Как ткань из леса пришла
проект (старшая группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Люди давно научились делать шелковые ткани, но стоили они дорого. Прошло много времени, как учёные изобрели первые мотки искусственного шёлка. «Это настоящее чудо, созданное человеком! — сказал русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. Откуда же берётся искусственный шёлк? Как его получают из ели? Что из него делают? Создание такого проекта даст детям не только возможность понять, что делают из искусственного шёлка и какими свойствами он обладает, но и сформирует бережное отношение к  одежде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Информационно - исследовательский проект

 «Как ткань из леса пришла»

Педагоги:

Паршина Мария Александровна, учитель – логопед

Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель

Санкт-Петербург

                                                   2025

Актуальность:

Люди давно научились делать шелковые ткани, но стоили они дорого. Прошло много времени, как учёные изобрели первые мотки искусственного шёлка. «Это настоящее чудо, созданное человеком! — сказал русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. Откуда же берётся искусственный шёлк? Как его получают из ели? Что из него делают? Создание такого проекта даст детям не только возможность понять, что делают из искусственного шёлка и какими свойствами он обладает, но и сформирует бережное отношение к  одежде.

Паспорт проекта

Проблема

Можешь ель нам подсказать,

Как искусственный шёлк создать?

Полное наименование

проекта

«Как ткань из леса пришла»

Тип проекта

 Информационно - исследовательский

Цель проекта

Способствовать формированию у детей представлений о способе получения вискозного волокна из еловой древесины.

Задачи проекта

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с искусственным шёлком и обратить внимание на его свойства(гнётся, не мнется, режется,  впитывает влагу и намокает, пропускает воздух, быстро сохнет, горит)и качества ( гладкий, блестящий, тонкий, прочный и не рвётся).Формировать представления о способе изготовления искусственного шёлка, показать связь качества с назначением вещи.

Развивающие:

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов.

 Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к предметам одежды.

Образовательные области

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально –

коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Период  (продолжительность)  и этапы реализации проекта

Краткосрочный

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

для детей

для педагогов

для родителей

для ДОУ

Дети получили новые представления о получение искусственной ткани из древесины ели.

Повысили уровень знаний педагогов о технологии проблемного обучения в ДОУ.

Позволили родителям проявлять инициативу и занять активную позицию в планировании и реализации мероприятия.

Создали мотивационную среду для работы у педагогических сотрудников ДОУ.

Участники проекта

Воспитанники старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители и ближайшие члены семьи

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

1 этап – целеполагание: Проблемная ситуация с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности: «Ёж одежду сшить спешит, к ёлке за тканью он бежит» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, можно ли из ели сделать ткань.  

2 этап – разработка проекта. Обсудили с детьми мероприятия проекта и решили привлечь родителей группы. Цель: привлечь внимание участников образовательного процесса группы к деятельности.  

3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проекта (разучивание подвижных игр, ритмических композиций, раскрашивание раскрасок и т.д.). Цель: создавать условия для творческой самореализации детей группы.

4 этап –Картонный фильмоскоп с диафильмом «Как нам ель нитки подарила»

 Цель: развивать практические навыки детей при создании серии иллюстраций с последовательностью сюжета о создании искусственного шёлка из древесины ели

Презентация проекта

Диафильм «Как нам ель нитки подарила»

Перспективы развития проекта

«Из чего ещё делают ткани? Нужно ли беречь одежду? Смогут ли люди в своей жизни обходиться без них?»

Оценка результативности проекта

В ходе проекта мы постарались предоставить дошкольникам возможность путём исследовательской деятельности продемонстрировать свои знания, умения и навыки в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Комплексно – тематическое планирование проекта:

ОО «Физическое

развитие»

Речь с движением «Лесорубы», «Вискозное волокно»

Пальчиковая игра: «Лесорубы дерево срубили» , «Шишку я в руках катаю»

Гимнастика для глаз: «Вот стоит большая ёлка, вот такой высоты…»

Подвижные игры: Хороводная игра «Клубок», «Ткачиха»

РППС: мнемотаблица - гимнастики для глаз

ОО «Социально –

коммуникативное

развитие»

 Сюжетно – ролевая игра магазин «Мир тканей»

Театрализация «Как кроту штанишки сшили» Милер Зденек, Петишка Эдуард

ОО «Познавательное

развитие»

ФЦКМ «Как делают нитки, и ткань из ели»

Опыты «Древесина ели, ее качества и свойства», «Бумага из древесины», «Свойства и качество бумаги», «Свойства и качества искусственного шёлка», «Вискозное волокно», «Исследование коры и ствола»

РППС: «Разложи по порядку: от дерева до нитки», игра парочки «От древесины до ткани»

ОО «Речевое развитие»

НОД  составление рассказа  « На ткацкой фабрике» (учебно – наглядное пособие«Кем быть?» Н.В. Нищева)

Рассказывание по серии картин «Как делают бумагу»

Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Г. Ганейзер «Шелковинка», О.Б. Тризна «Шёлк», аудиоэнциклопедия с Чевостиком «Удивительные насекомые» (Тутовый шелкопряд», «Откуда берётся шёлк?»), Герман Вагнер «Шёлк»,В. Пилован «Шелкопряд»,Ф. Левствик «Кто сшил Видеку рубашку», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Просмотр передачи: Галилео «Как получить шёлк и шёлковые ковры», Почемучкина сказка «Как из ёлки платье сделали»

Мультфильмы: «Ситцевая улица», «Дождь» (по рассказу Б. Шергина), мультурок «История появления тканей», «История про шелк» (2022 г) 

РППС: выставка книг в книжном уголке, серия картин «Как делают бумагу?», «Назови переплетение ткани»

ОО «Художественно – эстетическое

развитие»

Рисование «Расписные ткани», Лепка«Еловая веточка с шишкой», Конструирование из полосок бумаги «Плетение ткани»

РППС: разрезные картинки «Одежда из вискозы», Василий Тропинин «Пряха», Николай Дубовский «Пряха», Е. В. Маковский «Ткачиха с внучками»

Прослушивание музыкальных произведений

русская народная песня «Прялица», Фиксипелки «Ниточка»

Работа с родителями:

Видеоэкскурсия в музей шелка в Коломне. Экспозиция «Россия в шелках» (для просмотра родителям)

Чтение И. Акимушкин «Какая нить в природе самая тонкая?»

Выставка «Поделки из ниток и ткани (скрутка)»

Список используемой литературы:
Н.А. Рыжова, методическое пособие «Наши деревья», Москва, 2015 г

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Москва, ТЦ «Сфера», 2002 г

Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»  М.: ТЦ «Сфера», 2017 г

А. Авербух, «Что делает химия из древесины», Москва, издательство «Лесная промышленность», 1970 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшем дошкольном возрасте «Откуда пришли нитки», рисование на ткани.

Цель:Развивать любознательность, познавательные интересыЗакрепить знания детей о том, что ткани ткут из ниток, рассказать о том, откуда берутся ниткиАктивизация словаря: лен, хлопок, конопля, тутовый ...

Презентация Откуда к нам пришла ткань

содержание презентации отражает виды ткани, их проихождение, использование в жизни, применение...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Откуда ткань к нам пришла».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Откуда ткань к нам пришла»....

Как бумага из леса пришла

Бумага - доступный для ребенка  материал, который широко применяется в его жизни. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги и ее свойст...

Как бумага из леса пришла

Бумага - доступный для ребенка  материал, который широко применяется в его жизни. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги и ее свойст...

Как ткань из леса пришла

Люди давно научились делать шелковые ткани, но стоили они дорого. Прошло много времени, как учёные изобрели первые мотки искусственного шёлка. «Это настоящее чудо, созданное человеком! — с...