« Методы и приёмы проведения занятий с детьми первого года жизни».
консультация
доклад « Методы и приёмы проведения занятий с детьми первого года жизни».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные методы и приёмы проведения занятий с детьми
первого года жизни.
1. Развитие эмоционального общения с взрослым (стимуляция «комплекса оживления», включение общения в практическое сотрудничество ребенка с взрослым). Взрослый улыбаясь, наклоняется над ребенком, стараясь «поймать» его взгляд, поглаживает его, придаёт голосу певучий, ласковый оттенок. Привлекает внимание ребенка и переводит его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться улыбка, смех, различные голосовые реакции.
2. Развитие сенсорных процессов (зрительного и слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, двигательно-кинестетических ощущений). Сначала стимулируется зрительная фиксация на лице взрослого и на игрушке, затем формируется плавность прослеживания в горизонтальной и вертикальной плоскостях, устойчивость фиксации взора при изменении положения головы и туловища. На более поздних этапах доречевого развития необходима выработка зрительных дифференцировок.
Для развития слухового восприятия используют период, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии - в период несильного плача. Взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания и успокоения. Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в пространстве. В качестве звуковых раздражителей используются различные по звучанию игрушки, а также голос взрослого. Если ребенок с двигательной патологией не может сам повернуть голову к источнику звука, это делается пассивно.
3. Формирование подготовительных этапов понимания речи. Подготовка начинается с развития восприятия различных интонаций голоса взрослого и адекватной реакции на них (улыбки, смеха или обиды, плача). Первичное понимание обращенной речи происходит при совпадении звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, который оно обозначает. Для запоминания используется двусложные лепетные слова или звукоподражания. Важным разделом работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности ребенка. В ходе развивающей работы необходимо учитывать этапы доречевого и раннего речевого развития: недифференцированная голосовая активность, гуление, лепет, лепетные слова и звукоподражания, общеупотребительные слова и т.д. взрослый стимулирует у детей любые доступные голосовые, звуковые реакции, а в последующем - слова.
Для общения с окружающими у детей с задержкой доречевого и речевого развития взрослый формирует мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, вырабатывает и закрепляет навыки произвольного произнесения слогов, слоговых комплексов, облегченных слов.
4. Формирование движений рук и действий с предметами. При педагогической работе необходимо учитывать этапы становления моторики кистей и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук взрослый добивается нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Далее проводит массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук, постепенно переводя их в активную форму. Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче.
Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Ребенку вкладывают в руку игрушки, которые должны быть различными по форме, величине, весу, фактуре, температуре. Это способствует узнаванию их на ощупь. Затем ребенка поощряю тянуться к лицу и висящим в кроватке ярким предметам. Ребенок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. Важно обучать ребенка не только захвату предмета, но и его высвобождению (отпусканию). Разжимание кисти облегчаю потряхиванием ее в сторону мизинца поворотом руки ладонью вверх. Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребенка побуждают брать (хватать) игрушки из разных положений - снизу, сверху, сбоку от него. Вслед за этим (с 1 года) развивают простые предметные действия, при необходимости выполняемые пассивно или пассивно-активно.
5. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции.
При проведении развивающей работы по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата используются следующие методы логопедического воздействия: дифференцированный логопедический массаж лицевой, губной и язычковой мускулатуры (расслабляющий или стимулирующий), точечный массаж, пассивная и элементы активной артикуляционной гимнастики, искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии). Данную работу следует начинать с ослабления проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на их лучшее спонтанное включение в артикуляционный процесс.
6. Коррекция кормления, стимуляция рефлексов орального автоматизма, подавление оральных автоматизмов. С первых недель и месяцев жизни с детьми, имеющими двигательную патологию, проводят последовательную стимуляцию рефлекторного развития. У детей первых месяцев жизни - это стимуляция сосания и глотания.
Нормализация процесса кормления является жизненно важным для ребенка. Активность акта сосания зависит от своевременного проявления и выраженности рефлексов орального автоматизма. При их отсутствии или недостаточной выраженности используются приемы по стимуляции безусловно-рефлекторной активности.
После 3-4 месяцев рефлексы орального автоматизма необходимо активно подавлять. Для этого ребенок помещается в «рефлекс - запрещающую позицию», взрослый одной рукой нежно прикасается к губам ребенка ваткой, соской или пальцем, а другой препятствую рефлекторному движению губ.
7. Развитие дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка). Эту работу начинают с первых месяцев жизни ребенка. Вначале проводят общие дыхательные упражнения, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.
Процесс обучения маленьких детей на занятиях должен быть управляемым. Для этого необходимо направлять все действия и усилия детей соответственно выбранным приоритетам в развивающей работе. Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать основным общедидактическим принципам - доступности, наглядности, поэтапности, вариативности, повторяемости и концентричности.
Кроме того, нужно учитывать, что частая смена характера и вида активности детей позволяет переключать ребенка с одной деятельности на другую, поддерживая его интерес, снимая утомление, увеличивая объем внимания, стимулируя его активность. Частая смена характера и вида активности детей определяет комплексный подход к обучению детей 1-го года жизни, предусматривающий всестороннее развитие детей, формирование первых социальных потребностей и способов их удовлетворения в процессе становления разных видов деятельности. Таким образом, занятие становится комбинированным, т.е. состоящим из отдельных самостоятельных частей или игр, посвященных разным задачам развития и коррекции детей, но объединенных в единое эмоциональное или содержательное общение взрослого с ребенком.
Следующим немаловажным методом в построении занятия является эмоциональная выразительность в общении с ребенком, которая достигается особым поведением взрослого. Эмоциональность воспитателя становится необходимым условием успешного обучения, так как она стимулирует активность, поддерживает интерес и внимание к игрушкам, играет информативную роль в развитии детей.
Поддержание активности и создание условий для посильной самостоятельности являются одними из важнейших факторов при построении индивидуальных занятий с детьми младенческого возраста. Воспитатель должен планировать занятие на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение игровых задач требовало от ребенка активной психической деятельности. При недостаточной нагрузке, неправильно подобранных приемах обучения малыш превращается в пассивного созерцателя, за которого все делает взрослый. Если же игра сложна для малыша, она не принесет ни развивающего, ни коррекционного эффекта.
Важными условиями обучения детей должны стать личностно ориентированный и дифференцированный подходы.
Личностно ориентированный подход позволяет обеспечить включение механизма общения и формирование чувства привязанности у ребенка к определенному взрослому. Дифференцированный поход позволяет определить основные задачи обучения для каждого ребенка в зависимости от уровня его развития, определить направления, задачи, содержание и организацию развивающей работы в зависимости от складывающихся тенденций в структуре основного нарушения, вторичных отклонений в развитии и влияния неблагоприятных факторов риска.
При планировании и проведении индивидуального занятия воспитатель должен учитывать психофизиологические условия, влияющие на ответные реакции детей 1-го года жизни: соматическое состояние ребенка, уровень функциональной активности коры головного мозга, состояние возбудимости подкорковых центров, вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов, обязательное участие двигательного анализатора в целях развития познавательной активности и т.д.
Таким образом, личностно ориентированный и дифференцированный подходы, а также соблюдение психофизиологических условий позволят эффективно использовать потенциальные возможности ребенка и выстроить систему занятий, находящихся в зоне его ближайшего развития.
Наиболее соответствующей возрасту детей формой коррекционного воздействия является игра, которая помогает ребенку усваивать умения в интересной, эмоциональной атмосфере. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетая занимательность, эмоциональную привлекательность с развивающим и коррекционным эффектом. При выборе и проведении игр необходимо чутко следить за поведением ребенка, подстраиваться к его возможностям, реакциям и настроению.
Формой организации занятий на всех этапах развивающей работы является индивидуальное комплексное занятие. Планирование занятия, определение его содержания требуют тщательной заблаговременной подготовки нужных пособий и материалов, выбора адекватных приемов обучения, необходимости детально продумывать структуру и ход занятия.
Содержание индивидуального комплексного занятия опирается, с одной стороны, на результаты обследования ребенка и его индивидуальную программу развития, а с другой - на содержание коррекционно-развивающей работы для детей с ранним отставанием в развитии.
Структурно индивидуальное занятие может состоять из нескольких сменяющихся частей. Обязательными условиями планирования и проведения занятия должны быть следующие:
- начинаться занятие должно с установления эмоционального контакта с ребенком;
- работу по развитию движений руки и действий с предметами (с учетом рекомендаций врача-невропатолога) предваряют приемы массажа и лечебной физкультуры;
- упражнения дыхательной гимнастики чередуются с другими играми и упражнениями;
- массаж мимической и жевательной мускулатуры (если он рекомендован врачом) проводится перед упражнениями артикуляционной гимнастики и играми по стимулированию звуковой активности;
- заканчиваться занятие может игрой, развивающей первые контакты между детьми, или самостоятельной игрой ребенка с понравившейся ему игрушкой, с которой он научился действовать на занятии и результат этого действия доставлял ему радость. Это позволяет педагогу плавно перевести ребенка из ситуации игры и общения с взрослым на занятии к самостоятельному активному бодрствованию
Выбор адекватных методов и приемов обучения является следующим важным условием при планировании и проведении занятия.
Основным является метод совместного действия ребенка и взрослого. При освоении умения схватывать, ощупывать, манипулировать, выполнять предметные действия активно используется прием работы ручками ребенка, а также поддерживающие и направляющие приемы. Ближе к уровню развития, соответствующему 8-9-му мес. в жизни нормально развивающегося ребенка, целесообразно использовать активные приемы: выполнение действий по жестовой инструкции, по показу с опорой на образец и в сочетании со словесным обозначением действия.
Среди приемов обучения важную роль должны занимать приемы, стимулирующие активность ребенка. К ним можно отнести такие приемы, как поглаживание, потряхивание, прикосновение, тормошение, скольжение, ощупывание, легкое щекотание, прижатие к груди, покачивание и т.д.; все приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, поколачивание, пощипывание, надавливание или легкое сдавливание.
Активность детей на занятиях поддерживается сменой основных контактных и неконтактных позиций ребенка и взрослого, таких, как позиция ребенка на руках у взрослого «под грудью»; позиция ребенка на коленях у взрослого; позиция ребенка на груди у взрослого в положении на животе; держание ребенка на весу, держание ребенка в вертикальном положении на руках с опорой головы на плечо взрослого (ребенок расположен спиной к взрослому), держание ребенка на руке «в люльке», позиция ребенка «сидя» на коленях у взрослого, между ног взрослого в сочетании с положением ребенка на спине, на животе, на боку, «сидя», «стоя» и т.д.
Большую роль в стимулировании активности ребенка приобретают приемы показа разнообразных по цвету, форме, величине игрушек: демонстрация разнообразных по материалу, фактуре, объему, температуре и упругости предметов; демонстрация звучания музыкальных инструментов, прятанье и нахождение разнообразных звучащих игрушек; обращение взрослого к ребенку с использованием разговорного голоса, шепотной речи и беззвучного артикулирования, напевание ребенку песенок, потешек.
Для того чтобы ребенок мог испытать чувство радости и удовлетворения от удачного действия, мог оценить и зафиксировать результат действия, педагог должен использовать приемы поощрения.
Малыш, особенно в первые полгода, очень чувствителен к эмоционально-тактильным воздействиям: поглаживанию, потряхиванию, поцелуям, тормошению, эмоциональному заигрыванию и т.д.
Для маленьких детей (начиная с 5-го мес. жизни) наиболее значимой становится интонация похвалы взрослого и выражение его лица. Но при этом нужно понимать, что одни и те же слова похвалы быстро перестают восприниматься ребенком и, напротив, разнообразная похвала становится наиболее удачным приемом поощрения.
В качестве особых приемов поощрения (во втором полугодии жизни) можно использовать новые интересные игрушки, с которыми ребенок еще не играл, или, наоборот, ту игрушку, которая понравилась ему на занятии. Наиболее эффективными в это время становятся приемы с использованием «сюрпризных моментов»: сюрпризной сумочки, коробочки, корзинки с разнообразными предметами и игрушками, с которыми ребенок еще долго после занятия может играть. В качестве приема похвалы (ближе к одному году) можно использовать катание ребенка на игрушечной лошадке, машине, паровозике, катание с горки и т.д.
В достижении положительного результата обучения в ходе занятий большое значение имеет познавательная и коррекционная ценность материала и пособий.
Огромные возможности для развития и коррекции детей заложены в народных игрушках: матрешках, неваляшках, пирамидках, жостовских подносах, деревянных ложках, сборно-разборных игрушках - бочатах, шарах и матрешках. Весьма ценны богородские деревянные игрушки, имитирующие различные трудовые действия. Богатые возможности таят в себе различные деревянные подставки, коробки для сыпучих материалов, деревянные хлебницы. Незаменимы в занятиях с маленькими детьми погремушки. Они могут быть подобраны по звуковым характеристикам, по цвету, по форме, по назначению: геометрические и сюжетные, по фактуре, по конфигурации ручки и т.д. Для целенаправленного развития детей необходим разнообразный материал, поэтому в качестве игрушек можно использовать почти любые предметы - тесемки, шнурки, катушки, плетеные веревочки, лоскуты материи и пр. при условии, чтобы они были чистыми и безопасными.
Немаловажную роль в подготовке занятий играет речевой материал. Русский фольклор - потешки, прибаутки, шутки, частушки, заклички, приговорки, колыбельные песни, небылицы-перевертыши, дразнилки, переклички, молчанки и т.д. - содержит немалое богатство: речевое, смысловое, интонационное и звуковое. Ласковый говор и интонационная выразительность этих произведений позволяют легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт, они хорошо вписываются в содержание любой игры, привлекая внимание ребенка, доставляя ему радость.
Обучение детей проходит успешно при условии его правильной организации. Для проведения занятий в режиме дня отводится специальное время: во втором и третьем отрезках бодрствования детей. Индивидуальная работа проводится ежедневно с каждым ребенком спустя 20-30 минут после еды.
Дифференцированный подход к организации занятий и их длительности требуется недоношенным детям (с I-II степенью недоношенности), детям с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости, синдромом вегетативно-висцеральных нарушений, детям после перенесенных соматических заболеваний и вновь поступившим в учреждение. Время занятий у этих детей должно сокращаться, но при этом можно увеличивать их частоту, т.е. с ребенком целесообразно заниматься два раза в день в разные периоды бодрствования. Дети с синдромом вегетативно-висцеральных нарушений должны заниматься не ранее чем через 30 минут после кормления (или в конце бодрствования).
Критерием правильно организованного и проведенного занятия является поведение детей после его завершения. Если дети активны, спокойны, продолжают интересоваться игрушками, не кричат, не начинают плакать, сразу же не засыпают, то такое занятие по длительности, психоэмоциональной и двигательной нагрузке спланировано и проведено правильно.
Так, как развитие ребёнка – это неразрывный процесс обучения на занятиях и в повседневной жизни, невозможно не сказать и о режимных моментах. Гигиенические процедуры, с 9-и месяцев приучать детей к положительному высаживанию на горшок, получать радостные эмоции от водных процедур, отлично помогают опять же речевой материал, ласковая интонация в голосе взрослого.
В процессе кормления формировать умения: придерживать бутылочку двумя руками; подносить её корту(4мес.); есть полугустую пищу с ложки; пить из чашки которую держит взрослый(5-6 мес.); пить из чашки держа её руками, есть корочку хлеба(7-10мес.); аккуратно пользоваться салфеткой. Все эти умения и навыки начинают формировать в игровой форме с использованием потешек, песенок в момент бодрствования ребёнка. Важно учитывать, что ребёнок не должен быть голодным, в противном случае у ребёнка могут возникнуть отрицательные эмоции, раздражение, плач.
Правильно организованный сон и активное бодрствование занимают большое место в жизни ребенка, как 1-го года жизни, так и последующих. Для осуществления качественного развития ребёнка, необходимо в промежутках бодрствования обеспечить сон детей. В спальне нужно хорошо проветрить, сделать влажную уборку, создать комфортную обстановку. Переодев ребёнка. Тихо напевая колыбельные песенки, воспитатель укладывает деток спать в кроватки. Желая им спокойных снов используя художественное слово.
ГБУЗ ТО « Тюменский специализированный дом ребёнка»
Доклад на тему:
« Методы и приёмы проведения занятий
с детьми первого года жизни».
Выполнил: воспитатель
группы «Капелька»
Никулина Елена Васильевна
Апрель 2018 г.
Тюмень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.
Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

Статья "Использование проектного метода на музыкальном занятии с детьми шестого года жизни"
Статья представлена в форме творческого отчета по экспериментальной работе с детьми на музыкальных занятиях...

Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"
Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.Включает в себя:1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста ...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯ ДОМА РЕБЕНКА
доклад на Медико-Педагогической конференции дома ребенка...

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.
Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.
Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....
Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.
Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....