Создание предметно-развивающей среды в детском саду как условие повышение качества воспитания и обучения детей.
статья
Создание предметно-развивающей среды в детском саду как условие повышение качества воспитания и обучения детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ Хоринский детский сад «Золотой ключик»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Создание предметно-развивающей среды в детском саду как условие повышение качества воспитания и обучения детей»
.
Подготовила: воспитатель Помазкина Е. В.
Создание предметно-развивающей среды в детском саду как условие повышение качества воспитания и обучения детей.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги нашего детского сада испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
По мнению С. Л. Новоселовой, понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Для оптимального функционирования дошкольной организации и осуществления процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста необходимо уделять особое внимание созданию безопасной предметно-развивающей среды.
Организация развивающей среды в детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. В нашем детском саду предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам (центрам развития), что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования и составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для детей в группах созданы гендерные центры. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, различные транспортные игрушки, для девочек для работы с рукоделием, сюжетно-ролевые игры, тематические игрушки. В оформлении центров в старших группах присутствуют материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка нашего детского сада. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
При создании предметно-развивающей среды в детском саду педагоги используют принцип интеграции образовательных областей, способствующие формированию компетентностей у детей.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих центров для коммуникативного, познавательного, творческого и физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных центров. Большое внимание педагоги детского сада уделяют тому, чтобы предметы и игрушки, которыми действует ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием. Как принято в практике дошкольного образования, педагоги используют несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
- предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая, предметно-развивающую среду коллектив детского сада руководствовался следующими принципами:
1. среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
2. необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в детском саду, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

Сценарий педагогического совета «Технология исследовательской деятельности в детском саду как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
laquo;Скажи мне и – я забуду.Покажи мне – и я запомню.Дай мне действовать самому – и я научусь.»Китайская мудрость...

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада, как условие повышения качества образования
Инновационные технологии...

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада, как условие повышения качества образования
Выступление на педагогическом совете...

Семинар-практикум "Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования"
Семинар-практикум разработан и реализован с целью формирования у воспитателей принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические треб...

Консультация для педагогов на тему: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"
Цели:- формировать у воспитателей ДОУ принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогически...

Деловая игра по теме:« «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования».
Деловая игра по теме:« «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования»....