«Использование биоэнергопластики в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Анна Геннадиевна Матвеева

«Использование биоэнергопластики

в работе с детьми дошкольного возраста»

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

На сегодняшний день очень много материала, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: первая, помогающая непосредственному речевому развитию ребенка и, вторая, опосредованная, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии- как биоэнергопластика. Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

- Эмоциональный (создание положительного настроя)

- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

 

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

 

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики посмотрим на видео:

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно придумать к ним пальчиковые движения.

Группа №1. Сказка «Знакомство с Чупой и Чупсом»

Сказка № 1

Упражнения

Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка

Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга

Жили они в небольшом уютном домике

Пальцы рук сложить «домиком»

Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода

«Язычок на прогулке»

Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак

«Чистим зубы»; «Расческа»

Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин

«Блинчики»

Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем

Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь

Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки

«Сладкое варенье»

А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру

«Чашка»

После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали играть в настольную игру «Футбол»

«Индюк»; «Футбол»

 

 

Сказка «Ленивый котёнок»

 Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).

Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.). То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).

Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».). Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.). Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.). Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).

Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!).

Сказка «Три поросёнка»

 

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)

Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)

А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

В это время Волк решил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч» ?«Фокус» — щеки не раздувать.)

Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)

А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

 

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Вот коротко и всё о биоэнергопластике.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

 

В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio.odt24.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование биоэнергопластики

в работе с детьми дошкольного возраста»

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

На сегодняшний день очень много материала, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: первая, помогающая непосредственному речевому развитию ребенка и, вторая, опосредованная, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии- как биоэнергопластика. Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

- Эмоциональный (создание положительного настроя)

- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

 

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

 

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики посмотрим на видео:

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно придумать к ним пальчиковые движения.

Группа №1. Сказка «Знакомство с Чупой и Чупсом»

Сказка № 1

Упражнения

Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка

Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга

Жили они в небольшом уютном домике

Пальцы рук сложить «домиком»

Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода

«Язычок на прогулке»

Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак

«Чистим зубы»; «Расческа»

Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин

«Блинчики»

Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем

Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь

Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки

«Сладкое варенье»

А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру

«Чашка»

После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали играть в настольную игру «Футбол»

«Индюк»; «Футбол»

 

 

Сказка «Ленивый котёнок»

 Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).

Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.). То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).

Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».). Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.). Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.). Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).

Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!).

Сказка «Три поросёнка»

 

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)

Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)

А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

В это время Волк решил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч» ?«Фокус» — щеки не раздувать.)

Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)

А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

 

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Вот коротко и всё о биоэнергопластике.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

 

В. А. Сухомлинский

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности внедрения биоэнергопластики в логопедический процесс дошкольной образовательной организации, проведение коррекции сложных нарушений звукопроизнос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию ...

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Использование биоэнергопластики в коррекции    звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Использование биоэнергопластики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую...

"Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми ОВЗ"

Использование артикуляционой гимнастики с биоэнергопластикой помогает длительно удерживать интерес и поддерживать мотивационную готовность ребенка к логопедическим занятиям, облегчает и ускоряет проце...

Презентация для педагогов "Использование биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОНР"

Целью презентации является - ознакомление педагогов ДОУ со здоровьесберегающей технологией биоэнергопластикой для использования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР....