Воспитание детей в семьях разных типов. Взаимосвязь личности ребенка с порядком его рождения в семье.
консультация
Предварительный просмотр:
Новикова И.А., социальный педагог
структурного подразделения МАОУ
«ОЦ №3 «Созвездие» г.Вольска»-
детский сад «Капелька»
Консультация для родителей.
Воспитание детей в семьях разных типов.
Взаимосвязь личности ребенка с порядком его рождения в семье.
Почему в одной семье при одих и тех же родителях растут очень разные дети – по характеру, образу мышления, манере общения? С чем связваны подобные различия?
Специалисты отмечают, что у детей в зависимости от их положения в семье (старший, единственный, средний, младший ребенок) нередко можно наблюдать похожие особенности личности и аналогичные черты характера.
Тип семьи, в которой ребенок проживает свое детство, и степень старшинства, связанная с очередностью рождения детей в семье, во многом обусловливают тенденцию его дальнейшего личностного развития.
Конечно, такая связь не является абсолютной и не означает, что, если ребенок родился младшим или старшим, его судьба предрешена. Дети могут развиваться по-разному, но следует учитывать общее правило, чтобы лучше понимать исключение.
Следите за тем, чтобы изменения в составе семьи не приводили к ухудшению вашей семейной атмосферы.
Имейте в виду, что рождение каждого следующего ребенка всегда оказывает влияние на всех членов семьи.Порядок рождения, пол ребенка, разница в возрасте с другими сестрами и братьями- все эти факторы задают разные жизненные сценарии личностного развития детей.
Всегда радуйтесь появлению на свет очередного ребенка, независимо от того, кто родился – мальчик или девочка, не показывайте разочарования, если реальный потенциал здоровья и активности малыша не соответствует вашим ожиданиям. Реакция родителей на рождение нового члена семьи имеет большое значение для его дальнейшего успешного развития.
Постарайтесь понять, что каждый ребенок действует, думает и чувствует в соответстии и тем, как он воспринимает свое положение в семье и оценивает себя в семейной иерархии, в том числе среди братьев и сестер, если они у него есть.
Обращайте внимание на характер переживания ребенком своей позиции в семье;помогите ему установить добрые отношения с домочадцами, правильно вести себя, чтобы он нашел свое место в семейном коллективе.
Помните: осознание ребенком своего положения в семейной иерархии способствекут формированию его будущего отношения к жизни. Ребенок делает первые выводы о своей собственной значимости среди других детей и взрослых, испытывает первое чувство принадлежности к соей семье либо начинает ощущать себя посторонним в ней.
Учитывайте, что на развитие каждого из детей оказавают влияние:
- Смена местожительства;
- Наличие или отсутствие принадлежащего ему пространства в квартире;
- Мнение и взгляды взрослых членов семьи, степень их бытовой приспособленности;
- Традиции в проведении досуга;
- Стиль воспитания и манера общения с детьми;
- Характер взаимодействия родителей с сседями и отношение к окружающему миру.
Старайтесь избегать стандартных ошибок в воспитании детей с учетом очередности рождения – по старшенству или младшему возрасту.
Используйте рождекние как стимул для пересмотра обновления своих преждних взглядов,поиска новых жизненых смыслов. Пусть каждый ребенок займет в вашем сердце свое место.
Помните: единственный ребенок в семье больше, чем дети в других семьях, склонен оценивать себя по взрослым стандартам, поскольку у него нет брата для сравнения; учитывайте его особую чувствительность к правилам и ожиданиям родителей, уважайте его точку зрения.
Избегайте предпочтения в оказаниии особого внимания одному ребенку, если детей в семье двое и более, так как ничто так не травмирует малыша, как убежденность, что сестру или брата родители любят больше, чем его.
Контролируйте свои не всегда осознанные ожидания от самого старшего ребенка,чтобы он служил в семье образцом для младших.Это пробуждает у него стремление быть в семье единственным, первыми главным, развивает желание конкурировать с другими детьми любой ценой.
Присмотритесь к соему самому младшему ребенку, проконтролируйте, не привыкает ли он к тому, что о нем все заботятся, за него все решают другие;помогите ему почувствовать себя более самостоятельным и взрослым, избежать ненужной конкуренции с более успешными детьми.
Осознайте, как важно завоевать сердце каждого ребенка вне зависимости от того, единственный он, старший, младший или средний, растет а неполной семье или является близнецом.
Обязательно выделяйте родительское время на внимание и поддержку каждого из детей, вникайте в их пролемы и интересы.
Последовательность рождения в семье не должна фатально отражаться на пути развития ребенка.
Относитесь одинаково доброжелательно и внимательно ко всем детям в семье- от младшенького до самого старшего ребенка.
Дети оказывают влияние на родительское отношение к ним в той же степени, в какой родители влияют на поведение каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."
Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...

Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.
Нравственность - это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка....

проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»...
План работы проблемной площадки «Вовлечение родителей в образовательный процесс как условие воспитания социально активной и ответственной личности ребенка»
Для повышения профессиональной компетенции педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников в ДОУ работает экспериментальная проблемная площадка "Вовлечение родителей в образовательный п...
