективно взаимодействуют специалисты:

  • администрация ДОО;
  • воспитатель;
  • педагог-психолог;
  • медицинский работник;

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую  и психолого-педагогическую диагностику:

  • Медицинский скрининг (сбор анамнеза, заполнение индивидуальных карт развития);
  • Диагностика уровня адаптированности ребёнка к ДОУ А.С. Роньжина.
  • Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста Г.В. Пантюхиной, Голубевой;

Эффективность данной системы работы подтверждается анализом степени адаптации детей. Также в течении учебного года  проводятся  психолого-педагогические занятия по программе «Адаптируемся вместе». Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с  водой и песком с целью установления контакта с ребенком.

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников.

Начинается с момента прихода ребенка в ДОУ, заканчивается периодом перехода ребенка в подготовительную группу.

Задачи:

  • Формирование мотивации воспитанников на успешную деятельность.
  • Психологическое просвещение родителей, педагогов в вопросах воспитания и развития детей.
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников заключается в:

  • психологическом обследовании ребенка при переходе на каждый возрастной этап;
  • организации профилактических, коррекционных, развивающих мероприятий в зависимости от результатов, полученных в ходе обследования детей.
  • консультировании педагогов по результатам психологического обследования детей;
  • совместной деятельности с родителями (консультации   по итогам психологического обследования   детей,  по вопросам готовности к школе)
  • функционирование ПМПК;

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Для обследования применяются методический кейс «Диагностика готовности ребенка к школе», экспресс-диагностика Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Проводятся групповые занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста по программе Н.П.Слободняк «Я учусь владеть собой». Ведётся работа по формированию инициативности, самостоятельности, ответственности у детей подготовительной группы по программе Г.Б.Мониной «Лесенка роста». Занятия по формированию позитивной мотивации к обучению проходят по программе Н.Ю.Куражевой «Цветик – семицветик» Приключения будущих первоклассников.

Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи проводятся групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

  • Поставленные цели и задачи реализуются
  • Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
  • Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
  • Происходит повышение профессионального уровня педагогов
  •  Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной игры детей раннего и дошкольного возраста

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс кон...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отнош...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.Эпизоды из жизни, общественные сюжеты занимают значительное место в играх детей.  В игре ...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...