Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи. Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном учреждении каждый педагог использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях могут использоваться: физкультминутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз, психогимнастика, игротерапия. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Чтобы помочь ребенку скорректировать некоторые психические процессы, мною было разработана и внедрена в практику работы детского сада методическая разработка по использованию нейроигр и упражнений для развития детей старшего дошкольного возраста. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность работы обусловлена тем, что нейропсихологические упражнения универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.
Цель: создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста посредством нейроигр и упражнений.
Задачи
-способствовать улучшению двигательной координации;
-способствовать улучшению освоения учебного материала;
-развитие мелкой моторики;
-улучшение внимания, памяти, речи, мышления;
-развитие творческих способностей.
На занятиях с детьми применяются: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, игры на межполушарное воздействие, кинезиологические игры, массаж и ритмы.
Ожидаемый результат
У детей повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; сформируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее, логичнее.
Использование нейпропсихологических игр и упражнений способствует развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные изменения у нормально развивающихся детей. Ведь только через игру мы можем помочь ребенку развивать навыки социально-комуникативного взаимодействия, эмоционального раскрепощения.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
- следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- необходимо выполнять упражнения регулярно.
Игра «Повтори по точкам» – игра разных уровней сложностей.
Цель: закрепляют знания о природном и предметном окружении, закрепляют математические представления, развивают логическое мышление.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры.
Первый уровень сложности – это простые схемы, второй уровень – это усложненные схемы с большим количеством точек, как правило, состоящие из нескольких деталей.
Ход игры: предложить детям повторить заданный рисунок-схему по точкам. Главное условие – правильно посчитать количество точек, которое отведено на отдельный элемент. Игра очень увлекает детей и закрепляет много знаний по разным образовательным областям.
Игра «Классики для пальчиков»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости; синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей; оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Ход игры: ребенок двумя пальцами обеих рук одновременно проходит игровое поле, как будто играет в классики пальчиками.
Игра «Ухо – нос – хлопок»
Цель: улучшение мыслительной деятельности, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Описание игры: Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью да наоборот.
Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры и упражнения могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....
План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Мастер - класс для воспитателей Тема: "Нейропрописи как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у дошкольников"
Нейропрописи - уникальный комплекс веселых и познавательных упражнений, которые постепенно приучат дошкольника к правильному положению руки во время письма, усидчивости во время занятия. Упражнения по...
Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...

Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности
Нейроигры — это игры, которые специально разработаны для стимуляции и развития мозговой деятельности детей. Они помогают активизировать межполушарное взаимодействие и стимулировать речевую активность...
«Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности»
Рука является вышедшим наружу головным мозгомИ. Кант Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтеньПояснительная записка Давно не секрет, что в с...
Проект на тему: «Нейроигры, как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у детей дошкольного возраста».
Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышлени...



