«Использование биоэнергопластики в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
«Использование биоэнергопластики
в работе с детьми дошкольного возраста»
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
На сегодняшний день очень много материала, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: первая, помогающая непосредственному речевому развитию ребенка и, вторая, опосредованная, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии- как биоэнергопластика. Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики:
- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
- Эмоциональный (создание положительного настроя)
- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики посмотрим на видео:
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно придумать к ним пальчиковые движения.
Группа №1. Сказка «Знакомство с Чупой и Чупсом»
Сказка № 1
Упражнения
Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка
Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга
Жили они в небольшом уютном домике
Пальцы рук сложить «домиком»
Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода
«Язычок на прогулке»
Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак
«Чистим зубы»; «Расческа»
Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин
«Блинчики»
Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем
Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь
Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки
«Сладкое варенье»
А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру
«Чашка»
После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали играть в настольную игру «Футбол»
«Индюк»; «Футбол»
Сказка «Ленивый котёнок»
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).
Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.). То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).
Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».). Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.). Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.). Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).
Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!).
Сказка «Три поросёнка»
Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк решил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч» ?«Фокус» — щеки не раздувать.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Преимущества биоэнергопластики:
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Вот коротко и всё о биоэнергопластике.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование биоэнергопластики
в работе с детьми дошкольного возраста»
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
На сегодняшний день очень много материала, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: первая, помогающая непосредственному речевому развитию ребенка и, вторая, опосредованная, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии- как биоэнергопластика. Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики:
- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
- Эмоциональный (создание положительного настроя)
- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики посмотрим на видео:
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно придумать к ним пальчиковые движения.
Группа №1. Сказка «Знакомство с Чупой и Чупсом»
Сказка № 1
Упражнения
Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка
Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга
Жили они в небольшом уютном домике
Пальцы рук сложить «домиком»
Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода
«Язычок на прогулке»
Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак
«Чистим зубы»; «Расческа»
Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин
«Блинчики»
Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем
Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь
Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки
«Сладкое варенье»
А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру
«Чашка»
После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали играть в настольную игру «Футбол»
«Индюк»; «Футбол»
Сказка «Ленивый котёнок»
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).
Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.). То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).
Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».). Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.). Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.). Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).
Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!).
Сказка «Три поросёнка»
Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк решил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч» ?«Фокус» — щеки не раздувать.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Преимущества биоэнергопластики:
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Вот коротко и всё о биоэнергопластике.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности внедрения биоэнергопластики в логопедический процесс дошкольной образовательной организации, проведение коррекции сложных нарушений звукопроизнос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию ...

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Использование биоэнергопластики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую...
"Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми ОВЗ"
Использование артикуляционой гимнастики с биоэнергопластикой помогает длительно удерживать интерес и поддерживать мотивационную готовность ребенка к логопедическим занятиям, облегчает и ускоряет проце...

Презентация для педагогов "Использование биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОНР"
Целью презентации является - ознакомление педагогов ДОУ со здоровьесберегающей технологией биоэнергопластикой для использования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР....
